Поиск..

Перспектива Регион

Симуляция – не новация

.

ЦИК Молдовы зарегистрировал первые инициативные группы в поддержку потенциальных кандидатов на пост президента республики: Тудора Делиу — от Либерально-Демократической партии; Ренато Усатого — от «Нашей партии»; Андрея Нэстасе — от партии «Плаформа DA»; Майи Санду — от партии «Действие и солидарность» (PAS); Андриана Канду — от «Pro Moldova»; Октавиана Цыку — от «Партии национального единства» (PUN); Дорина Киртоакэ — от избирательного блока UNIREA. Центризбирком отказал в регистрации группе, ратующей за Александра Калинина от «Партии регионов«, а также – за Иона Косташа, как независимого кандидата. Причина: при подаче документов не были соблюдены все требования установленного регламента.

— Похоже, президентские страсти в Молдове разгораются пока только на правом фланге. Вновь избранный председателем ЛДПМ, после отбывания тюремного срока за коррупцию, экс-премьер Влад Филат сначала выступил объединителем правых сил, снова подняв тему единого кандидата на президентские выборы от проевропейских партий, озвученную полгода назад лидером Платформы ДА Андреем Нэстасе. Лидеры ПАС и ДА тут же отреагировали отказом, так как у каждого из этих политформирований на тот момент уже был свой кандидат. Но Филат не растерялся и тут же представил своего ветерана ЛДПМ Тудора Делиу, который ещё вчера возглавлял эту партию.

Глава государства пока не спешит заявить о своём участии в избирательной гонке. Надежды Игоря Николаевича на встречу с президентом России не оправдались. А он так надеялся, что и на этот раз Владимир Путин выручит его. Ведь, начиная с 2014 года, все выборы парламентские, в качестве лидера ПСРМ, президентские в 2016, опять парламентские в 2019 Додон выигрывал исключительно благодаря совместным фотографиям с Путиным и встречам с ним. Правда, на них решались одни и те же вопросы: экспорт молдавской сельхозпродукции, проблемы молдавских трудовых мигрантов в России и углубление стратегического партнёрства и взаимовыгодного сотрудничества, причем, периодичность встреч возрастала, аккурат, перед избирательными кампаниями в Молдове. Это позволило Додону укрепиться на левом политическом фланге, в качестве единственного пророссийского лидера в Молдове, эдакого любимчика Путина, а ПСРМ вытеснить все партии левого толка, что обеспечивало на выборах лидирующие позиции и Додону, и ПСРМ.

Перед нынешним ноябрьским плебисцитом, в поисках традиционных предвыборных картинок с Путиным, Додон внезапно, без привычных помпезных объявлений, отправился в Москву, где хотел провести дискуссии с российским президентом о возобновлении переговоров с РФ о получении кредита в 200 миллионов долларов. Примечательно, что обсуждение подобных вопросов в компетенции премьер-министра, либо в состав молдавской делегации должен был войти вице-премьер, министр финансов Сергей Пушкуцэ, назначенный правительством переговорщиком по российскому кредиту.

Кстати, о кредите. Недавно Кику хвастался, что МВФ выделил для Молдовы « беспрецедентный» кредит в 500 млн. евро, и это более, чем в два раза превышает сумму российского. Однако для получения вожделенного второго мандата, в знак поддержки со стороны РФ и лично Путина, Додону просто необходимо если не получить сам кредит, то хотя бы обещание этого. Но, по всей видимости, Кремль не спешит в очередной  раз оказать масштабную поддержку Игорю Додону, наверняка имея на это веские причины.

Комментируя поствыборные события в Беларуси, глава Института стран СНГ, замглавы комитета Госдумы по делам СНГ и соотечественников Константин Затулин заявил, «что никто не вправе требовать от России смотреть на происходящее в Белоруссии глазами Лукашенко и отказывать в диалоге тем, кто является его оппонентом. Вообще практика поддержки исключительно официальных властей на пространстве СНГ, утверждает Затулин, еще ни к чему хорошему Россию не привела. Эти люди, как и все в мире, преходящи. Отношения надо выстраивать с обществом в целом, причём, делать это нужно на разных уровнях».

Пытается ли таким образом Россия решить свои проблемы в диалоге с ЕС и сформулировать новую стратегию своего влияния в странах СНГ, делая акцент на легитимность, то есть, на степень поддержки обществом лидеров этих стран, для Молдовы будет понятно уже на предстоящих выборах. Не исключено, что основную ставку Кремль сделает  на парламент, формирующий правительство, а не на зыбкость позиций бесполномочного, согласно Конституции РМ, президента.

Как бы там ни было, а пока Игорь Додон, по возвращению домой, срочно засобирался  в Грецию. В интернете появилось его признание: хочу, дескать, поехать и «помолиться в монастырях Афона за благополучие страны и граждан Молдовы!» Не исключено, что и за успешное проведение своей судьбоносной избирательной кампании.

Рассказывая о первых днях кандидатов в президенты РМ, можно было бы на этом поставить точку, но, на наш взгляд, особого разговора заслуживает и «деятельность» Центральной избирательной комиссии.

Знакомясь с ее первыми шагами в правом поле, понимаешь: то, чему молдавская власть научилась и что умеет делать лучше всего симулировать любую деятельность. Борьбу с коррупцией, евроинтеграцию, реформы и даже противостояние коронавирусу, списав на него огромные суммы из госбюджета и гуманитарной помощи. Итоги этой борьбы уже привели  Молдову в список красных зон и первые строки в топе стран по количеству зараженных. Это ж как надо биться с вирусом, чтобы достичь 626-ти случаев в сутки! А власть продолжает утверждать, что все под контролем.

Совпадение или нет, но чем ближе начало предвыборной президентской кампании, тем выше показатели Covid-19. В связи с этим, Комиссия по ЧС в медицине своим решением утвердила инструкцию для ЦИК, относительно подготовки избирательного процесса, но ее точно писали не врачи, хотя не исключено, что с ними консультировались в плане дезинфекции участков. А писали те, кто уже сейчас пытается управлять итогами выборов, используя эпидемиологическую ситуацию в стране. На первый взгляд, все в этой инструкции правильно, но возникают вопросы.

Согласно ей, на избирательные участки граждане должны приходить в маске, перчатках и со своими авторучками. На входе им будут измерять температуру, при ее наличии отправлять домой. В городах проблем с наличием масок и перчаток, и, тем более, авторучек нет, а как с этим обстоят дела в сёлах? Или местная администрация закупит все необходимое, чтоб обеспечить селянам участие в голосовании? В нашей стране на выборах в среднем голосует 1 млн. 600 тыс. человек. Вопрос к властям: а есть в Молдове в наличии такое количество масок и столько же пар перчаток?

Как будет обеспечено право на голосование тем, у кого на входе в избирательные участки обнаружат температуру, в инструкции не оговорено. Также ничего не говорится о людях, у которых коронавирус проходит бессимптомно, зато прописано, что «избиратели, у которых проявляются симптомы острой респираторной инфекции, смогут воспользоваться своим правом голоса, подав заявление в бюро избирательного участка по месту регистрации/месту жительства избирателя. Его можно подавать в письменной или устной форме за 2 недели до дня голосования и до 18 часов дня, предшествующего голосованию. В день голосования заявления можно подавать до 15:00».

Что получается? Если у избирателя есть симптомы коронавируса, он должен самоизолироваться, но тогда каким образом он сможет передать в письменной форме заявление в комиссию? А если устно, то это, получается, по телефону. Теперь представьте себе, как это можно сделать в деревнях и сёлах? Дальше инструкция вызывает ещё больше вопросов. Члены бюро избирательного участка, которым будет поручено перемещаться с переносной урной для голосования, а также лица, которые будут их сопровождать, в обязательном порядке должны быть оснащены средствами защиты (маски, перчатки, защитные экраны, защитные костюмы). На сегодняшний день в Молдове 31 415 случаев заражения коронавирусом, активных случаев 8 616 и, судя по темпам «борьбы» правительства с эпидемией, к осени их может стать намного больше. Если молдавских врачей до сих пор не смогли обеспечить защитным оснащением, то вопрос с членами бюро избирательных участков, которые будут перемешаться с урнами  по стране в защитных костюмах, остаётся полностью открытым. Но самый интересный момент, который в инструкции не указан: каким образом, в условиях эпидемии, кандидаты в президенты должны собрать полагающиеся по закону 15 – 25 тысяч подписей на каждого кандидата? Какие эпидемиологические условия они должны соблюдать, чтобы их зарегистрировали и не сняли с выборов за несоблюдение этих условий?

Судя по отсутствию реакции на эту наспех накаляканную инструкцию, желающие стать главой государства её даже не читали. Не дело для кандидатов-то в президенты! Ну, а сами гениальные  авторы должны ещё раз внимательно перечитать свой опус и переписать его в соответствии с избирательным правом и Конституцией РМ. Иначе мы опять получим симуляцию выборов и президента-симулякра, который будет маскировать отсутствие настоящей реальности её ложной копией.

 

Стелла Жантуан,

политолог,

экс депутат Парламента РМ

Специально для

kommersantinfo.com

 

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья