Grand Theft Auto – Дефектное Издание
.
Хотите погрузиться в мир ностальгии, когда вам снова 10 лет, и вы идете в интернет-кафе, чтобы на последние карманные деньги поиграть в Vice City? Или школьный друг принес вам новейший диск San Andreas с потраченным переводом от «Фаргус» и распечатку с чит-кодами? Увы, всё это уже невозможно ощутить с новым переизданием оригинальной трилогии GTA, вышедшим менее двух месяцев назад. Спустя столько времени, картина этого шумного провала стала еще ярче, и сегодня мы детально его разберем.
НАЧАЛО НАЧАЛ
Grand Theft Auto: The Trilogy — The Definitive Edition была разработана Grove Street Games и опубликована Rockstar Games 11 ноября 2021 года. Под прежним названием War Drum Studios компания Grove Street Games ранее разрабатывала мобильные версии трилогии, а также версии обновленной GTA San Andreas для PlayStation 3 и Xbox 360. Помимо этого, студия портировала на мобильные устройства и другие игры, типа Max Payne, Bully: The Anniversary Edition и ARK Survival Evolve.
Definitive Edition разрабатывали два года и для рендеринга использовался движок Unreal Engine 4, в оригинальных играх применяли RenderWare. Команда разработчиков обнаружила, что при переносе игр на новый движок они выглядят слишком «чистыми», а требовалось сделать игры более «грязными», чтобы сохранить первоначальный вид. Grand Theft Auto III было сложнее всего обновить из-за устаревших механик; для сравнения, с San Andreas процесс был намного проще, поскольку художественный отдел научился использовать преимущества современного оборудования еще со времен оригинальной игры.
Rockstar сопротивлялась тенденции ремейков видеоигр, так как они требуют внимания и заботы, но в конечном итоге посчитала, что ремастер — это «способ сохранить проекты на следующие десять с лишним лет», не имея дела с устаревшими технологиями.
Grove Street Games хотелось, чтобы The Definitive Edition сохранила эстетику оригинальных игр, поэтому физический код каждой игры оставили исходным. Первоначально пытались восстановить некоторые из основных зданий с нуля, например, дома персонажей протагонистов, но заметили несоответствие в качестве по сравнению с другими зданиями. Некоторые модели были улучшены в сравнении с оригинальными играми, а другие, в конечном итоге, были полностью переделаны. Команда использовала программу искусственного интеллекта (ИИ) для повышения качества текстур перед внесением корректировок вручную; продюсер Рич Росадо подсчитал, что было изменено более 100 тысяч текстур.
Функция навигации, а также анализа маршрутов, взятых неигровыми персонажами (NPC), была также реализована с помощью ИИ, хотя для этого потребовались некоторые ручные настройки; команда сочла реализацию данных механик «легкой победой», благодаря существующей технологии. Она хотела, чтобы The Definitive Edition бесперебойно работала на всех платформах, в то же время, используя преимущества высокопроизводительного оборудования.
Команда изучила все три игры, чтобы определить их отличительные черты, такие, как яркие неоновые цвета GTA Vice City и оранжевое небо San Andreas. Добавила динамические цвета, которые меняются в течение дня, и скорректировала расположение и движение Солнца, Луны, звезд и облаков. Также были изменены некоторые погодные эффекты — дождь, появление луж и отражения в воде.
В то время как в оригиналах использовалось «запеченное освещение» — «освещение, которое могло появиться из ниоткуда, потому что нам просто нужно осветить сцену» — в Definitive Edition используется освещение неба, что заставило команду добавить в мир больше искусственного света, во избежание темноты в некоторых локациях, например, фонарные столбы в переулках. Все деревья и листва, а также некоторые элементы дизайна интерьеров были заменены на более качественные модели из Grand Theft Auto V; команда хотела, чтобы они естественным образом вписались в окружающую среду.
Росадо утверждает, что «только один дизайн на раннем этапе разработки казался непреодолимым» из-за масштабов ремастеринга трех игр одновременно, особенно из-за необъятности San Andreas. Команда избегала делать игры слишком реалистичными, поскольку чувствовала, что герои, чьи данные захвата движения были закодированы в оригинальные карикатурные каркасные модели, будут выглядеть неуместно. Хотелось, чтобы персонажи сохранили свой первоначальный вид, поскольку игра «должна выглядеть так, как вы ее помните».
В Grove Street Games столкнулись с трудностями при работе с персонажами, так как считали, что добавление деталей «там, где раньше не было деталей», может противоречить «мысленному образу» дизайна персонажей, который имели старые игроки; команда проконсультировалась с разработчиками Rockstar North, в том числе с некоторыми оригинальными художниками игр. Большую часть материалов из оригинальных игр — исходный звук, текстуры, справочные материалы и модели персонажей — не удалось найти из-за отсутствия архивов, так как первоначальная команда разработчиков «никогда не думала, что придется пересмотреть эти проекты».
РЕЛИЗ
Rockstar Games анонсировала трилогию 8 октября 2021 года, это совпадает с 20-летием оригинального релиза Grand Theft Auto III. Выяснилось, что трилогия будет включать «всесторонние обновления …при сохранении классического внешнего вида оригиналов».
Существующие оригинальные версии трех игр были сняты с продажи у цифровых розничных продавцов на консолях и ПК 13 октября 2021 года. Аудитория и журналисты раскритиковали этот шаг, сославшись на проблемы с сохранением давно купленных видеоигр, отсутствие выбора между версиями и возможное удаление оригинальной музыки в новых версиях, из-за проблем с лицензиями с истекшим сроком действия. Уэсли Ин-Пул из Eurogamer назвал это решение «ударом по сохранению видеоигр» и сказал, что оно плохо сказывается на выборе игрока.
Предзаказы на игру начались 22 октября 2021 года, вместе с выпуском первого полноценного трейлера и скриншотов, демонстрирующих графические улучшения, но полностью игнорирующих элементы геймплея, что стало первым красным флажком. Трилогия была выпущена для Microsoft Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One и Xbox Series X / S 11 ноября 2021 года.
После выпуска игры Rockstar Games Launcher отключился примерно на 28 часов для «обслуживания», что сделало игру неиграбельной и недоступной для покупки на ПК; игра оставалась также недоступной после восстановления лаунчера. В то же время Rockstar заявила, что «удаляла файлы, непреднамеренно включенные в игру». Основываясь на информации, обнаруженной майнерами данных, эти файлы включали в себя удаленные песни с радиостанций, скрытые заметки разработчиков и скандальную секс-игру Hot Coffee от San Andreas. После трех дней недоступности, 14 ноября версия для Windows была восстановлена. 19 ноября Rockstar объявила, что будет работать над исправлением и улучшением игры с помощью обновлений, первое из которых было выпущено на следующий день. Так же оригинальные версии игр будут возвращены и выпущены в виде набора в Rockstar Store; они были бесплатно выданы владельцам The Definitive Edition.
Rockstar подтвердила, что внутриигровая музыка соответствует последним переизданиям трилогии в 2014 году, при этом более 30 песен отсутствуют в Vice City и San Andreas вместе взятых. Некоторые читы также были удалены из игр, потому что «плохо реализовывались» на новом движке Unreal Engine.
МНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ОТВЕТ РАЗРАБОТЧИКОВ
Игра подверглась критике на Metacritic, в результате чего оценка пользователей составила 0,4/10, что является одним из самых низких показателей на сайте. Журналисты отметили, что в некоторых обзорах пользователей говорилось о неприязни к художественному стилю игры и отсутствии предварительных копий, отправленных в прессу для тестирования нового продукта, с требованиями возврата денег за сырую игру. Журналисты также отметили общую негативную реакцию игроков из-за необычного внешнего вида некоторых обновленных моделей персонажей, текстовых ошибок на игровых поверхностях, проблем, связанных с увеличением дальности прорисовки и сбоев в физике игр.
Джастин Кларк из GameSpot был смущен тем, что Rockstar Games, известная своими высококачественными и детализированными играми вроде Red Dead Redemption 2 (2018), издала ремастер, «который превращает ее самые знаковые игры в еле-еле играбельные приложения для мобильных телефонов». Он подчеркнул важность художественного направления, отметив, что настроение и индивидуальность игр, городов и персонажей была в значительной степени утеряна. Несколько критиков поддержали последнее мнение: Миддлер из Video Games Chronicle сказал, что это «похоже на то, что вы никогда не должны были видеть», а Огилви из IGN написал: это «полностью разрушает убедительную иллюзию масштаба игр».
В ответ на негативную реакцию на игру, генеральный директор Grove Street Games Томас Уильямсон сообщил, что «наслаждается беспрецедентным вниманием к студии». 22 ноября 2021 года Rockstar извинилась за технические проблемы, признав, что игры «не были выпущены в состоянии, соответствующем нашим собственным стандартам качества или стандартам, которые ожидают наши фанаты». Она также сообщила, что члены команды разработчиков подверглись преследованиям в Интернете, и призвала свое сообщество «поддерживать уважительный и гражданский диалог».
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ И ВЕРДИКТ
Цена. 60$ — это довольно-таки высокая цена для игр почти двадцатилетней давности, несмотря на улучшение графики, шейдеров и моделей персонажей. Учитывая, что большую часть реструктуризации делал искусственный интеллект, а исходный код физики игр остался тем же, непонятно, за что вообще такая цена. Скорее всего, расчет был на то, чтобы сыграть на чувстве ностальгии перед Новогодними праздниками.
Отношение издателя и разработчиков. Зная, что Grove Street Games раньше занималась только портом мобильных игр, а штат сотрудников состоит из 20+ человек, винить их здесь незачем. За 2 года разработки эти двадцать с чем-то сотрудников хоть как-то довели продукт до играбельного состояния. Всю вину можно смело возложить на издателя Take—Two Interactive и разработчиков Rockstar Games. Если почитать титры в конце каждой игры, становится ясно, что почти всю работу отдали на аутсорс неизвестным компаниям в Индии, чтобы не тратить много денег, а там люди, не владеющие английским языком на уровне, не смогли даже грамотно прописать названия магазинов и рекламных билбордов. До релиза игры её никто не тестировал, поэтому, проскочило огромное количество багов и просто невероятного трэша, видного невооруженным глазом. Rockstar Games отправила своих сотрудников на помощь уже постфактум, когда покупатели стали массово возвращать деньги и писать негативные отзывы. По сегодняшний день количество ошибок и проблем остается таким же большим.
Дизайн и геймплей. На сегодняшний день, с горем пополам, я уже прошел GTA III и Vice City. San Andreas невозможно пройти дальше миссии с граффити, так как система выдает «ФАТАЛЬНУЮ ОШИБКУ» и краш игры, не знаю, сталкивался ли с этим кто-то еще. В плане геймплея вроде бы все осталось прежним, единственное, что поменялось — это раскладка управления персонажем и авто. Кнопок и их функций стало в разы меньше, какие-то вовсе убрали, а какие-то совместили в одно действие. Также большинство миссий облегчили до такой степени, что пятилетний ребенок их пройдет с закрытыми глазами, наверное, брали в расчет, что играть будет новое «хрупкое» поколение геймеров. И я не говорю про миссию с вертолетиком, а вообще про все миссии в обновленной трилогии — это перестает быть челленджем для игрока, никаких эмоций, все тупо легко.
Иногда искусственный интеллект обычных пешеходов становится опаснее, чем у врагов, что пугает еще сильнее. Рандомный дед задавит тебя на своем пикапе в одну тычку, пока балласы будут стрелять в тебя за 50 метров от цели и все — мимо. Несмотря на это, в какие-то моменты играть становиться смешнее. Так же из-за нового движка изменилась система спауна пешеходов и автомобилей. Если раньше они спаунились вокруг персонажа и шли/ехали по заданному пути, то теперь появляются только за спиной. Поэтому миссии мороженщика в Vice City или таксиста нереально пройти, так как ты едешь на большой скорости вперед, а все спаунятся просто сзади тебя и так же быстро исчезают. Другой проблемой является почти моментальная детонация автомобиля после возгорания, так что, как бы быстро ты не выпрыгнул/выбежал, все равно — смерть. Убрали и многие детали, делающие мир живее, которые вроде особо не заметны, допустим, колыхание деревьев от пролетающего над ними вертолета, но всё же.
В то же время, дизайн интерьеров-экстерьеров стал очень красивым, наконец-то пофиксили вырви-глазный дождь и добавили эффект облаков и тумана, чтобы не видеть всю карту San Andreas со своего дома на Grove Street. Что касается освещения, оно хоть и стало натуральным, но из-за отсутствия искусственного света в кат-сценах игры, почти ничего не видно — ни места, ни персонажей, просто голоса из темноты, и это — не преувеличение. Лица и модели некоторых героев вообще пугают, впечатление, что им надо срочно обратиться к врачу, то бишь у кого-то косоглазие, а у кого-то — остеохондроз. Когда СиДжей едет на велосипеде, его вообще можно принять за Горбуна из Нотр Дама. В общем, начали сразу за упокой, но будем надеяться на будущие обновления и фиксы игры.
Леонид Лев Березовский,
специально для kommersantinfo.com