Зловещее молчание властей
.
Жители Приднестровья, а также те, кто следит за происходящими в нём и вокруг него событиями, наверняка заметили тишину, даже какое-то зловещее молчание властей. Конечно, можно списать его на сезон отпусков, на всплески активности Солнца или на миграцию африканских пчел, но истинная причина совсем в другом. Давайте по порядку.
Не секрет, что сегодня Приднестровье существует только до тех пор, пока со стороны России будут идти дотации в виде бесплатного газа, который перерабатывается в электроэнергию на Молдавской ГРЭС. Именно электричество является основным источником пополнения бюджета в виде налогов и сборов от прямой продажи, а так же за счет поставки его потребителям Приднестровья, например ММЗ, по ценам, которые дают возможность получать серьезную прибыль, с учетом низкой стоимости газовой составляющей. Пока все понятно. Соответственно, как только кончится эта халява, экономика Приднестровья рухнет, как карточный домик, а, значит, оно развалится, поскольку власть в Тирасполе не сможет функционировать и выполнять свои обязательства.
Есть еще один момент. Одним из крупнейших, если не самым крупным, донором бюджета Приднестровья наравне с Молдавской ГРЭС является Молдавский металлургический завод. Я говорю про производственные предприятия в части доноров бюджета. Так вот, ММЗ полностью зависит от решений, принимаемых в Кишиневе, поскольку сегодня все экспортно-импортные операции проходят с ведома, а фактически – с разрешения Кишинева. И работа ММЗ в части поставок лома, как сырья, а так же экспорт готовой продукции были связаны со снабжением Молдовы электроэнергией с Молдавской ГРЭС. До недавнего времени, когда Кишинев практически не имел альтернативы, Тирасполь фактически держал его поставками электроэнергии в напряжении, привязывая к этому работу ММЗ. Кишинев терпел такую ситуацию до определенного времени. Но за этот месяц ситуация изменилась – и серьезно.
Хочу напомнить, что из общего количества потребляемого природного газа правый берег забирает всего одну треть от общего объема, две трети – Приднестровье. Руководству в Кишиневе удалось договориться с Румынией о поставках газа, в случае непродления контракта с Газпромом в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей правого берега. И второе: Кишинев и Киев договорились о поставках электроэнергии в Молдову по приемлемым ценам. То есть, давление России через Газпром и Молдавскую ГРЭС на Молдову становится не эффективным. Факты? Пожалуйста.
Первый и главный аргумент – это фактический отказ Молдовы платить Газпрому половину суммы в виде аванса на сентябрь за поставляемое топливо, что вынуждает Газпром разорвать существующий контракт. А здесь как раз существенный момент в том, кто будет инициатором разрыва договора. Все хотят быть белыми и пушистыми, пытаясь переложить вину за его разрыв на оппонента. Хочу напомнить, что у Молдовы нет государственного долга перед Газпромом, а значит – перед Россией, за поставленный газ. Долг висит на Молдовагазе, коммерческой структуре, основным акционером которой (51 процент акций) является тот же самый Газпром. То есть, сейчас Газпром фактически должен сам себе. Такая ситуация вероятнее всего приведет к банкротству компании Молдовагаз, а долг Газпрома самому себе повиснет в воздухе. Это касается и долга Приднестровья, превышающего семь миллиардов долларов США.
Теперь – о существовании Приднестровья. Судя по всему, с 1 сентября контракт на поставки газа Газпромом из России перестанет работать. У Тирасполя не остается рычагов влияния и давления на Кишинев. Москва без контракта не сможет поставлять газ в Приднестровье, поскольку ни Кишинев, ни Киев не допустят прямых его поставок в обход официальных властей. И плюс – для МГРЭС основным потребителем произведенной электроэнергии является Правобережье. А оно уже имеет альтернативу в виде украинской электроэнергии, и даже если цена будет выше, Кишинев перейдет на неё, чтобы уйти от политической и экономической зависимости от Москвы.
Что дальше? Основные налогоплательщики Приднестровья перестают финансировать бюджет. Валютные поступления – на нуле, то есть, импорт, в том числе продуктов питания, уменьшается при резком увеличении цены на них. Социальные выплаты, которые сегодня и так уже несравнимы с выплатами на правом берегу Днестра, обесцениваются. А, значит, растет социальное напряжение в обществе.
Какая же перспектива у руководства Приднестровья? Её можно охарактеризовать одним словом – Катастрофа с большой буквы. Они, нынешние руководители региона, это прекрасно осознают и всячески пытаются выторговать себе условия личной безопасности и сохранения своих активов. Но, судя по тому, что идут интенсивные попытки продажи активов фирмы Шериф или переоформления их на иностранных инвесторов, хотя есть подозрение на имитацию, так как иностранцев, скорее всего, не тронут, исходя из результатов поездки Красносельского в Москву, откуда он вернулся ни с чем, хладнокровное давление на активы Гушана и Казмалы, как со стороны Кишинева, так и Киева – думаю, что результат предрешен.
Возможно, у некоторых чиновников в Тирасполе еще была надежда на то, что войска России таки подойдут со стороны Одессы к границам Приднестровья и, значит, появится возможность спрыгнуть с ответственности. Но СВО идет по плану, а он сейчас у Владимира Путина один – вовремя и с наименьшими имиджевыми потерями выйти из войны. Значит, ему не до Приднестровья и тем более – не до судьбы тех, кто совсем недавно по щелчку пальцев из Кремля становился в стойку. Теперь каждый сам за себя.
Я допускаю, что по инерции Приднестровье еще продержится месяц, максимум – два. А Кишинев будет спокойно ждать, когда чиновники из Тирасполя либо разбегутся, либо с белым флагом потянутся в сторону Варницы. Никто не будет трясти яблоню. Все просто будут ждать, когда созревшее яблоко упадет само.
Для нас, жителей Приднестровья, наступают отнюдь не светлые времена. Бюджет фактически пуст. Остатки газовых денег усиленно осваиваются через плитку бендерских фирм, чтобы, я так думаю, обеспечить некий пенсионный задел тем, кто понимает, что теряет власть, и нужно успеть её, эту власть, отконвертировать в вечно зеленые бумажки. Так что, им сейчас не до граждан. Нужно успеть. Кстати, именно отсюда – стахановские темпы плиткоризации всего Приднестровья.
Кисло, товарищи, очень кисло. Докирувалысь, как говорят в Украине. И затрону главную тему: как, чем и, главное, по каким ценам будет в Приднестровье отопление. Думаю, цены могут быть не ниже, чем в Молдове, с учётом того, что пенсии и зарплаты на той стороне как минимум в три, а то и в четыре раза выше.
Геннадий Чорба,
политолог, экс министр связи и СМИ Приднестровья,
специально для kommersantinfo.com