«Город Солнца» – не утопия!
.
Так вышло, что в самом раннем детстве познание мира для меня началось в Латвии, на хуторе у двоюродного деда. Став самостоятельным, я продолжал с радостью приезжать к нему в гости. Мне нравилось бывать в круге его забот, атмосфера в доме и семье деда мне очень импонировала, и я все стремился понять, почему так происходит.
Коренные жители Латвии всегда отдавали предпочтение независимым крестьянским дворам, а не коллективному жилью. Так и сейчас проживают за городской чертой. Латыш ценит свой теплый дом, свою семью выше всего остального и приветствует в домашнем святилище только самых близких друзей и родственников. Их может быть совсем немного, но устоявшиеся дружеские отношения для него ценнее золота. А женщины в семье играют особо важную роль: они связывают её воедино и передают младшим поколениям родовые традиции.
«Латышский хутор» (viensēta) и его элементы включены в Культурный канон страны. С небольшой интерпретацией современных латвийских архитекторов, он, на мой взгляд, нашёл своё яркое воплощение в планировке и архитектуре «Города Солнца», о котором – рассказ ниже.
Сколько бы мы ни читали об идеальном городе с идеальным обществом, как бы ни хотелось верить в существование такого места – со времен Томмазо Кампанеллы оно считалось утопией. На самом деле, волшебные сказки становятся былью. Например, в окрестностях латвийского Цесиса появилось почти кампанелловское место «вечного счастья, благополучия и добродетели», обустроенное по проекту латвийского миллионера Айварса Звирбулиса. Побольше бы таких мест, и мир станет другим!
Айварс выкупил 3000 гектаров леса в холмистой местности и реализовал фантастический проект: в «Городе Cолнца» действуют особые правила, и люди ведут иной от общепринятого распорядок жизни. Согласно условиям проекта, все дома, а их на территории 300, возведены из экологически чистых материалов. За каждым домом закреплен участок от 0,4 до 1,3 га, на котором есть небольшое озеро и лес. Все дома в Аматциемсе оснащены центральной канализацией, проложенной спецтехникой под корнями сосен и елей, высокоскоростным интернетом и электроэнергией. Обогреваются они в основном теплом от земли – в каждом доме имеется геотермальный тепловой насос со скважиной 90-100 м, преобразующий энергию земли в теплоэнергию. Её круглый год достаточно для обогрева дома и подогрева горячей воды. И только в холодные зимние дни жители прибегают к розжигу камина, который есть в каждом строении.
Из окон одного хозяйства (за редким исключением) не видны другие дома. Такое стало возможно за счет холмистого рельефа местности и грамотной планировки. В лесном городе запрещены заборы. Это экологически чистая зона со всеми вытекающими последствиями – по городу свободно разгуливают косули и другая живность, и ничто не должно мешать их перемещению. По этой же причине в городке запрещено содержать на цепи собак, которые лаем могут испугать диких, но безвредных животных – собаки, по условиям поселка, могут находиться только в домах.
Вот, что рассказывает о своем «детище» сам его основатель Айварс Звирбулис.
«Идея построить такой поселок пришла ко мне, когда я понял, что хочу жить в собственном благоустроенном доме в живописном месте – в лесу и обязательно у воды. Так я создал Аматциемс, где сегодня рядом со мной вся моя семья – я, дети и внуки. А также друзья и единомышленники – люди с похожими взглядами на жизнь, требованиями к месту проживания и окружающей среде.
Признаюсь, поначалу я взялся за проект из чисто эгоистических побуждений – хотелось создать комфортную «среду обитания» для себя любимого. На основании и по примеру похожих поселков в других странах, а также моего личного видения того, как, живя в благоустроенном месте, можно быть в ладу с соседями и природой, не нарушать жизнь диких животных, и были разработаны внутренние правила поселка. Они созданы для людей, разделяющих мои взгляды и не считающих эти правила запретом. Людей, которые готовы к уважительному отношению к окружающим – будь то соблюдение тишины или содержание прилегающей территории.
Правила, например, предусматривают, что в пределах поселка в вечернее время и ночью не разрешается шуметь. Здесь нельзя строить заборы. И сажать на цепь собаку нельзя в том числе и потому, что она – друг человека. Моя, а теперь наша, цель – максимально сохранить в поселке естественную природную среду. Мы стараемся не превращать лес в городской парк. Именно поэтому рядом с ухоженным стриженым газоном соседствует цветущий луг.
На подстриженном газоне обычно светлячков не бывает, а в Аматциемсе теплым летним вечером, с наступлением темноты, в траве горят сотни маленьких фонариков. И из прудов звучит слаженный хор зеленых лягушек, что я считаю большим достижением, потому что такие лягушки живут только в очень чистой среде. Засохшее или ветром сломанное дерево мы оставляем в лесу на радость лесным обитателям – дятлам, белкам или лисицам, сооружающим себе в нём убежище.
Баланс между окружающей средой, применяемыми нами технологиями и эстетикой создает образ поселка, который ярко доказывает: гармония человека и природы существует!»
P.S. Помните, всего лишь изменяя свои потребительские привычки, мы изменяем мир!
Роберт ЗАПАДИНСКИЙ,
Главный редактор kommersantinfo.com