«Весеннее обострение» на юге Молдовы
.
Сегодня в политической жизни Республики Молдова наблюдается состояние тревожной активности, раздражительности, конфликтности в отношениях между согражданами. Политический аналитик, доктор истории Руслан ШЕВЧЕНКО взялся проанализировать симптомы этого весеннего обострения.
В преддверии почти каждых новых выборов в Молдове вновь оживляются «горячие» гагаузские политики. Это уже сложившаяся практика, и она реализуется всякий раз перед выборами – перед президентскими 2020 года, парламентскими – 2021го, местными – 2023го, и ранее практически во всех избирательных циклах, с целью раскачки политической ситуации в стране и для оценки расклада сил в Молдове.
На сей раз обострение связано с личностью главы АТО Гагауз Ери Е.Гуцул, связанной с запрещенной Партией «Шор». Осознав, что она не будет утверждена членом Правительства (хотя это противоречит действующему законодательству), а, следовательно, не будет располагать рычагами влияния на министерства, ведомства и прочие государственные структуры, Гуцул, с подачи своих кураторов, пошла на резкое обострение ситуации. Она отправилась в Россию, где встретилась с политическим руководством, во главе с В.Путиным.
Предыдущая попытка поставлять для своих сторонников газ в Молдову по цене 10 леев у Шора и Гуцул провалилась, так как власти Молдовы, контролируя газотранспортные сети, не допустили таких поставок. В контексте отношения ПДС/Санду к Шору и его партии это было понятно изначально, и Гуцул, получается, просто блефовала, сделав по итогам визита в РФ в марте 2024 года заявление, в котором уверяла, что добьется этого. Гуцул заверила, что Владимир Путин «выразил полную поддержку Гагаузии и жителям Молдовы», искусственно разделяя некоторые южные районы и остальную часть нашей страны. Помимо этого, Гуцул сообщила, что добилась открытия сельхозэкспорта из региона напрямую в РФ, а также, что РФ откроет спецсчета в некоторых своих банках, на которые можно будет переводить деньги для «повышения зарплат». Так как московские координаторы деятельности Гуцул понимали, что карта «МИР» не работает в Молдове и напрямую получить эти деньги будет невозможно, то Гуцул позднее уточнила, что будут использованы обходные пути – обналичивать их за пределами Молдовы и переводить в нашу страну. Существование такого способа подтвердил и экс-министр экономики О.Калмык, добавив, что это можно будет делать и через посредство молдавской диаспоры в РФ.
Безусловно, путей обхода молдавских ограничений, наложенных на российские банковские карты, все еще много, и это позволит РФ какое-то время переводить деньги в Молдову, чтобы использовать в электоральных целях – как для выплаты зарплат, так и для финансовой подпитки своих сторонников. Но это же вынудит власти Молдовы ужесточить контроль за банковскими переводами из России и, не исключено, заблокировать их на определенный период вообще. Или же тщательно «отработать» личности тех, кто эти деньги в Молдове должен будет получить, переведя в разряд политически неблагонадежных, после чего последуют серьезные правовые ограничения для этой довольно значимой численно категории людей. Учитывая, что выборы будут и в 2025 году, и давление Запада с целью исключения российского влияния будет только нарастать, можно не сомневаться, что эти ограничения будут введены для них на долгий период времени. По существу, кураторы Гуцул в конечном счете добьются того, что их сторонники будут полностью изолированы от внешнего мира, в том числе в финансовом отношении, а вдобавок превратятся в бесправных изгоев в родной стране.
Продолжая повышать градус страстей в отношениях с Кишиневом, Гуцул выдвинула в своем телеграм-канале ряд обвинений в адрес действующего президента М.Санду и ее окружения. В частности, Гуцул утверждала, что в кабинете Санду не нашлось места для флага региона, что президент страны не называет ее по имени, не признает ее избрания, лжет, что хочет мира, тогда как готовит страну к войне, и несправедливо полагает, что результаты сохранения гагаузского языка и культуры в регионе не очень хорошие. Гуцул также ссылалась на заявления Санду о том, что регион не платит деньги в госбюджет страны, тогда как бюджет региона больше, чем у других районов Молдовы, и возмущалась словами Санду о том, что в нашей стране против власти можно протестовать, а в России это невозможно и тому подобное.
Этот набор обвинений достаточно пестр, сумбурен и противоречив, и в нем встречаются как обоснованные, так и явно надуманные, возможно, подсказанные извне. Безусловно, Гуцул, раз власти допустили ее к выборам и позволили победить, должна быть признана ими членом правительства. Так гласит действующее законодательство, и никаких отговорок на сей счет у Санду быть не может. То, что она это не делает, является нарушением закона. Утверждение Санду о том, что регион не платит денег в бюджет страны, тоже ложно, иначе бы об этом давным-давно писали все СМИ Молдовы. Но остальные претензии Гуцул представляют собой обыкновенные предвыборные спекуляции на потребу экстремистам всех мастей в регионе. Конечно же, в кабинете Санду может и должно найтись место для флага АТО Гагауз Ери. Но так как главой региона стал человек, открыто связанный с И.Шором, который признан преступником уже двумя судебными решениями Молдовы, и вместе с Шором они открыто ориентируются на Россию, то такая власть региона автоматически становится тоже преступной и нерукопожатной, признать такую власть руководство страны не может. Как не признают ее и диппредставительства, аккредитованные в Молдове. Поэтому и нет флага АТО Гагауз Ери в кабинете Санду. И не будет, пока – как минимум – Гуцул не сменит другой человек, не связанный с Шором, или же до конца мандата Санду. По этой же причине Санду даже не упоминает имени Гуцул.
Констатируя, что вместо мира Санду несет войну (Гуцул отмечает, что уже третий год на территории Молдовы падают дроны, ракеты, закрыты телеканалы, покупается военное оборудование и т.д.), Гуцул явно лукавит. Молдова находится на границе с Украиной, естественно, что при постоянных обстрелах украинской территории остатки сбитых дронов и ракет могут падать и падают на территорию Молдовы. Как они падали на территорию, например, Польши или Румынии. Причем это происходило бы независимо от того, кто стоял бы у власти в Молдове сегодня – Санду, Додон или, например, Кику.
Не составляет труда оспорить и тезис про закрытые телеканалы. Через них РФ доносила свою версию всех событий, пользуясь популярностью этих каналов в Молдове, создавала искусственно выгодный себе информационный фон. В условиях СВО такое положение дел стало абсолютно нетерпимым, и каналы были закрыты. Только если пророссийские СМИ начнут отказываться от попыток так или иначе проводить информационную позицию Кремля в Молдове, тогда и упомянутые каналы станут вновь открываться. Иначе – не откроются.
Теперь об обвинении в покупке военного оборудования властями Молдовы. Во-первых, не составляет никакого секрета тот факт, что вступление в ЕС, о котором столько говорят молдавские власти, идет всегда «в пакете» со вступлением в НАТО. А для вступления в НАТО необходимо повышать размеры военного бюджета, реформировать армию и соответствовать другим критериям этого военного блока. Далее, Санду ещё мягко выразилась, сказав, что результаты сохранения гагаузского языка и культуры в регионе «не очень хорошие». Они – катастрофические. Ибо можно издавать хоть миллиарды книг и журналов, создавать десятки каналов ТВ и радио на гагаузском (о чем говорит башкан), но, если при всем этом население продолжает говорить на русском языке, а не родном, гагаузском, значит, все это – пустая трата времени и средств, нацеленная на дальнейшее сохранение гагаузских районов Молдовы в сфере влияния России.
По поводу слов Санду о том, что в Молдове против власти можно протестовать, а в РФ – все наоборот. Ну, как бы не возмущались сторонники России в Молдове, против Санду в нашей стране действительно можно протестовать. Тому примером многочисленные мелкие и крупные протесты, проходившие в разных населенных пунктах, в том числе и во время поездок самой Санду в Комрат на встречу с примарами и студентами и на открытие строительства линии электропередачи Вулкэнешть-Кишинев. Безусловно, не делает чести Санду тот факт, что при этом она отказалась лично встретиться с протестующими, прибыла и покинула регион окольными путями – это недостойно главы государства. Но правда в том, что протестующие за эти и другие протесты не были осуждены на тюремные сроки, а в худшем случае – оштрафованы. Так что, сравнение сандуистской Молдовы и путинской РФ в этом отношении действительно не в пользу России.
Апофеозом заявлений, сделанных Гуцул в последние дни, стали ее утверждения, будто бы центральные власти Молдовы собираются уничтожить АТО Гагауз Ери, что они могут «ввести войска в регион», после чего Гуцул будет вынуждена просить помощи у Москвы. Опирается эта выдумка, судя по всему, на события 1990 года, когда премьер М.Друк направил волонтеров в южные районы Молдовы, чтобы не допустить провозглашения антиконституционной «Гагаузской Республики». Но подобных планов у властей Молдовы нет. Это можно сказать совершенно однозначно. Никому не нужно в год выборов начинать, по существу, гражданскую войну в своей стране и превращать жизнь ее жителей в кошмар. Не собирается молдавское руководство вводить армейские части и спецназ в регион и провоцировать там второй 1990-й год. Для этого нет никаких оснований, и это не будет поддержано Западом. Но провокаторам этот элементарный вывод неприятен, и они вновь разжигают недовольство населения АТО Гагауз Ери.
Последовательная, продуманная политика в отношении комратских экстремистов и лично Е.Гуцул постепенно начнет уменьшать расклад сил в регионе и число тех, кто рвется в схватку. На стабилизацию и должны быть направлены усилия властей Молдовы.
Специально для kommersantinfo.com
Хотите поддержать изменения к лучшему в вашей стране? Участвуйте в них вместе с нами! Вы можете внести свой вклад в независимую журналистику.