Поиск..

Лента новостей Перспектива Регион

Кто станет следующим президентом Молдовы?

.

До конца текущего года Республика Молдова выберет главу государства. Избирательная кампания неофициально уже идёт, один за другим заявляют о себе новые кандидаты на пост президента. Возможно, ещё «выпрыгнет» кто-то совсем неожиданный. Но, по мнению политического аналитика, доктора истории Руслана ШЕВЧЕНКО, ничто не имеет значения: Молдову ждут безальтернативные президентские выборы.

— В преддверии президентских выборов в нашей стране, намеченных на конец 2024 года, постепенно стали появляться первые кандидаты. Главным из них была и остается действующий Президент РМ М.Санду. На ее переизбрание работает как она сама, так и вся правящая ПДС, несмотря на то, что в парламентской республике, к числу которых принадлежит Молдова, власть принадлежит прежде всего парламенту, а не главе государства. Санду пользуется этой властью только потому, что ПДС – её собственное детище, всецело от нее зависящее. В случае потери ПДС парламентского большинства, реальная власть Санду радикально уменьшится, так как в таком случае ей придется согласовывать свои решения с коллегами по возможной правящей коалиции, а таковыми в нынешнем парламентском раскладе пока могут быть только левые (ПСРМ/ПКРМ, Шанс). Остальные (ДНА И.Чебана, ЕСДП Ю.Чокана и другие) по большинству опросов в парламент пока не проходят.

Санду предпринимает большие усилия, чтобы создать обстановку, при которой ее кандидатура казалась бы безальтернативной. Утратив безоговорочную поддержку европейской диаспоры, она теперь обратилась к поддержке американо-канадской, куда менее многочисленной, причем демонстрируя последней свою поддержку даже в ущерб своим сторонникам из стран ЕС.

Аналитики левого политического лагеря в последнее время немало написали о готовящихся фальсификациях голосов молдавских граждан, живущих в США и Канаде, и, вероятно, в европейских странах, чтобы удержать Санду у власти. Таким образом, у левого избирателя искусственно создается впечатление, что Санду может сохранить свой пост только через посредство лжи и серьезных предвыборных махинаций, а честным путем ей ни за что не победить.

Еще более нелепы и рассчитаны на куриную память читателей рассуждения некоторых из них, которые стращают Санду победой Трампа. В их интерпретации победа Трампа означает обязательную политическую катастрофу для Санду. Действительность, однако, далека от этих явно надуманных представлений. В прежние годы мы не раз писали о том, что молдавские правые, именующие себя прозападными, силы (в данном случае Санду/ПДС) теснейшим образом связаны и поддерживаются Демократической партией США. Левые, соответственно, «курируются» Республиканской партией (поэтому Воронин и Додон пришли к власти именно тогда, когда в США правили республиканцы). Но для оппонентов Санду это мало меняет дело. Напомним, что другой ставленник Демократической партии США, В.Плахотнюк, после прихода к власти Республиканской партии дал в ноябре 2016 года интервью, в котором выразил готовность немедленно уйти в отставку и заняться бизнесом, но его удержали от этого. Его миссия тогда еще не закончилась, и он всё еще был нужен. Удалили его со сцены только после парламентских выборов 2019 года. Точно то же самое, скорее всего, произойдет и в случае с Санду.

Даже если выборы Президента Молдовы состоятся после президентских выборов в США, и последние выиграет Трамп, сегодня перед Западом стоит задача ускорить приближение Молдовы к вступлению в ЕС и идущим с ним в пакете НАТО (к слову, подписание Индивидуального плана сотрудничества с НАТО, создание Центра Информирования и Документирования НАТО произошло в своё время именно при Воронине). Ориентировочная дата для вступления была озвучена самой Санду – 2030 год. Это значит, что в случае своей победы, республиканцы поддержат Санду как когда-то Плахотнюка, и дадут ей осуществить её второй мандат. Правда, расклад политических сил в Парламенте Молдовы в этом случае уже не будет столь благоприятным для ПДС/Санду, и весьма возможно, что ПДС не будет располагать парламентским большинством. Но, поскольку Санду и её окружение не отличаются политической дальновидностью, и в их среде нет серьезных аналитиков, способных реалистично посмотреть на ситуацию, то они заметались и до сих пор не могут определиться, когда же им проводить президентские выборы – до или после аналогичных в США (пока преобладают те, кто считает, что надо это делать ДО выборов в США). Отсюда же, от растерянности, страха, «разброда и шатаний» и начавшиеся слухи о возможном возвращении в большую политику экс министра иностранных дел Н.Попеску, который, согласно им, должен «подстраховывать» Санду. Серьезным политическим весом он не обладает. Даже если под него срочно создадут новое правое политформирование или сделают председателем в уже существующей организации, максимум, что он сможет сделать – собрать 0,5-1% голосов правых, которые потом передаст Санду.

Да, действительно, ПДС и лично М.Санду за два с половиной года своего безраздельного правления в Молдове сделали больше, чем все вместе взятые молдавские левые, чтобы помочь России дискредитировать проевропейский курс и Европу вообще в глазах молдавского избирателя. Грандиозное воровство поступивших в страну из Европы и США грантов и кредитов, «газовая» афера, спекуляции на строительстве дорог, закрытие школ, больниц, прежде всего – инфекционной, им.Т.Чорбэ, полный провал судебной реформы, отсутствие каких бы то ни было результатов в «борьбе с коррупцией», укрепление позиций организованной преступности, истерическая реакция представителей ПДС на любые критические замечания в адрес их политики и, особенно – лично М.Санду, бестолковая «борьба с российским влиянием», в ходе которой не попал в тюрьму ни один пророссийский деятель, упоминание по поводу и без повода термина «гибридная война» и многое другое серьезно подорвали позиции ПДС/Санду в обществе, что может очень серьезно повредить их положению на выборах.

Однако сказанное не означает, что левая оппозиция может всерьез рассчитывать на победу над Санду. Не стоит забывать, что опросы, проведенные самыми разными социологическими конторами, в том числе и из-за пределов Молдовы, показывают, что у неё примерно двойной перевес (28-30% против 11-15%) над ближайшими конкурентами, к числу которых относят теперь Додона и Шора, причем перевес этот из месяца в месяц не меняется в пользу оппозиции. Это значит, что у Санду сформировался свой, довольно значительный – до 1/3 голосов избирателей – стабильный электорат, и этот электорат сформирован не за счет фальсификаций, а реально существующий. Даже притом, что часть диаспоры разуверилась в Санду, увидев результаты ее провальных «реформ», надо помнить, что если не в первом туре президентских выборов, то во втором основная часть диаспоры, а также пока колеблющийся электорат правых в самой Молдове, неизбежно снова проголосуют за Санду, за неимением лучшего кандидата, способного одолеть кандидата левых. А это автоматически увеличивает электорат Санду минимум до 45-50%, а то и более. Непонимание этого простого тезиса, тем более – сокрытие этой истины от левого избирателя грозит ему на выборах тяжелым разочарованием. Все сведения о фальсификациях, которые действительно могут иметь место как в стране, так и за границей, связаны прежде всего с тем, что Санду – человек очень впечатлительный, нерешительный, истеричный, колеблющийся, зависимый от разных мнений и боящийся брать на себя реальную ответственность и потому даже в таких очень выгодных для себя условиях всё равно безумно боящийся ею же придуманной опасности.

Не являются даже отдаленно конкурентами Санду на президентских выборах экс премьеры И.Кику («Партия Развития и Солидарности Молдовы»/ПРСМ), В.Тарлев с «Нашим Буджаком», ставшим недавно всего за день партией «Будущее Молдовы», В.Боля («Возрождение»), А.Лунгу («Шанс») и другие. У них чаще всего либо нет сильных местных структур, либо они не располагают серьезной поддержкой населения и видятся, скорее, как персоналии второго плана на фоне более влиятельных фигур. А поскольку президентские выборы – это соревнование прежде всего личностей общенационального уровня, известных и популярных по всей стране, а не в отдельных регионах, районах или селах, то такие конкуренты выполняют на президентских выборах совсем иные задачи. А именно – быть безопасными для главных конкурентов спарринг-партнерами, аккумулировать у себя электорат, который перед выборами президента или после первого тура таковых они передадут главному из кандидатов, той фигуре, у которой действительно будет общенациональная известность. Ранее такими среди левых были Воронин и Додон, сегодня на эту роль претендует И.Влах. Во-вторых, они должны показать свой реальный рейтинг, чтобы население и иностранные политики поняли, кого из них можно списать в утиль, и вытаскивать из чулана только в редких случаях, а на кого можно делать ставку в перспективе на парламентских выборах, как на второй эшелон нынешних политиков, который при необходимости станет первым.

Будущее каждой из этих партий, однако, явственно различается уже теперь. Кику и его ПРСМ будет обычным «аккумулятором» голосов левых и умеренно левых, которые проголосуют в основном за левого кандидата. «Возрождение» (В.Боля, Н.Параска) активизировалось и заявляет о себе в последние год-два как перспективная левая партия, у которой в случае провала ПСРМ есть шансы заменить её в качестве главной левой силы страны. «Будущее Молдовы» (В.Тарлев) призван заменить провалившиеся на юге ПСРМ, ПКРМ, прекратить диковатую практику «независимых» депутатов, которые идут в Народное Собрание якобы как самостоятельные фигуры, чтобы только не вызвать неприязни избирателей ввиду их связи с другими партиями, и сделаться главной региональной силой. Этим она поможет запрещенной «Партии Шор», у которой остались депутаты в парламенте в деле закрепления влияния левых в южных районах Молдовы. «Шанс» (А.Лунгу) сегодня наиболее сильная, по опросам, из перечисленных выше партий, но и наиболее уязвимая, ввиду её предполагаемых или реальных связей с И.Шором. Если «Шанс» начнет брать слишком большую часть левого электората и претендовать на ведущую роль среди левых, отодвигая безопасных для власти ПСРМ/ПКРМ, это вызовет репрессивные меры со стороны власти, и в какой-то момент «Шанс» может быть запрещена так же, как в свое время «Партия Шор». 

В этих условиях встает закономерный вопрос: кто же может стать конкурентом Санду на президентских выборах? Реальных конкурентов немного, и все правые оппоненты во втором туре неизбежно передадут голоса Санду, как главному кандидату. Среди правых, заявивших о своих претензиях на президентское кресло в настоящее время, следует отметить экс-министра иностранных дел Молдовы в 2018-2019 гг. Т.Ульяновского и вероятного официального кандидата от блока «CUB-LOC-Платформа ДА-Партия Реформ», координируемого М.Зигом, А.Слусаря. Среди левых – это лидер ПСРМ И.Додон и экс-башкан АТО Гагауз Ери И.Влах.

Т.Ульяновский, имеющий поддержку и в среде американской диаспоры, известен как кадровый и уже опытный профессиональный дипломат. Но за ним пока не стоит ни одна из молдавских политических партий. Вдобавок, среди жителей Молдовы он почти неизвестен, и воспринимать его как серьезного конкурента Санду можно только обладая гигантской фантазией.

Историк по основному образованию, А.Слусарь известен несколько лучше Ульяновского, главным образом, как бывший вице-председатель развалившейся до безопасного минимума «Платформы ДА», экс вице-председатель парламента, и тоже уже бывший глава Ассоциации «Сила фермеров». Однако, несмотря на некоторые критические замечания в адрес Санду/ПДС, он всегда реально опасался бороться с ними, активно «сливал» протесты фермеров и сделает всё от него зависящее, чтобы такую борьбу только имитировать. Эта тактика уже принесла ему пост члена админсовета «Энергокома».

Среди левых оппонентом Санду, проигравшим ей президентские выборы 2020 года, следует отметить экс президента и лидера ПСРМ И.Додона. Он – хороший оратор, умеющий «чувствовать» аудиторию и говорить её языком. Но не стоит забывать, что с 2020 года политическая ситуация в стране очень сильно изменилась. В условиях российско-украинской войны, Санду достаточно открыть на него одно-два уголовных дела на тему связей с РФ, после чего его можно легко и без особых возмущений левого электората вообще снять с выборов.

На первый взгляд, серьезным оппонентом М.Санду стоит считать экс башкана АТО Гагауз Ери И.Влах. Но только на первый взгляд. Несмотря на то, что Влах куда меньше Додона подчеркивала, находясь на должности, связи с РФ, она – оппонент куда слабее Додона. В отличие от последнего, Влах нетвердо владеет румынским, посредственный оратор с довольно монотонным голосом, а, кроме того, гагаузка, что в молдавской среде сразу сильно снижает шансы на победу, даже если не упоминать ее политическое коммуносоциалистическое прошлое. Если она будет выставлена главным левым кандидатом, по принципу «женщина против женщины», то в её адрес извлекут еще и многочисленные расследования различных скандальных историй периода башканства в АТО Гагауз Ери (2015-2023), в том числе – связанные с ее близкими родственниками, и скомпрометировать.

Любая кандидатура, выдвинутая И.Шором, как, например, лидер «Шанса» А.Лунгу, а тем более – В.Платоном на пост Президента Молдовы, автоматически становится весьма уязвимой, так как очень быстро всплывут его/ее связи с подлинными кураторами и снять его/ее с выборов по мотиву связей с олигархами для Санду будет просто детской игрой.

Легко смахнув с доски своих основных оппонентов по обвинению в связях с РФ, которые действительно есть практически у любого левого оппонента, Санду превращается почти в безальтернативного кандидата. Реально можно вести речь только о том, смогут ли все эти левые и правые кандидаты набрать столько голосов, чтобы не дать Санду победить уже в первом туре. Ну, а в том, что она сумеет собрать голоса всех правых, даже неприязненно относящихся к ней, но еще менее желающих победы любого левого кандидата, можно не сомневаться. Тем паче, что в свое время такие прецеденты в истории страны уже были (те же выборы 2020 г.).

Простой вывод, который из этого следует – не стоит заниматься опасным самообманом, широко распространяемым левыми политиками и аналитиками в свое оправдание, будто Санду может победить только путем фальсификаций и разного рода жульничеств. Она вполне в состоянии победить любого левого, а, тем более, правого кандидата без таких нарушений. Ибо нежелание в дни российско-украинской войны видеть во главе Молдовы пророссийского политика у правого электората, и, тем паче, у Запада, всегда пересилит. В случае чего, у Санду всегда остается в качестве запасного оружия снятие с выборов.

Если кто-то всё еще сомневается в сказанном нами сейчас, когда до официального старта президентской кампании далеко, у него всегда будет время в этом убедиться, когда кампания начнется и, тем более, с приближением к моменту самих выборов.

Специально для kommersantinfo.com

Метки:

Смотри также:

Связанные истории