Письмо прокурору!
.
В адрес нашей независимой информационно — аналитической платформы поступило открытое письмо Генеральному прокурору Республики Молдова Александру Стояногло. Публикуем его без купюр.
— Господин Стояногло, в одном из своих публичных выступлений Вы заявили, что Вас хотят снять с должности Генерального прокурора Республики Молдова из-за Вашей национальности, только потому, что вы — гагауз. По моему мнению, подобные декларации не могут быть оценены иначе, как опасная попытка нагнетания межнациональной напряженности между молдаванами и гагаузами.
Мы хорошо помним конфликтные отношения 1990-1994 годов между центральными властями Молдовы и районами, где компактно проживают гагаузы. В 1990 году тысячи вооруженных людей с двух сторон стояли друг против друга. Достаточно было искры, чтобы это гражданское противостояние переросло в вооруженный конфликт. К счастью, на Юге такой конфликт, в отличие от Приднестровья, удалось предотвратить. В 1994 году, в результате политических договоренностей Гагаузия стала автономией в составе Молдовы, и тех пор гагаузы живут в мире и согласии с представителями других национальностей — молдаванами, украинцами, русскими, болгарами.
Моя жена — гагаузка по национальности. У нашей семьи много родственников, друзей и знакомых в Гагаузии. Гагаузы прекрасно знают, как хорошо, с какими уважением и любовью я к ним отношусь. Это дает мне и моральное право заявить, что Генеральный прокурор не должен прикрываться всеми гагаузами в своем противостоянии с администрацией президента и правящей партией. Это не только недостойно, но и опасно для гражданского мира в стране. Как бывший руководитель спецслужбы, настоятельно призываю: прекратите спекулировать на том, что Вас хотят снять с должности только потому, что Вы — гагауз! Не разжигайте межнациональную рознь! Если Вы рассчитываете таким способом создать себе платформу для занятия политикой — решили баллотироваться на пост Башкана Гагаузии или запустить собственную политическую партию — то я предупреждаю: Вы выбрали очень опасный для всего общества способ.
Я провел в заключении при режиме президента Владимира Воронина 858 дней и ночей. За все это время моей жене разрешили навестить меня всего лишь пять раз. Но она никогда не прикрывалась своей национальностью, не говорила, что ее мужа преследуют из-за того, что она — гагаузка.
Все беззакония в отношении меня творились тогда, когда Вы занимали должность заместителя Генерального прокурора Республики Молдова. С тех пор прошло 16 лет. Сегодня Вы — Генеральный прокурор, но до настоящего времени не предприняли ничего, чтобы в отношении меня была восстановлена справедливость, не дали никакой правовой и моральной оценки этим беззакониям. Я неоднократно просил прокуратуру, чтобы криминальные действия в отношении меня были оценены в соответствии с законом, но ответов, которые ждал годами, я так и не получил.
Слово «юстиция» происходит от латинского «справедливость, законность, право». Я обращаюсь к Вам с этим открытым письмом, потому что хочу, чтобы по политическим уголовным делам, которые были сфабрикованы против меня при режиме Владимира Воронина, в конце концов, начало действовать право, и восторжествовали законность и справедливость.
Все уголовные дела, которые с маниакальной настойчивостью фабриковались властями против меня в середине 2000-х годов, в конечном счете, развалились. Решения по этим делам были признаны незаконными в национальных и международных судебных инстанциях. Даже молдавские судьи отменили первоначальные приговоры, понимая, насколько неправомерными они были. Европейский суд по правам человека в Страсбурге признал, что власти Молдовы нарушили в моем деле Европейскую конвенцию по правам человека. В феврале 2021 года, уже при нынешнем руководителе Генеральной прокуратуры, это учреждение принесло мне официальные извинения от имени государства за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Но сама форма, в какой это было сделано, выглядит издевательски, как пустая отписка, а если точнее, кощунство по отношению ко мне.
Национальные и международные судебные инстанции продемонстрировали, что уголовные дела, которые фабриковались против меня, были заказными, политическими и незаконными. Они нанесли тяжелый ущерб не только мне и моей семье, но и интересам государства. Постановление о возбуждении уголовного дела по продаже самолетов Миг-29 в США подписал лично Генеральный прокурор Валерий Балабан, тогда — непосредственный начальник Александра Стояногло. Из-за этого сфабрикованного дела серьезно пострадали отношения между Молдовой и США. Напоминаю, что продажа самолетов была совершенно законной сделкой, одобренной действующим правительством Молдовы. Оплата за самолеты поступила напрямую из бюджета США на счета молдавского казначейства. Высокопоставленные представители США, включая министра обороны, выразили властям нашей страны признательность за то, что это оружие не попало в руки сомнительных режимов, находившихся под американскими санкциями. Кроме 40 миллионов долларов США, за сами самолеты Молдова получила в течение нескольких лет гуманитарную помощь на сумму свыше 300 миллионов долларов США, и что не менее важно — уважение со стороны американского правительства. Тем не менее, спустя восемь лет после случившегося, по указанию Владимира Воронина прокуроры возбудили по факту продажи самолетов уголовное дело — на основании фальшивого обвинения в нанесении ущерба государству. Прокурор Руслан Тома, который потребовал для меня наказание в виде 10 лет лишения свободы (и суд это требование удовлетворил), сегодня, как ни в чем не бывало, продолжает занимать в Генеральной прокуратуре кабинет на одном этаже с Александром Стояногло. Другим обвинителем по этому делу выступал руководитель службы прокуратуры по представлению обвинения в судебных инстанциях Серджиу Булару. При режиме «захваченного государства» Владимира Плахотнюка этот прокурор стал юристом Демократической партии, а затем был назначен судьей, который отметился и в других политических процессах.
По еще одному сфабрикованному делу, о так называемой попытке государственного переворота, вместе со мной были фактически обвинены спецслужбы России и Румынии. Ситуация дошла до полного абсурда, когда в это дело в качестве «заговорщика» (то есть «киллера») попытались втянуть нашего великого поэта Григоре Виеру. Именно тогда, при Владимире Воронине, были испорчены отношения Молдовы как с Россией, так и с Румынией. Обвинение по абсурдному делу о «госперевороте», которое тоже развалилось, поддерживал другой одиозный прокурор Игорь Попа, впоследствии получивший генеральское звание и назначенный заместителем Генерального прокурора. Он и сегодня продолжает работать в органах прокуратуры. Судьи, чьи действия в отношении меня были признаны незаконными Страсбургским судом, по сей день остаются судьями, в том числе в Высшей судебной палате.
Если Генеральная прокуратура, пусть и в пренебрежительной форме, но извинилась передо мной за незаконное уголовное преследование, то из этого следует, что материалы дел были сфальсифицированы. Нет никаких сомнений в том, что указания о моем уголовном преследовании поступали в органы прокуратуры от администрации тогдашнего президента, соответственно, Генеральная прокуратура выступала в роли дубины в руках политической власти.
Сегодня Генеральный прокурор заявляет, что президент Майя Санду не имеет права оказывать давление и давать указания органам прокуратуры. А в середине 2000-х годов, во времена режима Владимира Воронина, политические указания не подвергались никакому сомнению, они беспрекословно исполнялись. Чего стоит одно только публичное заявление Воронина, сделанное в интервью прессе, о том, что «Пасат «сидит» не за то, в чем он официально обвиняется»! Тогдашний глава государства публично признался, что закон вопиющим образом попирается, а прокуратура молчала и рьяно исполняла политические указания. Однако сейчас, когда глава государства, как это видно из ее многочисленных публичных выступлений, просто поражена неэффективностью прокуратуры и требует хоть каких-то результатов, которых все нет и нет, Генеральный прокурор заявляет, что он отвергает политические указания, хотя г-жа Президент говорит об отсутствии результатов, без того, чтобы давать указания. Разве это не двойные стандарты?
Дела фабриковались и фальсифицировались конкретными людьми. Служба информации и безопасности, которую возглавлял Ион Урсу, снабжала следствие высосанными из пальца «доказательствами», нанося огромный ущерб нашим отношениям с Россией. Общество должно знать, кто входил в «расстрельные взводы» режима Владимира Воронина, которые фабриковали политические дела. Действиям этих людей обязана быть дана объективная оценка компетентными органами. Они должны быть, по крайней мере, осуждены морально и наказаны административно. Это было бы уроком для молодых сотрудников прокуратуры и правоохранительных органов.
Кроме формальных извинений, я требую признания того, что мои дела фабриковались по политическому заказу, и моей полной реабилитации, учитывая и мой статус бывшего дипломата, министра и действующего члена Академии наук Молдовы. Но пока мне отказывают даже в доступе к материалам дел, которые были сфабрикованы в отношении меня.
Я не требую от Генеральной прокуратуры ничего, что выходило бы за рамки ее компетенции, то есть, не претендую на что-то невозможное. Я настаиваю на том, чтобы в отношении меня была восстановлена справедливость, а в отношении тех, кто нарушил закон, наконец-то начал действовать общий принцип неотвратимости наказания.
Пройдя через все эти испытания, я еще лучше понимаю героев своих научных монографий и книг — людей, незаконно репрессированных, депортированных, которые годами ждали своей правовой, политической и просто человеческой реабилитации. Я жду своей реабилитации 16 лет. Сколько мне еще ждать справедливости?
В надежде на то, что юстиция, а, значит, закон, восторжествует,
Валерий Пасат,
Академик, экс советник председателя правления РАО «ЕЭС России» по внешнеэкономическим связям, экс министр национальной безопасности РМ, экс министр обороны РМ.
Специально для kommersantinfo.com