…но вы держитесь!
.
В осеннюю предвыборную кампанию политики-кандидаты не упустят шанса попиариться, скажут много слов благодарности и учителям тоже, однако «но» останется. Оно заключается в том, что ничего так и не было сделано для решения самых важных вопросов образования. Тенденция наращивания требований к учителю и его ответственности растёт, но повышения статуса профессии и укрепления прав и гарантий для педагогов даже не предвидится. Наступил новый учебный год, он диктует новые правила и с ними – новую реальность для преподавателей: неминуемое увеличение нагрузки, а значит, повышение у них психологического и эмоционального напряжения, интеллектуального и творческого истощения, снижение концентрации на личности ученика. В результате, учитель получает накопление усталости и профессиональное выгорание, ведущее к ухудшению качества преподавания.
Теория
Доктор психологии Нелли Балоде изучает феномен профессионального выгорания много лет, её исследовательская работа на тему «Психо-социальные факторы профессионального выгорания школьного учителя» предлагает решения для повышения устойчивости к нему.
— Госпожа Балоде, чем вызван феномен эмоционального выгорания педагогов?
— Социальными трансформациями, которые претерпевают, в частности, государства постсоветского пространства, такие, как наша Молдова. Трансформации создают благоприятный контекст для развития синдрома профессионального выгорания, потому что любые преобразования порождают у людей чувство неопределенности, тревожности – те состояния, которые человеку сложно переносить.
Нескончаемые реформы и адаптация к ним, выдвижение предписаний развивать новые профессиональные навыки и компетенции требуют максимальной затраты физических и психологических ресурсов. Именно несоответствие между личностными ресурсами и требованиями, выдвигаемыми профессией, провоцирует истощение.
Феномен профессионального выгорания школьного учителя специалисты исследуют не одно десятилетие. Данная категория — одна из самых подверженных риску, поскольку труд педагогов требует больших затрат когнитивных и эмоциональных ресурсов, постоянного самосовершенствования, развития большого спектра компетенций.
Взять, к примеру, текущую ситуацию с пандемией COVID-19 и то, что происходит в образовательной сфере: сначала — необходимость перехода на альтернативную форму обучения, быстрого приспособления к изменившимся условиям, усвоения новых технологий, теперь — попытка вернуть традиционную форму обучения, но уже в условиях гигантской массы дополнительных нагрузок и ответственности преподавательского состава школ. Все это — сильнейшие факторы стресса, в конце предыдущего учебного года вызвавшие массовые увольнения школьных учителей. Кадровая статистика начала этого года по-прежнему остается в отрицательном тренде.
— Что говорят о проблеме официальные показатели и Ваши, более направленные исследования?
— Официальная статистика в сфере образования не вдохновляет. Примерно с 2010 года, из-за плачевного положения учительства, число педагогов неуклонно снижается. Средний же возраст педагогического состава растет в сторону увеличения, потому что молодые специалисты либо вообще не перешагивают порог школы, либо задерживаются в ней не более 3-х лет.
Социальный статус учителя понизился, профессия становится все менее заманчивой, и это прослеживается в хроническом недоборе на педагогические факультеты.
Данные моего исследования показывают широкое распространение синдрома выгорания среди преподавателей, более половины респондентов демонстрируют выраженные признаки эмоционального истощения, главным образом, из-за большого объема работы — при низкой оплате труда, частых реформ и постоянно возникающих новых требований к учителям.
Все это вызывает у них апатию и отстраненность, рост циничного отношения к педагогической деятельности в целом, к коллегам, ученикам и их родителям. Чувство нeвocтpeбoвaннocти и неблагодарности со стороны социума за вложенные усилия, ощущение потери значимости своей работы и контроля над результатами труда – все это специфические признаки выгорания у учителей.
— Какова практическая эффективность выводов, сделанных Вами в диссертации?
— Специфический профиль выгорания есть у каждой профессии, то есть, симптомы выгорания различны и обусловлены они характером трудовой деятельности. Учителя — люди довольно амбициозные, у них выражена потребность демонстрировать хорошие результаты своей работы, и они в значительной мере зависимы от мнения окружающих. Это и объясняет их чрезмерную включённость в деятельность и быстрое изнашивание личностных ресурсов.
Особенно это характерно для начинающих учителей, которые, согласно международным исследованиям, наиболее подвержены риску выгорания. Вот они массово и покидают профессию в первые пять лет своей педагогической деятельности, кстати, по статистике не только развивающихся, но и развитых стран. Поэтому, очень важно, чтобы усилия социальных институтов и самих профессионалов консолидировали организационные и личностные ресурсы, что повысит устойчивость преподавателей к профессиональным стрессовым факторам и их общую жизнестойкость.
В категории личностных ресурсов хочу отметить эмоциональную гибкость, культуру межличностного общения и ассертивность поведения, которая очень важна. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. Ассертивность — это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.
— Какой Ваш главный совет людям этой профессии?
— Ключевое, совокупное слово, отражающее преодоление синдрома выгорания — «равновесие». Между «дать» и «взять взамен», между работой и личной жизнью, личными интересами и интересами окружающих, даже самых близких. Чтобы сохранить профессиональное здоровье, достаточно научиться проводить четкую грань между работой и частной жизнью, ни в коем случае не приносить домой, в семью, свои профессиональные заботы и переживания. Конечно, надо сохранять вовлеченность и заботиться о профессиональной карьере, но при этом не забывать о себе, что, к сожалению, является массовым отрицательным примером.
Известный исследователь феномена выгорания Кристина Маслач говорит об этом так: «Скорее разумно и совсем не эгоистично позволять себе паузу для расслабления, обращаться, когда надо, за помощью и просить совета, чередовать приятную работу с менее приятными обязанностями».
Практика
По мнению директора лицея IPLT «Alexandr Pușkin» мун. Кишинэу Оксаны Абрамовой, катализаторами профессионального выгорания также являются разрыв поколений между учителями и учениками и вмешательство родителей в учебный процесс.
— Оксана Васильевна, какие факторы, по Вашему мнению, способствуют эмоциональному истощению учителей? Удаётся ли педколлективу лицея сохранять профессиональное здоровье, особенно сейчас, в новом формате ограничений из-за пандемии?
— Вы знаете, по моим многолетним наблюдениям, эмоциональному выгоранию в профессии педагога подвержены люди, работающие в школе двадцать и более лет. Этому сопутствуют разные факторы: однообразие и рутина, перманентная реформа образования и большой объем отчетной работы, разрыв поколений между учителями и учениками и конкуренция среди преподавателей. А сейчас ещё приходится учитывать очень быстрые изменения в обществе, информационном поле преподаваемого предмета и медицинских императивах.
В основном, в школе работают учителя старше сорока лет и пенсионного возраста, им сложно справиться с современными требованиями, когда необходимы знание компьютерных технологий, быстрая реакция на реалии сегодняшнего дня, переключение с одного вида деятельности на другой. Условия карантина наглядно обнажили эти проблемы.
— Перестраиваться на ходу пришлось всем — преподавателям, ученикам, их родителям. Сотни роликов об этом бродили по интернету, одновременно вызывая смех и слезы. Как «пушкинцы» справились с задачей тогда и как справляются сейчас, в первые дни нового учебного года?
— Учителя нашего лицея быстро перестроились на дистанционный образовательный процесс и наладили его. Скрывать не буду, вначале была растерянность и даже слезы, приходилось их поддерживать, объяснять, обучать и подбадривать, и проблема решилась. Труднее было организоваться учителям старшего возраста, но желание работать, самодисциплина, выработанная годами и самолюбие взяли верх, они побороли страх перед неизведанным.
Переход на онлайн-обучение дал возможность для экспериментов и тестирования новых моделей образования. Школьники, вынужденные учиться дома, взамен научились самостоятельно планировать учебный план. Учителя же научились пользоваться технологиями.
Правда, появились другие сложности — в общении с родителями. Родители иногда пытаются вмешаться в учебный процесс, рассказать учителям как учить, как воспитывать, забывая, что преподаватели получили высшее образование в области предмета, педагогики и психологии, более того, они проходят непрерывное обучение в течение всей жизни. В Кодексе об образовании РМ четко прописано, что учителя должны каждые 3 года проходить курсы повышения квалификации и каждые 5 лет подтверждать свою дидактическую степень.
— Сейчас мир делает попытку вернуть учебный процесс в обычное русло, но эпидемиологическая ситуация может измениться в любой момент. Как я понимаю, учителя лицея Пушкина – во всеоружии и теперь готовы, при необходимости, быстро сменить один формат обучения школьников на другой. Однако от стресогонных факторов они в обоих случаях не застрахованы, и им может понадобиться психологическая помощь.
— Конечно. Многие не понимают, что профессиональное выгорание учителей намного серьезнее, чем это обычно изображается. Администрация нашего лицея со своей стороны развивает благоприятную культуру в коллективе. Мы стараемся оказывать внимание каждому учителю, создаём комфортную, дружескую, позитивную рабочую обстановку.
Очень важную работу по предупреждению эмоционального выгорания у педагогов проводит наш психолог. В течение всего учебного года он поддерживает учителей, своевременно помогает им в решении возникших в ходе учебного процесса затруднений.
Кроме этого, на семинарах и тренингах психолог знакомит преподавателей с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, стадиями, способами профилактики и методами саморегуляции, с практикой осознанности.
Первые две недели учебного года будут показательными по всем направлениям: увидим, как работает система, внесем посильные коррективы, в этом мы должны быть гибкими и быстрыми.
Подготовила Ольга Березовская,
Специально для kommersantinfo.com