Герой, Не Носивший Плаща
.
Двенадцатого ноября поздно ночью не стало легендарного человека, подарившего нам всем захватывающие детство и юность. Его творчество по сей день заставляет нас и радоваться, и грустить, и сочувствовать, понимать истины века, а главное — чувствовать себя защищенными. Эта личность — не кто иной, как Стэнли Мартин Либер, или, как все мы его знаем – Стэн Ли. Давайте вместо того, чтобы скорбеть по нему, лучше отметим праздник его жизни и вместе пройдем по истории становления самого известного создателя комиксов — серии “Marvel”.
Стэнли родился 28 декабря 1922 года в городе Нью-Йорк, район Манхэттен. Его родители были евреями — выходцами из Молдовы. Отец работал портным, но семья жила небогато, поэтому, ей всё время приходилось переезжать. В возрасте девяти лет у Стэна появился младший брат Ларри, который в будущем помогал создавать многих героев “Marvel”, а также был одним из лучших художников издания и даже имел собственную линейку комиксов. Будучи ребёнком, Ли читал много книг в жанре фантастики и смотрел фильмы с Эрролом Флинном, который исполнял, в основном, героические роли.
В подростковые годы Стэна, семья перебирается в новую квартиру в районе Бронкс. Он и Ларри делили одну спальню на двоих, а родители спали на раскладном диване. Чуть позже юноша поступил в среднюю школу имени Девитта Клинтона. Стэн очень любил писать и мечтал когда-то стать автором “Великого Американского Романа”. В свободное от школы время, парень писал некрологи для новостных изданий, пресс-релизы для Национального Центра Туберкулёза, доставлял сэндвичи в офисы Рокфеллер-центра, продавал подписки на газеты и многое другое. В 16 лет он окончил школу и присоединился к проекту федерального театра WPA.
В этом же 1939-м, с помощью своего дяди Робби Соломона, Стэнли стал ассистентом в компании “Timely Comics”, в разделе комиксов. Компанией владел Мартин Гудман. Фактически, парня нанял редактор Джо Саймон, и по блату, поскольку кузина Стэна была женой Гудмана. В ежедневные обязанности юноши входило наполнять чернильницы, приносить сотрудникам обед, корректировать тексты и точить карандаши.
В 1941 году Стэн дебютировал со своим первым комиксом «Captain America Foils the Traitor’s Revenge». Тогда он и придумал себе псевдоним “Стэн Ли”. В своей автобиографии он объяснил, что на момент 40-х комиксы не были популярны, и он хотел, чтобы его настоящие имя не ассоциировалось с ними, когда он напишет свой “Великий Американский Роман”. В августе этого же года, Ли стал полноценным писателем комиксов. Совместно с другими авторами, Стэнли создал таких персонажей золотой эры комиксов как Разрушитель, Джек Фрост и Отец Времени. Чуть позже из компании уходит Джо Саймон и креативный партнер Ли – Джек Кирби. Из-за этого, в его 19 лет Стэна назначают новым редактором.
В 1942-м Стэнли идет в армию, в войска связи, в его обязанности входит починка телеграфов и поддержание связи, а его место редактора временно занимает Винсент Фаго. Позже Ли переводят в отдел фильмов, где он прописывает инструкции, снимает обучающие фильмы, создает слоганы, а иногда — тематические мультики. Его военная классификация называется “драматург”, на всю армию таких, как Ли — всего 9. В 1945 году Стэн возвращается домой и покупает себе апартаменты на Манхэттене. 5 декабря 1947-го он женится на Джоан Клейтон Букок, а в 1949 новобрачные переезжают на Лонг-Айленд. В 1950-м у пары родилась дочь Джоан Селия, и в 1952 году семья переселяется в Хьюлетт-Харбор, Нью-Йорк. В 1953 году пара потеряла вторую дочь. Резиденция семьи находилась в Хьюлетт-Харборе до 1980 года.
В середине 50-х компания переименована из “Timely Comics” в “Atlas Comics”. Ли начинает писать комиксы в разных жанрах — от вестерна до любовной комедии. Чуть позже, в сотрудничестве с хорошим коллегой по цеху Дэном Декарло, они создают линейку “Моя подруга Ирма” — для развлекательных рубрик в газетах. Под конец десятилетия Стэн разочаровывается в своем деле и хочет уйти в другую отрасль. В то же время, конкуренты из “DC Comics” начинают пользоваться популярностью, так как Юлий Шварц возродил архетип супергероев и переиздал обновленную версию комиксов “Флэш”. Позже он создал комиксы про единую суперкоманду героев – “Лига Справедливости”. Жена советует Стэнли попробовать то же самое, что он теряет?
Ли слушается совета жены и вначале 60-х переименовывает компанию в “Marvel Comics”, воссоединяется со своим старым другом Джеком Кирби, другими авторами, и вместе они начинают революцию в мире комиксов. Первая, коллективно созданная суперкоманда — Фантастическая Четвертка. Сорвав с продаж сумасшедший успех, команда берется за новые истории и персонажи. Совместно с Кирби, Стэн придумывает Халка, Тора, Железного Человека и Людей Х. Билл Эверетт помогает с созданием Сорвиголовы, а Стив Дитко — с Доктором Стрэнджем и Человеком-Пауком. Все эти герои живут в единой вселенной. Позже Ли и Кирби рисуют новые образы и формируют состав “Мстителей”, воскрешая старых супергероев 40-х — Капитана Америку и Нэмора.
Секрет успеха заключается в том, что персонажи Стэнли не имеют идеального архетипа, а приближены к живым людям — малахольным, вздорным или суетливым, с вредными привычками. Они ссорятся друг с другом, волнуются из-за оплаты счетов и свидания с девушкой, и могут заболеть обычной простудой.
Еще одна цель “Marvel Comics”- связать авторов и фанатов. В конце каждого комикса Стэн вписывал имена людей, работавших над выпуском. Также, в каждом месячном издании была страница под названием “Bullpen Bulletins”, которая позже стала «Stan’s Soapbox», где кратко описывались будущие работы, а также — новости из жизни сотрудников компании. В 1967 году брэнд стал настолько популярным, что 3 Марта того же года Ли и Кирби пригласили на радиопередачу, под названием “Испортит ли успех Человека — Паука”, идущую на радиоволне WBAI.
В своих дальнейших работах Стэнли раскрывает темы реального мира. Очень часто он касается проблемы наркотиков, расизма, предвзятости, дискриминации и ханжества.
В 1966 году Дитко покидает “Marvel Comics”, а на замену ему приходит Джон Ромита, с которым Стэн усиленно работает над Человеком — Пауком. В 1970 уходит и Кирби — из-за ощущения недостатка внимания к нему и его работе, примостившись у конкурента – “DC Comics”. В 1972 году Ли перестает рисовать ежемесячные издания и начинает их печатать. В последующие годы он — визитная карточка и лицо компании. Посещает много комикс-конвенций, читает лекции в разных университетах. В 1981 состоится переезд всей семьи в Лос-Анджелес, Калифорния, чтобы начать кино- и телепроекты “Marvel”. Стэнли становится исполнительным продюсером многих фильмов и киноадаптаций своих комиксов, а также имеет в них камео (вплоть до новых “Мстителей” наших дней, которые еще не вышли в кинотеатре). Время от времени он пишет одиночные истории для новых комиксов. Где-то в середине 80-х, Ли уже занимает должность президента корпорации, но позже возвращается к издательской деятельности, так как в этом больше креатива и творчества, чем в цифрах и бюджетах.
В 1990-е, Ли более не президент, но занимает место почетного председателя и ежегодно получает зарплату в один миллион долларов. Начало нового столетия очень плодотворно для Стэнли. Фильмы по мотивам комиксов “Люди Х” и “Человек- Паук” приносят ему немалые деньги. В 2001 году он, Джилл Чемпион и Артур Либерман создают компанию “POW! Entertainment”- для работы над новыми фильмами, телесериалами и видеоиграми, по мотивам “Marvel Comics”. Тогда же Стэн создает для канала Spike TV мультсериал “Стриппирелла”. В 2008 он выпускает книгу с фотокомиксами, под названием “Стэн Ли представляет предвыборную кампанию: Что они действительно говорят?” Книга отражает политическую ситуацию в стране. Вплоть до 2010 года Стэн пишет более пятнадцати комиксов для “DC Comics”, чтобы поднять их популярность, а также самому совершенствоваться, работая с новыми персонажами, которых сам не создавал. Вскоре Стэн начинает сотрудничать с “1821 Comics”, пишет комиксы для детей по мотивам классических произведений, таких, как “Ромео и Джульетта”. Июль 2017 выдался для Ли очень напряженным. 6-го числа он понес огромную утрату — в возрасте 95 лет умерла его жена. Но уже 14-го Ли и Кирби признаны легендами в индустрии комиксов, и 18-го на конвенции “D23 Легенды Диснея”, он оставляет свои отпечатки и подпись возле китайского театра TLC на бульваре Голливуд. 12 ноября этого года, тоже в возрасте 95 лет, Ли скончался в госпитале из-за длительной пневмонии.
Мы, поклонники его творчества в kommersantinfo.com, нелегко принимаем новость об уходе этого поистине гениального человека, подарившего детям 90-2000-х любимых персонажей — Логана, Фантастическую Четверку, Человека-Паука, Призрачного Гонщика и многих других. Его герои вдохновляют нас быть лучше, помогать тем, кто не может за себя постоять, пресекать несправедливость. И гордиться этим.
Как вы думаете, почему фильмы “Marvel Studios” всегда успешны? Я не говорю о рабочих моментах с эффектами, камерой и прочей ерундой, а говорю о связи с супергероями. Ли сделал их такими, точно списывая с настоящих людей, и мы начинаем им подражать – кто невольно, кто – специально. Потому что думаем: если они могли, почему мы не можем? «Говорят, человек умирает дважды: в первый раз во время биологической смерти, а во второй раз — когда умирает память о нем», — так написал голландский писатель Геерт Мак. Учитывая богатую биографию Ли и его причастность к малейшим деталям в каждом комиксе и камео, почти в каждом фильме по мотивам собственных работ — наследие Стэнли будет жить вечно. Он так и не написал то, о чем мечтал всю жизнь, но “Marvel Comics” и стали его “Великим Американским Романом”.