Поиск..

Регион

Роберт Западинский: «Это — история, у которой было начало»

.

30 лет назад союзные республики обрели независимость, а вместе с ней перед многонациональным населением молодых государств появились новые задачи по гармонизации межэтнических отношений, обеспечению межконфессионального согласия, и, в то же время, по возрождению и развитию национальных культур, традиций, языков. Не обошел этот процесс и Республику Молдова. Именно тогда были образованы этнические организации и общины народностей, проживающих в нашей стране. В это время был создан и ОЕК – Общество еврейской культуры. Активная деятельность всех этих людей стала в 90-е мощным фактором возрождения и развития нового, отличного от советского, формата мультикультурного развития государства. Каким был тот период для Общества еврейской культуры, рассказывает читателям его сопредседатель- журналист, политолог Роберт Западинский.

Роберт, поздравляю Вас с Ханукой и юбилеем Еврейской общины республики. Как прошли торжества, посвящённые  30-летию ЕОМ?

— Не могу ответить на этот вопрос, так как видел только ролик о празднике, размещенный в интернете. Люди, возродившие, а, точнее, основавшие общину в новых условиях, на юбилей не были приглашены, и имена их на этом «торжестве» тоже не были названы.

Как так получилось, что праздник прошёл без главных участников её истории, у которой было начало, как у всего в этом мире?

— Многие из них обитают за рубежом, но в торжествах не участвовали и те, кто живёт в Кишиневе. Думаю, свою роль сыграли два фактора, первый – экономия на количестве участников, второй – дорожная карта: нынешние руководители общины замкнули её деятельность на себя, избегая невыгодного сравнения с людьми, стоявшими у истоков возрождения Еврейской общины Молдовы.

Сегодня я хочу рассказать о них, первопроходцах, — достойных, смелых и меньше всего руководствующихся в своей деятельности меркантильными соображениями. В начале пути было сделано, на мой взгляд, самое главное – мы, евреи, впервые за многие годы ощутили себя единым народом, обладающим богатой древней культурой, замечательными традициями и ценностями высокого гуманистического назначения. Кто не помнит прошлое, не построит будущее. Надеюсь, сегодняшнее руководство ЕОМ обретёт мудрость в настоящем и воздаст должное пионерам возрождения общины.

Еврейская община Молдовы сейчас располагается в КЕДЕМе, в одном из знаковых в Кишиневе зданий. 

Да, это так. Хочу рассказать тем, кто работает, учится и отдыхает под крышей этого уютного и тёплого во всех отношениях Дома, что его вернули общине, благодаря стараниям историка Исидора Пилата. Он же создал в столице Музей истории евреев Молдовы, при самом активном участии Общества Еврейской культуры Кишинева, которым руководили я и Михаил Лезнер, живущий сейчас в Израиле. Мы привлекли к этой важной и ответственной работе многих специалистов, в том числе, архитектора Семена Шойхета.

Из рук экс мэра Кишинёва Серафима Урекяна и его тогдашнего «боевого» заместителя Валентина Кунева я лично получил документы о передаче нашей общине трёх зданий — опытного завода Академии наук МССР, в котором ранее располагалась Синагога дровосеков, живописных развалин ешивы рабби Церельсона на улице Александри и особняка рядом с синагогой, который мы тут же передали в распоряжение Рэб Залмана Абельского, долгие годы — Главного раввина Молдовы, для открытия в нем детской воскресной религиозной школы.

Будучи вице-президентом Внешнеэкономической Ассоциации «Молдова- Израиль», я рекомендовал членам правления городской общины избрать в него Семена Шойхета, который, с отъездом Леонида Балцана на историческую родину, возглавил Правление КОЕК. На этом посту Шойхет много сделал доброго, в том числе, для воссоздания нынешнего облика КЕДЕМ.

Когда Вы пришли в Еврейское движение национального возрождения?

— Это было задолго до регистрации в минюсте Общества Еврейской культуры РМ. Как-то мой «крестный отец» в журналистике Анатолий Коган, первым в нашей стране написавший интереснейший исторический роман о Штефане Великом, познакомил меня с Борисом Волом. Мы встречались, причем, часто – в моем рабочем кабинете в Доме печати, и обсуждали первоочередные задачи по восстановлению наших национальных традиций и духовных ценностей, по активному участию в общественной жизни Молдовы. Так прошло два года, народ за это время прирос, люди зажглись идеей возрождения, развития, перспективы. После горячего обсуждения с членами Правления ОЕК, по-прежнему, в моем кабинете, поскольку другого помещения тогда не было и быть не могло, мы втроем, вместе с Анатолием Коганом и известным поэтом Александром Бродским, написали проекты важнейших для нашего народа документов — Указа Президента РМ и Постановления Правительства РМ о возрождении еврейской самобытности в Республике Молдова. Именно на них основана жизнедеятельность общины страны все эти годы. Поколения сменяются, многие её члены сегодня почему-то даже не знают о тех исторических событиях.

В девяностые-двухтысячные в молдавском обществе проходили установочные, фундаментальные процессы. Знание их объяснит нынешним активистам, почему с таким трудом и позже всех европейских стран Молдова признала трагедию Холокоста, и почему до сих пор в нашем крае не дана оценка человеконенавистнической деятельности маршала Антонеску и его приспешников.

Ветераны общины вышли из той жизни, в которой быть евреем было не то, что непросто, а страшно. Но мы отстаивали права нашего народа перед властями и национал — радикалами из Народного Фронта, один из лозунгов которых гласил: «Евреев — в Днестр!» Я горд, что был среди тех, кто начал возрождать в жизнь наши добрые традиции и права – голоса, совести, участия в жизни государства. Мы сумели открыть в Кишиневе две еврейские школы, два еврейских детских садика, факультет иудаики в Молдавском госуниверситете. Мы объединили людей для решения наших общих задач.

На снимке к этому интервью, недавно я передал его газете «Наш голос», увековечена историческая встреча руководства ОЕК с первым Президентом РМ Мирчей Снегуром. Именно тогда и на таком высоком государственном уровне были решены многие вопросы возрождения еврейской культуры и исторической правды о нашем народе, не одно столетие дружно живущем с другими народами на молдавской земле.

В годы становления республики мы получали поддержку от новых демократических сил на уровне законов и постановлений. В них записано то, что было решено при самом активном участии граждан Молдовы еврейской национальности, то, что должны выполнять государственные власти и сегодня.

Расскажите, пожалуйста, какие вопросы решало Общество Еврейской культуры Кишинева? 

— Шесть лет мы вместе с Михаилом Лезнером, первым директором Еврейской школы, руководили общиной молдавской столицы. О нашей повседневной работе писала газета «Наш голос», открытие которой мы инициировали и активно продвигали. Общине был нужен свой информационный вестник. Помню, парни из правления ОЕК ждали меня в парке Пушкина. Встреча с секретарём ЦК КПМ Петром Лучинским была по-деловому краткой: он пригласил заведующего общим отделом ЦК КПМ Емилиана Чобу, и тот торжественно вручил мне разрешительные документы на выпуск первой в стране Еврейской газеты на русском языке. Выйдя из ЦК, я передал их тут же, в парке, первому главному редактору «Нашего голоса« Александру Бродскому.

Когда в республике готовился важный, концептуальный для граждан молодого государства Закон о языках, я был членом комиссии. Возглавил разработку документа ректор кишиневского педагогического института Ион Гаврилович Боршевич, ставший в последующие годы главным советником первого Президента РМ. Кстати, он же был и главой первой делегации, назначенной для налаживания дипломатических отношений между Республикой Молдова и Государством Израиль.

Так вот, написать главу «Еврейские языки в РМ», дающую право на свободное и законное использование в республике идиша и иврита, ОЕК доверил Роберту Западинскому и академику, известному лингвисту Рубину Яковлевичу Удлеру. В день принятия Закона, депутатам Парламента РМ, а он тогда заседал в помещении Театра оперы и балета, раздали этот документ в печатном виде, где глава «Еврейские языки» отсутствовала. Это заметил Александр Бродский, предупредил меня, я тут же направился в Президиум Парламента и сообщил Мирче Снегуру о пропавшей главе. Ему ничего не было известно об этом, он сказал, что надо прямо сейчас обратиться с вопросом к Председателю Парламента, писателю Иону Чобану. Чобану запросил сотрудников секретариата Парламента, а они ему сообщили, что эту главу «просто забыли напечатать»! Документ, уже розданный народным избранникам, необходимо было отозвать с рассмотрения. По регламенту такая инициатива может исходить только от депутатов, но желающих сделать это, отыскать было непросто. Мы с Бродским решили проблему, стоившую огромных усилий и нервов. Документ возвратили в типографию, а к вечеру депутаты получили полный текст «Закона о языках в РМ«, который и приняли вместе с главой о еврейских языках. Благодаря этому, в короткий срок реабилитировали всех организаторов и участников запрещённых тогда в стране ульпанов.

За возрождение Еврейской культуры в Республике Молдова я был награждён медалью «Meritul Civic» — «Гражданская честь», врученную мне Президентом РМ Снегуром. Это — самая дорогая для меня награда из всех моих наград.

Упомянутые события тех лет знают и помнят Алик Надан, Эли Валк и Яков Кедми — ныне известный политолог. В то время все они были сотрудниками дипломатической миссии Государства Израиль в Москве, часто приезжали в Кишинев для встреч с активистами нашей организации. Многое к изложенным фактам могут добавить и живущие ныне в Израиле члены правления ОЕК — Михаил Лезнер, Александр Бродский, Леонид Балцан, бессменный его сопредседатель Семен Вайсман. Каждому из них есть, что рассказать о своей работе по национальному возрождению и о соратниках, особенно — в юбилейный год 30-летия общины.

Евреи издревле населяют эту землю, Общество проводило исторические, археологические изыскания?

— Обязательно, это ведь одна из задач по возрождению еврейской культуры. Историку Исидору Пилату я на бланке Молдавского информационного агентства АТЕМ (ТАСС), где работал Ответственным секретарём, написал и подписал письмо, давшее ему право работать в республиканских архивах. Он начал собирать документы о памятниках еврейской культуры и обо всех строениях в Молдове, возведенных на деньги Еврейской общины.

Пилат нашёл около 400 таких объектов по стране, в том числе, те, о которых я уже рассказал. На основании этих исторических документов, у нас было право обратиться к властям страны о возвращении Еврейской общине Молдовы всех этих строений. Уезжая из Молдовы в Израиль, Исидор Пилат передал материалы по результатам своих исторических изысканий архитектору Шойхету, к сожалению, с тех пор документы никто не видел, а восстановить их не представляется возможным. Это – большая потеря для нашей национальной культуры.

Общество еврейской культуры в то время взаимодействовало с международными еврейскими организациями?

— Настолько активно, что именно в Кишиневе были открыты первые на постсоветском пространстве Израильский культурный центр и представительства международных еврейских организаций «Джойнт» и «Сохнут».

ОЕК решило много важнейших задач по национальному возрождению, а однажды, совершенно добровольно, мы взяли на себя миссию Красного креста: во время Приднестровского конфликта община вывозила из зоны боевых действий евреев, оказавшихся в эпицентре трагических событий. Больше тогда это было сделать некому, мы способствовали межнациональному миру и в переносном, и в прямом смысле.

Ваши интересы находятся в зоне деловой сферы, поддерживаете ли Вы все эти годы связи с Еврейской общиной?

— По моей инициативе в конце 1989 года в Кишиневе был проведён первый и, к сожалению, последний Международный Конгресс евреев — выходцев из Молдовы. Он собрал больших бизнесменов из разных стран мира, в рамках конгресса они встретились с руководителями нашей республики, наладили деловые связи с предпринимателями, оказали моральную и материальную поддержку нарождающемуся классу бизнесменов РМ.

Я был вице-президентом Внешнеэкономической Ассоциации «Молдова — Израиль», генеральным директором молдо — американского СП «Суперком», председателем Правления молдо — турецкой компании по международным авиаперевозкам и укреплял, и продолжаю укреплять, дружбу и сотрудничество между Республикой Молдова и другими государствами мира, продвигая при этом имидж Еврейской общины в самой Молдове, а также за рубежом. Компании, которые я возглавлял, откликались на различные запросы еврейских организаций Молдовы. Так, для участников первого молодёжного летнего лагеря, организованного представительством «Сохнут», во главе с легендарным Цви Килиманом, мы изготовили специальную форму. Как председатель Попечительского совета Еврейской школы в Кишиневе, в меру возможностей, я оказывал финансовую поддержку этому учебному заведению. Можно привести и другие примеры, но добрые дела не любят громких слов, так я думаю. Делал их от души.

Бывая в Еврейской библиотеке, которая играла знаковую роль в становлении нашей организации, вижу, что многие годы здесь не пополняются фонды. Передал книги для библиотеки, на подходе – следующий транш. Здесь давно не делался даже элементарный косметический ремонт, возможный в этих условиях порядок поддерживается лишь благодаря стараниям коллектива. Мой низкий поклон Анне Бацмановой — директору библиотеки.

Залог успешного будущего Молдовы заключается в укреплении межнационального единства, которое кроется в сохранении и дальнейшем развитии каждой национальной культуры в нашей стране. Желаю общине оперативно запустить механизм исполнения законодательных инициатив, выдвинутых нашим ОЕК РМ и принятых тогда руководителями республики. Многие идеи давно ждут своего воплощения в жизнь, люди, предложившие их, думали о прекрасном будущем общины и о пользе государству.

Какое самое яркое событие в годы возрождения Еврейской культуры и самобытности Вам запомнилось?

Хороший вопрос. Недавно Первому съезду Ваад (в переводе с иврита — «Совет») тоже исполнилось 30 лет. 18 декабря 1989 года он собрал в Москве представителей еврейских организаций и общин Советского Союза. Съезд стал историческим событием, здесь впервые были сформулированы требования евреев не только о свободе эмиграции, но и о том, чтобы создать в СССР нормальные условия для развития еврейской культуры, образования и общинных институтов. Делегация Общества Еврейской культуры Молдовы, в состав которой я входил как руководитель кишинёвской организации, приняла самое активное участие в этом представительном форуме. Он, по сути, стал катализатором наших действий в новых реалиях – в независимом государстве Республика Молдова.

Благодарю Вас за откровенный и интересный разговор.

 

Интервью вела

Ольга Березовская

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья