Поиск..

Лента новостей Регион

Корнелий Чуря: «Нейтралитет Молдовы во время войны – не только норма, но и непоколебимая политика».

.

Угроза нашей стране из-за событий в Украине продолжает тревожить. На совместной с Президентом Словакии пресс-конференции Майя Санду не подтвердила, но и не опровергла потенциальную опасность, назвав её причиной следующую: «Не все уважают нейтралитет республики. У нас сегодня нет информации о существующей угрозе для Молдовы. Но мы открыто говорим о том, что, несомненно, с точки зрения безопасности страна очень уязвима, поскольку вблизи неё идет война». Об истинном отношении к нейтралитету Республики Молдова со стороны внешних партнеров мы беседуем с политологом Корнелием Чурей.

 

— Господин Чуря, у нейтралитета «по-молдавски» есть какие-то отличительные особенности, раз он не гарантирует стране безопасность?

— Война в Украине ставит перед Кишиневом серьезнейшие задачи политико-дипломатического характера, а позиция нейтралитета, выбранная властью для решения нынешнего кризиса безопасности в регионе, справляется с существующими угрозами лишь частично. Тем не менее, власть продолжает придерживаться этой линии, так как, по-видимому, нейтралитет на данном этапе это не плохой подход, при отсутствии других, более эффективных.

Правда, нейтралитет в восприятии молдавской власти не является позицией в точке «зеро», равноудаленной от противоборствующих сторон, с отказом от выражения симпатий одной из них. Нынешний молдавский нейтралитет – это весьма условная точка равновесия: она дипломатически зафиксирована отказом от применения санкций по отношению к России и соблюдением главных военных правил, вытекающих из этого принципа, хотя, в то же время, сдвинута на оси в сторону Украины.

Всё делается для того, чтобы минимизировать угрозу возможных репрессий от Москвы, например, в виде наступления на Приднестровье (или со стороны Приднестровья). Такой способ сохранения баланса создает массу неудобств – это и постоянно выражаемое недоверие Киева к поведению Кишинева, а, вследствие этого, украинские намеки на необходимость захвата Приднестровья, и вынужденные компенсирующие действия антироссийского характера, предпринимаемые властями как внутри страны, так и на международной арене, что вызывает естественное раздражение в Москве.

— Что изменится для Молдовы с обретением истинного нейтрального статуса, четко разъяснённого в Конституции?

— Не могу не отметить опасения политических сил в Молдове по поводу будущих действий Румынии –  они не определены и поэтому вызывают тревогу. Ну, а консультации с Тирасполем, вызванные резкой деградацией обстановки на левобережье, были проведены в атмосфере скрытности, взаимной подозрительности и без всякой уверенности, что стороны поняли друг друга. Таким образом, нейтралитет «по-молдавски» не решил практически ни одной из проблем безопасности нашей страны.

В то же время, отмечу, что он и не усугубил ни одной из них, что вполне могло бы произойти в случае применения других политико-дипломатических подходов. Резкий крен в сторону Украины превратил бы Молдову в естественную мишень для российских войск и гарантированно вовлек бы Кишинев в войну, а поддержка Кишиневом России, скорее всего, была изначально невозможна, принимая во внимание прозападный характер нынешней власти.

В данном случае, отсылка к нейтралитету Молдовы – это не дань уважения Конституции и её отцам-основателям, хотя надо признать, что введя в Основной Закон 11 статью, они создали удобный предлог для такого дипломатического балансирования.

Поведение Грузии показывает, что страны — члены Ассоциированного трио осторожно подходят к вопросу поддержки Украины, а реальная российская угроза серьезно ограничивает их антироссийские устремления. Напомню: в данный  момент Тбилиси требует у Киева объяснений по поводу деклараций о помощи, оказываемой Грузией России в  обход западных санкций. Киев предъявляет претензии и к Кишиневу, «не понимая» мягкости его позиций. Все это иллюстрирует тот факт, что между партнерами по интеграции в ЕС возникли разногласия в степени применения антироссийских мер.

— Следовательно, нейтралитет РМ – гибкая правовая позиция, то есть, власти предпринимают определённые действия, в зависимости от обстоятельств, имеющих определенные политические последствия?   

— На мой взгляд, молдавский нейтралитет – это не юридическая норма, а вынужденная политическая мера, имеющая цель сохранить молдавскую  государственность, но, в то же время, создающая проблемы в отношениях Молдовы с Западом и Украиной. В этом видится определенный парадокс, так как изначально нейтралитет вводился в Конституцию для сдерживания России. Теперь же этот статус играет скорее в её пользу.

Более того, нейтралитет отражает внутреннюю суть страны, в которой мирно сосуществуют две большие общности – прозападная и провосточная. В этом смысле нейтралитет конституционен, но не в виде банальной «статьи ни о чём», а как гарантия мирной синергии в одном государстве, альтернатива которой противостояние и гражданская война.

Нейтралитет является фундаментом нашего общества, хотим мы того или нет. Но тот факт, что он – политика, а не устойчивая юридическая норма, подчеркивает его уязвимость. Политика может быть быстро изменена вследствие смены интересов сторон. И нейтралитет Молдовы имеет много врагов как внутри страны, так и извне. Потому он и оспаривается.

— Власти сохранят статус-кво?

— У меня складывается впечатление, что пока они не хотят подрывать устои общества и будут вынуждены воленс-ноленс придерживаться нынешнего, придуманного ими нейтралитета. Для его защиты будут креативить, придумывать разного рода дипломатические и политические слаломы по принципу «и вашим, и нашим». Но не откажутся от него сейчас, не смогут, ибо это означает, что Молдова пойдёт «по украинскому сценарию», хотя руководство и понимает, что нынешний нейтральный статус не дает стране полную гарантию безопасности.

 

Интервью вела

Ольга Березовская,

специально для kommersantinfo.com

 

Метки: