Поиск..

360° Важно

«Выстрел В Ногу»?

.

После осложнения в Газе — с последующим перемирием – израильский министр обороны Авигдор Либерман подал в отставку и призвал провести досрочные выборы. Его решение связано с неприятием весьма мягкой реакции Израиля на обострение: он настаивал на проведении более жестких мероприятий. Выступая в кнессете на заседании партии «Наш дом Израиль», которую возглавляет, Либерман назвал решение израильского кабмина «капитуляцией перед террором». Выход министра обороны и его партии из коалиционного правительства Биньямина Нетаньяху не лишил премьер-министра Израиля поддержки парламентского большинства, но сократил праворелигиозное объединение до 61 мандата из 120. Палестинская группировка ХАМАС назвала уход Либермана с поста министра «политической победой Газы».

Эксперты считают, что Нетаньяху в данном случае учитывает не столько внутреннюю, сколько внешнеполитическую ситуацию. Идет создание  арабского альянса выраженной антииранской направленности. Резкое обострение в Газе на руку именно Ирану, и его участие в недавних событиях вполне вероятно. Нетаньяху не может позволить Ирану развернуть сейчас коалицию против Израиля, а потому вынужден терять очки у электоральной аудитории, жертвуя  авторитетом и рейтингом. Ситуация, в которой любое решение неблагоприятно, требует выбрать то, что с наименьшими последствиями. Нетаньяху полагает, что Иран — более приоритетная цель, и, в связи с этим, готов пожертвовать даже стабильностью кабинета. Выход Авигдора Либермана из состава правительства всесторонне обсуждается на Ближнем Востоке и за его пределами. Фигура бывшего соотечественника, сделавшего столь внушительную карьеру на исторической родине, вызывает также интерес у молдавской общественности. Как будут дальше развиваться события на политической арене Израиля? Каковы возможные последствия сделанных им шагов, и могут ли они повлиять на события в нашем регионе? Почему Авигдор Либерман ушёл с поста министра обороны на самом деле? – Своим компетентным мнением с читателями kommersantinfo.com делятся известные представители экспертного сообщества Израиля и Молдовы.

Александр Ронкин — Главный редактор еженедельника «Эхо» (Тель-Авив), Генеральный директор израильского канала ИТОН ТВ (ITON-TV):

После недавней сделки с ХАМАС большая часть населения Израиля чувствует себя оскорбленной. Вера в силу нашей страны и в возможности ЦАХАЛА подмочена, а вместе с ней — и репутация нынешнего правительства. Либерман, от которого в судьбе соглашения зависело мало (Нетаньяху жестко руководил «процессом»), оказался в положении без вины виноватого (в электоральном смысле). Для того, чтобы дистанцироваться от правительства — его решения и его позора — Либерман вышел из состава кабмина. Тем самым, он «убил двух зайцев»: показал всем свой настоящий мужской характер и бойцовские качества, которые позволили ему набрать большое количество очков — в свете предстоящих выборов в кнессет. Считаю, что досрочных выборов не будет. Нынешнее правительство в усеченном виде продолжит успешно выполнять свои ответственные функции до конца каденции. И, возможно, для того, чтобы победить на следующих выборах и еще раз доказать свою правоту, премьер — министр Биньямин Нетаньяху санкционирует удары по Газе. Во всяком случае, он должен будет сделать нечто драматическое для тех, кто пытается сорвать мирный процесс на Ближнем Востоке. А он это умеет.

Борис Гитерман — вице-мэр города Ашдода, в прошлом — житель Кишинева, гражданин РМ:

Либерман неправ. Этот его демарш — уход с должности министра обороны — на грани предательства, да ещё в такое трудное для нашей страны время. Считаю, что он сделал этот шаг ради своих узкопартийных интересов, схватился за повод, как утопающий за соломинку — в море предстоящей избирательной кампании. Подчеркиваю, что в это сложное для Израиля время его поступок — позор! Думаю, наш премьер Биньямин Нетаньяху сумеет сохранить нынешний состав правительства и принять правильные и оперативные решения, благодаря которым в Израиле сохранятся стабильность и поступательное движение экономики. А очередные выборы в кнессет состоятся в намеченный срок — через год.

Александр Гур — Арье — политический обозреватель:

Причин отставки Либермана было несколько, и большинство из них возникли достаточно давно. Прежде всего, это — напряженные отношения с премьер-министром, который не поддерживал решительные действия против ХАМАС. Министр обороны, который во время предвыборной кампании обещал уничтожить его лидера — Исмаила Ханию — в течение 48 часов, не имел возможности проводить свою политику в армии, поскольку его решения блокировались военно-политическим кабинетом и лично премьером. Либерман был противником передачи движению ХАМАС «чемоданов катарских долларов», которые, в результате, пошли на выплаты компенсаций и вознаграждений семьям террористов и участникам антиизраильских беспорядков на границе с Газой. Последней каплей явилось подписание перемирия с ХАМАС на «позорных» для Израиля условиях. Прав он или не прав? У политиков не бывает однозначной «правды». Уход Либермана был весьма красивым и прибавил ему пару мандатов на грядущих выборах.  Не будет досрочных выборов, и правительство проработает еще один год, весь «эффект» от отставки и выхода из коалиции будет растрачен впустую. А, если, за оставшееся до выборов время премьер — министр Нетаньяху так или иначе решит вопрос с обстрелами из Газы, шансы Либермана на получение хороших результатов в следующую кампанию станут минимальными. Получится, что своим уходом из правительства, он «выстрелил себе в ногу». Моя версия дальнейшего развития событий на политической арене Израиля: в интересах премьер-министра – максимально оттянуть выборы, тем самым, «обескровить» Либермана и еще нескольких потенциальных соперников. Нетаньяху постарается решить проблему Газы, при этом, не исключается возможность проведения военной операции по «обузданию» ХАМАС, которая должна принести премьеру и министру обороны (в одном лице) дополнительные мандаты на выборах в кнессет.

 Гарри Резниковский — Главный редактор крупнейшего израильского интернет — портала «Zahav.Ru»:

В такой ситуации любой прогноз может оказаться неточным, но вот как все это видится мне сегодня: Либерман заявил, что уходит, так как ему не дали нанести удар по ХАМАС. Его пресс-служба распространила заявление, цитирую министра: » Я считаю, что согласие руководства страны на прекращение огня на фоне всей процедуры урегулирования с ХАМАСом – ничто иное как капитуляция перед террором. Иначе это не назовешь. То, что сейчас пытается сделать правительство, это попытка купить краткосрочное затишье ценой гигантского ущерба национальной безопасности в чуть более отдаленной и, тем более, долгосрочной перспективе». Под правительством в данной ситуации понимается премьер-министр Биньямин Нетаньяху — по сведениям СМИ именно он настаивал на скорейшем прекращении огня. Говорить о чьей-то правоте в такой ситуации непросто. Израиль может нанести мощный удар по террористам, может полностью уничтожить инфрастурктуру террора, разбить ХАМАС, но и это будет не победа, а краткосрочное затишье. Почему? Потому что для достижения долговременного результата необходимо захватить сектор Газа и установить там израильский военный контроль. В противном случае, инфраструктура будет восстановлена, а если ХАМАС будет уничтожен, его место займет «Исламский джихад», или «Комитеты народного сопротивления», или иная группировка. В настоящее время никакого иного способа получить финансирование в Газе —  нет. Щедро оплачивается только террор против Израиля. На это готовы давать деньги Иран, Катар, Турция. На развитие сектора, на улучшение жизни его жителей денег не дает никто. О том, как будут развиваться события: немедленной отставки правительства ожидать не стоит, в составе коалиции имеются 61 депутат из 120 — теоретически этого достаточно, чтобы кабинет продолжил работу еще год — до плановых выборов. На практике такое правительство — «хромая утка», которую прикончит любой спорный законопроект. Нет ни одного депутата, который не понимал бы этого и не пытался уже сейчас увеличить свой электорат, продвигая популистские законопроекты. Если правительство действительно продержится год, это будет время, которое тяжким бременем ляжет на израильскую экономику. Еще хуже, если премьер-министр решит, что для улучшения его положения нужна «маленькая победоносная война». Подобные операции уже имели место в истории Израиля. Их результаты обычно были мнимыми, а вот погибшие — настоящими.

 Борис Гамурарь – генерал, РМ:

Настоящий политик отставку объявляет громко, вовремя и наизусть. Министр обороны Израиля Авигдор Либерман подал в отставку из-за перемирия с ХАМАС: «Это — уступка террору», » Как я смогу смотреть в глаза жителям южных районов?» Два с половиной года он последовательно выступал против передачи наличных денег в сектор Газа, против поставок топлива (оплачиваемых Катаром), продовольствия. Его поддержала партия НДИ в кнессете. Впрочем, это была его принципиальная позиция на всех государственных и партийных должностях, коих он занимал немало. Израилю грозит парламентский кризис, новые выборы, а на Ближнем Востоке складывается сложная обстановка. Я до сих пор помню как Авика Либермана в 1977-78 году в Кишиневе «профилактировали» плотно и с пристрастием, особенно — по комсомольской линии. Но о тех временах он отзывается с пониманием и юмором. О Молдавии высказывается исключительно позитивно, с подчеркнутой долей самоиронии, а это — черта умного человека.

Александр Цинкер — политолог, Президент Международного экспертного центра избирательных систем /Нидерланды, директор Института стран Восточной Европы и СНГ:

По словам Авигдора Либермана, он в последние месяцы не получал поддержки от главы правительства Биньямина Нетаньяху — противника крупномасштабной операции в адрес радикальной исламистской организации ХАМАС в секторе Газа. После своего ухода, в одном из интервью Либерман заявил: «Я вовсе не искал предлогов, чтобы уйти. Я терпел, пытаясь переубедить членов военно-политического кабинета. Я был готов платить любую — личную, электоральную, имиджевую цену. До последних двух поражений в борьбе, которую я вел – против прекращения огня и передачи наличных ХАМАСу. Это тотальная капитуляция перед террором». Поэтому, когда Нетаньяху и кабинет не поддержали его программу, а приняли решение о прекращении огня и перемирии с ХАМАС, Либерман понял, что ему больше нечего делать в этом правительстве на посту министра обороны Израиля. Что он, оставаясь на этой службе, не сможет смотреть в глаза жителям юга Израиля, которых он обещал защитить от террористов. Думаю, что он прав по двум параметрам. Если министр не может реализовать главную цель своего ведомства — обеспечение высокого уровня обороны страны и безопасности ее граждан, он должен уйти в отставку. Прав он и с политической точки зрения. Об этом свидетельствую все опросы, проведенные в последние дни. Рейтинг партии Либермана пошел вверх, а это значит, что население Израиля, особенно жители южных городов, которые подвергались ежедневному обстрелу из сектора Газа, с пониманием отнеслись к этому шагу. Думаю, что коалиция, опирающаяся на 61 мандат из 120, не сможет долго просуществовать. Премьер-министр Нетаньяху проводит консультации с главами коалиционных партий, в попытке стабилизировать политическую ситуацию. Однако она осложняется тем, что на повестке дня кнессета — обсуждение и утверждение ряда спорных законопроектов. Не все коалиционные партнеры готовы поддержать их, прямо связывая свою позицию с участием в альянсе. В таком положении, политическая система Израиля не в силах принимать серьезные законы, требующие единства мнений. Поэтому, на мой взгляд, период существования коалиции, опирающейся на 61 мандат, может определяться несколькими месяцами. За событиями в Израиле пристально наблюдают специалисты по Ближнему Востоку, которые оценивают потенциал ужесточения противостояния государств региона. Правда, есть группа экспертов, предполагающая, что «горячей точкой», в прямом и переносном смысле, может в ближайшее время стать и ваш регион, где в той же Молдове есть вероятность «встречи» вооружённых сил НАТО и Российской Федерации. Армия РФ уже более четверти века охраняет гигантские склады вооружений, принадлежавшие ранее бывшей Советской Армии. Здесь же воинские подразделения выполняют миротворческий долг после пресечения кровопролитных боев на Днестре. Ещё раз повторюсь: только этим можно объяснить пристальное внимание к событиям на Ближнем Востоке и к вашему региону, куда входят Украина, Молдова и Румыния. По моему мнению, ситуация с отставкой министра обороны Израиля не повлияет на международную ситуацию ни в странах вокруг нашего государства, ни на положение дел у вас. Это – внутренний вопрос. Многое будет зависеть от того, как пройдут первые голосования в кнессете, и сможет ли коалиция- 61 проводить свои законопроекты в новых условиях. Оппозиционная партия МЕРЕЦ заявила, что будет подавать законопроекты о роспуске кнессета каждую неделю. Такое положение вещей требует от членов коалиции присутствовать на всех голосованиях и не покидать Израиль, что естественно повлияет на реализацию международных встреч и инициатив. Однако повторю ещё раз, международный вектор политики Израиля на Ближнем Востоке в ближайшем будущем не будет изменен. Политический кризис и жесткое противостояние правительственной коалиции с оппозиционными фракциями не дадут возможность депутатам вырваться из круга внутриполитических дел. Все изменения во внешней политике произойдут только после выборов нового состава депутатов кнессета.

 Интервью подготовили:

Роберт Западинский,

Ольга Березовская

kommersantinfo.com

Метки:
Следующая статья