Поиск..

Лента новостей Регион

Татьяна Полоскова: «К сожалению, ваш регион уже давно превратился в коммерческий проект».

.

По окончании боевых действий на Днестре, российские миротворцы стали в этом регионе гарантом мира. Сейчас его поддерживают 402 российских военнослужащих, 492 приднестровских, 355 молдавских, а также 10 военных наблюдателей от Украины. Службу миротворцы несут на 15 стационарных постах и КПП, размещенных на ключевых участках зоны безопасности. К 2020 году приднестровская миротворческая операция признана самой успешной на постсоветском пространстве.

Избранный президент Республики Молдова Майя Санду надеется на урегулирование конфликта в Приднестровье, но его формат, по её мнению, должен включать полный вывод российских миротворцев. МИД России считает заявления М. Санду деструктивными. Ранее официальный представитель этого ведомства Мария Захарова заявила, что подобное намерение подорвёт усилия по мирному решению территориального спора. На днях глава МИД Сергей Лавров еще раз подтвердил эту позицию России.

О том, как могут развиваться события после вступления Майи Санду в должность, мы беседуем с доктором политических наук, Государственным советником РФ первого класса,  экс-начальником управления СНГ Росзарубежцентра при МИД России Татьяной Полосковой. 

— Госпожа Полоскова, на Ваш взгляд, официальный Кишинев решится реализовать декларацию нового Президента РМ, и как Российская Федерация откликнется на вывод своих военных?

— Если Санду поставит вопрос о выводе российских военных ребром, то противопоставить этому будет нечего. Я допускаю, что Президент Молдовы запросит у РФ вывод служащих этой оперативной группы и прекращение функций данной миссии. РМ просто отзовет свою подпись под мирным соглашением 1992 года, что возможно. После этого миротворческие силы автоматически становятся незаконными, и ничто не мешает Санду для решения этого вопроса обратиться за помощью к ЕС.

Если Россия решит сопротивляться требованию Кишинева, то получит дополнительные санкции. Молдова же потеряет своих последних реальных союзников в Восточной Европе.

Пока реакция официальных российских структур на заявления Санду довольно вялая. Это объясняется, во многом, тем, что грядут серьезные изменения в кадровом составе руководства России, в том числе, во внешнеполитическом ведомстве. Так что, нашему истеблишменту сейчас просто не до Молдовы. Активность некоторых депутатов я вообще не рассматриваю, Россия – не парламентское государство, решения принимает президент.

С моей точки зрения, особого смысла в присутствии ОГРВ на территории Приднестровья сейчас нет. По крайней мере, я не встречала серьезных аналитических исследований, подтверждающих, что населению региона грозит серьезная опасность, в случае прекращения миротворческой операции. Большинство участников ОГРВ — местные жители, которых никуда выводить не надо, о чём я уже говорила, иначе они останутся без работы и денег. И подавляющее их большинство имеет два паспорта — молдавский и российский. Многие успели обзавестись и румынским паспортом. Так что, эскалация событий на Днестре не предвидится, так я считаю.

— И, все же, риски остаются. Тем более, после высказываний Майи Санду о том, что «мягкий вариант» урегулирования конфликта оказался неэффективным. Довольно прозрачный намек на эскалацию, по крайней мере, именно так он воспринимается гражданским населением на обоих берегах Днестра. Почему приднестровская проблема за столько лет не решилась, с использованием этого самого «мягкого варианта», Ваше мнение? 

— По убеждению Майи Санду, решение конфликта возможно при полном выводе с территории Молдовы российских войск. «Мы об этом всегда говорили, и будем говорить в дальнейшем»,- на всех уровнях заявляет она.

Ещё раз обращаю внимание читателей на то, что как таковых российских войск в Приднестровье нет, контингент составляют служащие, в подавляющем своем большинстве, с молдавским гражданством, поэтому, силовой вариант решения конфликта со стороны Кишинева, по сути, против своих соотечественников, вряд ли возможен.

Что касается урегулирования замороженного приднестровского конфликта, его решение не состоялось из-за прямо заинтересованных в этом сил, которые «кормятся» за счет того, что Приднестровье фактически – «черный офшор». Об этом моменте российская аудитория мало осведомлена. Многие уверены, что руководители Приднестровья – хранители ценностей «Русского мира» и его последний форпост в регионе. На самом деле, и, к сожалению, регион уже давно превратился в коммерческий проект, в сохранении которого заинтересован узкий круг лиц в России, Молдове и самом Приднестровье. В ущерб интересам народов.

— Во сколько России обходится содержание Приднестровья?

— За год Россия вливает в эту «заморскую территорию» примерно 600 миллионов долларов. Кроме того, нынешние тираспольские власти установили внутренние цены на газ для своих предприятий ниже, чем в России. Продукция  производится практически при нулевой стоимости газа, 60 процентов её идет на экспорт в Европу, а деньги оседают в офшорах.

При участии определенных сил создан «лицензированный канал» поставок сигарет, спирта и ГСМ из России в Приднестровье. Завозят этот товар при минимальных пошлинах, не платя ни копейки в бюджет Приднестровья, а затем контрабандой вывозят через Молдову в Украину и ЕС.

Участникам теневых схем не до политической повестки, так как только теневой оборот и чистая прибыль на газе и контрабанде составляет в год 100–150 миллионов долларов. И все это происходит, опять же, в ущерб российским интересам и населению данной территории. Вообще, это не единственный пример. Аналогичным «золотым тельцом» был и Нагорный Карабах, в период его оккупации Арменией.

— Как скоро реален возврат Приднестровья в состав Молдовы, разумеется, без военного обострения?

— 2/3 населения левобережья Днестра — уже граждане РМ, так что, могу с уверенностью сказать, что Приднестровье в течение следующего, 2021 года, спокойно и мирно войдёт в состав Молдовы, стоит только избранному Президенту РМ не поставить подпись под пролонгацией договора о миротворческой миссии на Днестре. И тогда успешная российская операция завершится на перроне вокзала в Тирасполе маршем «Прощание славянки». Никто войска вводить со стороны России не будет. Да и как? Правда, при таком раскладе, конечно, возникнут определенные последствия, но решения по ним – уже забота инициатора, Молдовы.

— Выборы в нашей стране состоялись, но оппозиция не сдается, и у неё немало сторонников. Какие дивиденды получает Молдова по результатам плебисцита, Ваше мнение?

— Если кратко, то выборы в Молдове отчетливо показали, что действующий президент Додон оказался совсем не таким пророссийским, как его представляют в Москве некоторые высокопоставленные государственные чиновники. За годы правления он не сделал серьезные шаги в поддержку русского языка и культуры в Молдове, в вашу страну не пришёл ни один серьезный российский инвестор. Да, Игорь Додон часто приезжал в Россию, но без конкретики и пользы от этих поездок. Сразу после голосования он заявил, что будет проводить взвешенную политику и не позволит себе быть игрушкой в чьих-то геополитических интересах. Я не понимаю, это заявил пророссийский или самостоятельный политик? 

Исходя из нынешних реалий, считаю, что России и Молдове, в лице нового президента Майи Санду, необходимо наладить тесное и однозначно прагматичное сотрудничество. Так же нужно работать и обеим командам, в целом. Для этого нужны другие кадры и в Москве, и в Кишиневе. На работу в Посольство РФ в РМ должны ехать профессионалы, а не специалисты по Африке. То же касается и молдавских кадров в России. Надо не пиаром заниматься, а выстраивать ровные конструктивные отношения со всеми политическими, деловыми и экономическими кругами обеих стран, заинтересованными в сотрудничестве. 

Очень важно адекватное информационное освещение молдавской политики на российском направлении. На наших телеканалах и в масс  медиа часто шло искаженное, даже дилетантское иллюстрирование молдо-российских отношений. Впрочем, как и в ваших СМИ.

У Молдовы и России есть все предпосылки выйти сейчас на новый уровень взаимоотношений, и делать это надо срочно, пока не прошли точку невозврата.

Беседовал 

Роберт Западинский

Специально для kommersantinfo.com

Метки:

Смотри также: