«Если лидеры оппозиции сумеют сделать невозможное…»
.
Молдове в этом году предстоят выборы президента. Как будет проходить голосование на территории страны и за ее пределами, что представляют собой кандидаты на пост главы государства, и кто из них способен стать президентом всех граждан страны – эти вопросы вызывают в социуме горячие дискуссии. Тем важнее получить на них квалифицированные ответы. Возможность первым высказать свою точку зрения мы предоставили политическому эксперту Зурабу Тодуа — историку, автору книг о событиях на постсоветском пространстве, экс депутату парламента РМ (2010 – 2014).
— Главная интрига этого года в Молдове – несомненно, выборы президента страны. Отменять или откладывать их на неопределенный срок нет никаких оснований. Положение правящей партии PAS, главной опоры нынешнего президента Майи Санду, внушает её сторонникам уверенность в успехе. Казалось бы, катастрофические итоги правления Партии действия и солидарности не дают основания для такого оптимизма. «Креативные менеджеры» от PAS от души постарались, чтобы уровень жизни граждан РМ упал в несколько раз.
По общему признанию независимых экспертов (еще есть такие), с 2021 года, то есть, с момента победы партии PAS на досрочных парламентских выборах и до настоящего времени, в Молдове действует самое некомпетентное руководство – парламент, правительство, госаппарат – за всю историю независимости с 1991 года. Некоторые кадровые назначения вызывают просто оторопь. Впрочем, удивляться не приходится, наблюдая за тем, каких людей сейчас выдвигают на первый план.
Рано или поздно это неизбежно приведет PAS оглушительному поражению. Но сегодня запас прочности у них ещё велик. Он складывается из двух факторов: поддержка коллективного Запада и электоральные резервы диаспоры. Нет сомнений в том, что сторонники М. Санду уверены: на предстоящих президентских выборах именно голоса диаспоры станут решающими при подведении итогов голосования.
Что касается Запада – недовольство действиями правящей группировки есть, и довольно серьезное. Там всё видят: и вопиющую некомпетентность чиновников, и коррупцию в высших эшелонах власти, и кумовство, и то, как бездарно они расходуют ресурс темы европейской интеграции. Внешние партнеры конечно же заметили провал партии PAS на местных выборах и утрату ими более половины голосов избирателей, по сравнению с выборами 2021 года. Тем не менее, Запад будет поддерживать М. Санду.
Хотя с новыми фигурами уже работают. Побор кандидатов на «скамейку запасных» никогда не прекращается, это привычный стиль работы политтехнологов, которые занимаются стратегическим планированием. Но выдвигать кого-либо из новых на первый план рано. Да в этом и нет необходимости.
Третий фактор, на который в ходе предвыборной кампании партия власти будет делать ставку – это (необъявленная) война между Россией и Украиной. На неё будут списывать все свои ошибки, провалы и вопиющий непрофессионализм. Опираясь на поддержку Запада, диаспору и военные действия в Украине, которые, судя по всему, далеки от завершения, PAS будет выстраивать свою стратегию и тактику к выборам. Надо признать, что у М. Санду отличные шансы на успех. Все это требует от оппозиции серьезного подхода к президентским выборам, причем не на словах, а на деле.
Другая главная интрига заключается в том, как поведёт себя оппозиция. Сколько будет претендентов, и есть ли реальная перспектива выдвижения единого кандидата. Ни для кого не секрет, что недовольство правящей группировкой в стране чрезвычайно велико. Столь высокий антирейтинг, каковым ныне могут «похвастаться» лидеры PAS, пожалуй, был только у В. Плахотнюка. Протестный потенциал огромен. Но на улицу люди не выйдут. Все опасаются ещё большего ухудшения политической ситуации и войны. С 2010 года людей множество раз выводили на протесты, без конкретного и ощутимого результата в итоге.
В то же время на выборы люди пойдут. Они понимают, что это – единственная возможность сменить политический и экономический курс, положить конец скандалам, склокам, кумовству и глупостям. Да, у М. Санду останется её «ядерный» электорат примерно в 30 процентов избирателей, плюс диаспора. Тем не менее, если мобилизовать и сплотить всех недовольных, причём не только слева, но и справа, то они превзойдут число сторонников действующей главы государства. И никакая диаспора здесь не поможет. Вопрос в том, как этим потенциалом воспользуется оппозиция?
Пока очевидно, что оппозиционные партии пребывают в «разобранном» состоянии, без чёткого и конкретного плана действий. Похоже на то, что оппозиция пойдет на выборы «растопыренными пальцами». Кандидатами в президенты, вероятно, уже видят себя Ирина Влах, Ион Чебан, Игорь Додон, Ренато Усатый, возможно, Ион Кику. Более чем вероятно заявит о своих амбициях и Илан Шор, который умело купирует попытки власти использовать его в своих целях.
Каждый из них, несомненно, обладает немалыми достоинствами. Однако у некоторых есть уязвимые места в политической биографии. Другие по разным причинам вряд ли смогут консолидировать протестный электорат. Главное – во втором туре каждый из них скорее всего проиграет М. Санду. Участие нескольких «главных» кандидатов от оппозиции, а также ряда маргинальных субъектов и откровенных спойлеров выгодно М. Санду. В этом случае, не исключено, она сможет выиграть и в первом туре. В сложившихся условиях равноценным конкурентом М. Санду на выборах может стать единый кандидат от оппозиции. Причём это должен быть такой кандидат в президенты, который смог бы получить не только голоса избирателей – сторонников левых партий, но и голоса правых, тех, что недовольны М. Санду, режимом власти, и тем, как реализуется курс на евроингеграцию. А таких – довольно много, что показали выборы в местные органы власти осенью прошедшего года.
Маловероятно, что кто-то из упомянутых выше политиков сможет претендовать на такую роль. Откровенные попытки И. Чебана сместиться вправо оттолкнут от него часть прежних сторонников. Тем более, что в оставшееся до выборов время он вряд ли сможет стать «своим» за пределами Кишинёва. Единым кандидатом должен стать человек, который не был вовлечен в мутную политическую жизнь Молдовы последних лет, стоит «над схваткой», не замешан в скандалах.
Вероятно, для определения такого кандидата было бы разумно создать постоянно действующую, консультативную структуру оппозиции – Круглый стол. Либо созвать специальную конференцию, в ходе которой можно было бы попытаться сформировать единый оппозиционный блок и договориться о совместных, согласованных действиях. Чтобы с самого начала погасить неизбежные разногласия и успокоить амбиции, было бы разумно провести праймериз (первичные выборы) для определения реального рейтинга потенциальных претендентов.
Полагаю, что серьёзные шансы на победу появятся у кандидата, который будет соответствовать определенным критериям. Это должен быть непартийный политик, известный на международном уровне и обладающий безупречной репутацией. При условии консолидации оппозиции и выдвижения единого кандидата можно рассчитывать на сплочение всех недовольных слоев населения страны. Возьму на себя смелость предположить, что люди ждут этого. Опираясь на результаты всё тех же местных выборов, можно утверждать, что таковые составляют приблизительно 2/3 от всех обладающих правом голоса.
Безусловно не будет недостатка в скептиках, который скажут, что изложенный план не реален. Приведут в доказательство множество фактов. И, пожалуй, будут правы. Тем не менее, он осуществим. Если на минуту представить, что лидеры оппозиции сумеют сделать невозможное: преодолеть разногласия, противоречия, взаимные обиды и сесть за стол переговоров. На кону – судьба страны. Только наивный не понимает, чем всё может закончится. Время для того, чтобы договориться, есть. Пока ещё есть…
Специально для kommersantinfo.com