Луис Кастанеда: «Это не Украина и Россия, а страны Запада желают, чтобы конфликт начался как можно скорее».
.
«Если американцы и русские начинают стрелять друг в друга – это мировая война», – сказал президент США Джо Байден в ходе видеоконференции с лидерами союзных стран. Участие в беседе принимали лидеры Великобритании, Германии, Италии, Канады, Польши, Румынии и Франции, а также генеральный секретарь НАТО и глава Еврокомиссии. Байден заявил, что 16 февраля Россия якобы может совершить нападение на Украину. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал подобную информацию пустым и безосновательным нагнетанием напряженности. Он подчеркнул, что Москва ни для кого не представляет угрозу.
Что происходит сейчас на Украине и, в частности, на Донбассе? Насколько реально обсуждаемое вторжение? Как воспринимают ситуацию жители региона? Мы не стали гадать на кофейной гуще и обратились к Луису Эрнандо Муньосу Кастанеде. Он – не русский, не украинец, а гражданин Республики Колумбия. Живет в Донецке 35 лет, оставшись здесь после окончания университета. Кастанеда – президент местного Латинского общества, действующий член Международной ассоциации ротари-клубов, гражданский активист, международный наблюдатель на президентских выборах в Мексике и Колумбии.
— Господин Кастанеда, что сейчас происходит в регионе и непосредственно в Донецке? Как местное население реагирует на утверждение о вторжении?
— Впервые за несколько месяцев в субботу, 12 февраля, Донецк тряхнуло от сильнейшего взрыва, волну от него ощутили на себе и люди, и здания. Нагнетание атмосферы вокруг вторжения спокойствия не добавляет, хотя за 8 лет войны чувства несколько притупились, так как жить в постоянном страхе гибели от обстрелов и взрывов – психологически невыносимо.
— Есть активность на линии соприкосновения?
— Ещё полгода назад ВСУ нарастила свои силы вдоль линии и насчитывает более 125 тысяч солдат. В ожидании «вторжения со стороны РФ», они всю зиму провели в окопах. Сейчас отрабатывают маневр, под названием «наступление». Последние недели интенсивность обстрелов немного уменьшилась, но количество жертв среди гражданского населения ОРДЛО (ЛДНР) не уменьшается давно. Для людей, живущих непосредственно на линии огня, с приходом Зеленского стало гораздо хуже. Снайперы и убийцы ВСУ не щадят ни детей, ни стариков.
— Что или кто препятствует выполнению Минских соглашений?
— Для их выполнения, где стороны конфликта четко определены, как Киев – с одной стороны, и ОРДЛО – с другой, самое главное – признание друг друга таковыми. Пока Киев саботирует абсолютно все эти попытки непризнанием статуса ОРДЛО, как стороны конфликта, можно бесконечно и совершенно напрасно встречаться, делая вид (для западных кураторов), что ведется какая-то работа.
Если хотите, я могу поимённо назвать виновных в невыполнении Минских соглашений. Каждый чиновник в правительстве Зеленского, а до этого – в кабмине Порошенко, считает своим долгом озвучить практический отказ от них. По последней информации, прямо из Госдепа США им отправлена методичка по затягиванию всех переговоров, имеющих отношение к Минским договоренностям.
— Насколько вероятным вы считаете военное столкновение России и Украины?
— Риторика Москвы и Киева в последние недели прямо указывает на то, что в их планы не входит ничего подобного. И там, и там отвергают любые военные намерения на этот счет.
Существует ряд причин, по которым ни Украине, ни РФ не выгодно начинать настоящую войну. Для РФ, с точки зрения экономических санкций, издержки, сопутствующие обнулению Минских соглашений и изменению общественных настроений на территории Украины, будут очень значительны, а дивиденды сомнительны, если не сказать отрицательные.
Тем не менее, нагнетание ведется со стороны западной прессы с определенными целями. Мы ясно видим факт: страх перед вероятной войной, который навели «добросовестные» западные СМИ, принёс заинтересованным людям в США большие преимущества. Причастные к продаже СПГ добились значительного прогресса в своей кампании по предотвращению открытия газопровода «Северный поток — 2», а представители военно-промышленного комплекса Соединённых Штатов остались довольны после многочисленных поставок оружия, якобы для оборонительных целей, на Украину.
Кроме того, нельзя отвергать тот факт, что предстоящие в этом году промежуточные выборы в США играют большую роль во внешней политике демпартии.
Опыт показывает, что лучший способ для поднятия обвалившегося рейтинга демократов в год выборов – устроить где-то за пределами Штатов войну и выиграть её. Если РФ не вторгнется на Украину, то можно будет объявить о победе над Россией, которую додавили единым западным фронтом, не позволив ей захватить соседнее государство.
— Страны Запада направили большое количество вооружений для военных соединений Украины. И это – провоцирующий риски фактор.
— Да, совершенно очевидно, что в случае недостаточности вооружения у одной из сторон, вероятность завязки столкновения всегда будет меньше. Так же очевидно, что когда непрерывно подносят вооружение к линии соприкосновения, вероятность случайной ситуации, как и нервозность, повышает риски непреднамеренной эскалации. И ошибки или технический сбой могут привести к конфликту, которого стороны пытаются избегать.
Вывод напрашивается сам собой: это не Украина и Россия, а страны Запада желают, чтобы конфликт начался как можно скорее. При этом разные страны преследуют разные цели, а некоторые лишь по воле гегемона так себя ведут. Хотя, ради правды, надо уточнить: многое из того, что везут на Украину под видом вооружений – списанные советские образцы, полевые госпитали (Прибалтика), каски и бронежилеты (Англия).
— Что скрывается «за феноменом» возвращения на Украину Петра Порошенко и – именно сейчас?
— Часто людям кажется, что прошлые времена были лучше, чем нынешние. Многие с благодарностью вспоминают Кучму, меньше вспоминают Ющенко, ещё меньше Януковича. А свеж в памяти Порошенко, который является настоящим лидером всех русофобов. Увы – другого нет.
Сам Петр Алексеевич весьма тонко чует ситуацию в стране. Этот политик, в отличие от других, не закрывал свои штабы. Он развивал свои политические структуры, свои системы коммуникации, вкладывал деньги в партии, поддерживал депутатов на местах. Это не делали ни другие оппозиционеры, ни партия власти. У партии власти больше депутатов, чем членов, деньги они тратят только на себя, а не на содержание структуры.
— И СМИ, и политологи предполагают, что столкновение Украины и России может начаться с провокаций в Приднестровье, где находится «ограниченный контингент российских войск». А как считают на Донбассе?
— Провокации могут устроить везде. Не секрет, что президенты Украины и Молдовы обсуждали возможность совместной блокады Приднестровья. Чем не провокация? Хотя в Незалежной найдутся многие, кто против. Ведь это означает закрытие каналов контрабанды, которые давно работают и кормят многих «бизнесменов» региона с обеих сторон.
— Господин Кастанеда, благодарю Вас.
Интервью вела
Ольга Березовская,
специально для kommersantinfo.com
/Донецк-Кишинев/