Поиск..

360° Новости

New Deal of the Republic of Moldova

.

Кризисы — обычное явление в условиях рыночной экономики, но этот имел свои особенности: сокращение производства, сопровождающееся крахом многих предприятий, ростом безработицы, падением заработной платы, а также — разорением сельского хозяйства и отсутствием системы реального социального обеспечения. Кризис, о котором идет речь, затронувший Канаду, Великобританию, Германию, Францию, и в большей степени – США, случился 90 лет назад и вошёл в мировую историю под названием «Великая депрессия». Его признаки с пугающей точностью повторяются сегодня у нас дома, в Республике Молдова. И если ситуация в стране до сих пор не взорвалась, похоже, происходит это, благодаря лишь донорским вливаниям со стороны международных партнёров. Причины Великой депрессии — предмет до сих пор идущих дискуссий о роли в этом политики правительства и активности частного бизнеса, стихийности развития рынка и присутствия крупного капитала, действующего вне рамок общенационального регулирования.

Количество товаров, в том числе, продуктов питания и многого другого, рынок не смог переварить, так как покупательная способность населения ему не соответствовала. Спад экономики США в эти годы был очень глубоким, некоторые отрасли оказались в катастрофическом положении, промышленное производство сократилось на 50%. Особенно пострадало сельское хозяйство. Фермеры, которые не могли сбыть свою продукцию, разорялись. Соединенные Штаты нашли решение, как справиться с кризисом. Может статься, обновлённые парламентскими выборами власти Республики Молдова используют не только деньги, но и пригодный ей опыт международных партнеров, и возьмут осознанный курс на реформы, способные вывести нашу страну из затяжной, уже пятикратной Великой депрессии?   Великая депрессия, повлекшая изменение курса США на модель смешанной экономики, стала Рубиконом не только в американской экономической истории, но и всего мирового экономсообщества.

Программа «Нового курса» подразумевала активное государственное регулирование и интенсивную социальную политику. Подобные программы были параллельно реализованы с большим или меньшим успехом и в других странах, попавших под удар мирового кризиса. В 1920–1921 годах в США разразился кризис, охвативший и промышленность, и сельское хозяйство. Идеи «исключительности» и «устойчивого процветания», в условиях бума («просперити»), предшествовавшего Великой депрессии, были неразрывно связаны с наращиванием производства предметов массового потребления. Развитие американского автомобилестроения стало краеугольным камнем этого процесса – производство авто было доведено до 5 миллионов штук в год – уровня, не достижимого для большинства развитых стран и в наше время. Между тем, бурный экономический рост в отдельных отраслях усиливал диспропорции в экономике и вел к затовариванию рынка. Неоправданный рост предложения не сопровождался аналогичным ростом платежеспособного спроса, что неминуемо должно было привести и привело к падению цен и снижению объемов выпуска продукции.

Переход от одной фазы к другой произошел достаточно резко и был связан с событиями «черного четверга» 24 октября 1929 года, затем, последующих дней, когда цены на акции ведущих компаний упали в несколько раз. Начавшийся в США кризис приобрел мировой масштаб и повлиял тогда на экономику многих стран. В самих же США, с 1929 по 1933 годы, промышленное производство сократилось на 46%, производство автомобилей упало на 80%. Политика администрации президента Г. Гувера не смогла преодолеть или как-то сгладить кризисные явления. Г. Гувер был сторонником преимущественного невмешательства государства в социальные и экономические вопросы и явно запоздал с принятием решительных мер государственной поддержки экономики.  В 1933 году президентом США стал Франклин Рузвельт, занимавший этот пост до 12 апреля 1945 года. Его «Новый курс» (New Deal), в основе которого лежала экономическая программа Дж. М. Кейнса, стал поворотной точкой на пути преодоления депрессии и построения новой экономической парадигмы.  Стержнем этой концепции был тезис, что капитализм уже не представляет собой систему, способную к саморегулированию и автоматическому выходу из кризиса. Монополизму и социальной дифференциации при низких доходах основной массы населения было противопоставлено активное перераспределение доходов через механизмы государственной налоговой и социальной политики. Благодаря этому можно было стимулировать спрос и спасти от разорения тысячи компаний. Реализация «Нового курса» началась с реформы банковской и кредитно-денежной систем. В марте 33 года была приостановлена работа всех банков, с целью определения текущего состояния дел и четкого разграничения финансово здоровых банков от тех, которые не в состоянии выполнять свои функции. Это позволило успокоить панические настроения, по крайней мере, среди вкладчиков сильных банков, и тем самым спасти их от неминуемого разорения. Другой мерой, направленной на преодоление кризиса, стало прекращение обмена банкнот на золото. Охваченное паникой население скупало золото, обменивая его на банкноты. Это сокращало и без того урезанный совокупный спрос населения, поскольку значительная часть его денежных средств превращалась в «золотой запас» своих владельцев. (Аналогичным образом сейчас наши сограждане избавляются от национальной валюты, приобретая более твердую — доллары США и евро.) Запрет на проведение этих операций существенно снизил темпы бегства граждан из национальной валюты и способствовал расширению спроса на товарных рынках.

Социальная составляющая «Нового курса» включала систему мер по снижению безработицы и поддержке малоимущих. Чтобы обеспечить людей, оказавшихся без средств к существованию, были организованы общественные работы в дорожном хозяйстве, строительстве, сфере услуг. Начались крупномасштабные национальные проекты по созданию плотин и строительству гидроэлектростанций, реконструкции старых и созданию новых промышленных предприятий. Всё это оказало благотворное влияние на экономику, увеличив занятость, доходы населения и одновременно поддержав реальный сектор. Закон о социальном обеспечении 1936 года предусматривал выплату всем нуждающимся адекватных пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице и болезни. В итоге, по ряду основных показателей на докризисный уровень 29 года США смогли выйти к 37 году, полностью оправиться от потерь Великой депрессии стране удалось к 50-м. Но главное значение программы «нового курса» Рузвельта заключалось в том, что именно в это время коренным образом изменилась роль исполнительной власти государства, был заложен фундамент политики страны благосостояния, когда была впервые введена система упорядочивания экономики, промышленности, сельского хозяйства и, главное, финансов. Была создана комиссия по регулированию ценных бумаг и биржевой торговли, которая вводила ограничения на всякие спекуляции и злоупотребления, создание мыльных пузырей, липовых финансовых компаний и прочего.   Социальное законодательство, впервые принятое в США именно в 1930-е годы, с тех пор является столпом, основой функционирования общества. Кейнсианские методы финансирования через бюджетный дефицит потом стали применяться в стране регулярно. В то же время, принципы либеральной доктрины не были отвергнуты и впоследствии получили новую жизнь в «рейганомике»– экономической политике президента Р. Рейгана.

О том, как она повлияла на экономическую ситуацию в США, читайте в следующем выпуске.

 

 

 

 

Метки:

Смотри также: