Поиск..

Важно Перспектива

Пока все дома…

.

Взгляд на Молдову, вступившую в эпоху коронавируса

Мы вынуждены принимать на веру всё, что сообщают СМИ о масштабах охватившей мир эпидемии вируса COVID-19. Хотя не можем не заметить тенденции к нагнетанию атмосферы, на выпячивание опасности именно данного вируса, при замалчивании данных о других видах массовых заболеваний, куда более летальных.

И сразу отметим ещё одну данность: любой власти в любой стране современного миропорядка выгодна атмосфера страха и паники. Звучит цинично, но так легче управлять массами.

Не возвращайтесь домой, дети

В Молдове история с коронавирусом началась с призыва главного дипломата страны, теперь уже бывшего, к находящимся за границей соотечественникам: в сложившейся ситуации оставайтесь там, где находитесь. Раз уж не повезло вам, сограждане, оказаться в эпицентре эпидемии, пейте больше горячего чая, говорят, помогает, и не дёргайтесь. Конечно, власти быстро опомнились, попытались оправдаться – мол, то ли чиновник оговорился, то ли его оговорили. Но слово не воробей.

А осадок у населения остался. Особенно у той его части, которая помнит призыв молдавских властей к соотечественникам, жившим вне Молдавской ССР, сделанный 30 лет назад: Veniți acasă, măi copii! – Возвращайтесь домой, дети! Теперь всё это в прошлом, былая романтическая солидарность уступила место обывательскому эгоизму. Да и была ли она, солидарность? Или было желание использовать народ для обретения суверенитета, а когда он был получен, люди стали уже не нужны. Ну, может, за исключением тех редких дней, когда их призывают «отдать голос».

Но вернёмся в сегодня. Все последующие события показали, что никакой оговорки у бывшего главного дипломата не было. Разворот на сто восемьдесят градусов в менталитете наших властей действительно произошёл, и говорить об этом хоть и грустно, но необходимо. Особенно глядя, как власти других стран на волне растущего изоляционизма стараются вывезти своих граждан из зон, охваченных пандемией, доставить их на родину. Видя всё это, сравниваем, и сравнение оказывается не в пользу властей нашей родины.

Раз уж вернулись – сидите по домам

Когда в Республике Молдова обнаружились первые коронавирусные больные, власти были вынуждены начать действовать. Создали соответствующую правительственную комиссию, объявили в стране красный код опасности. И сразу обнаружили неспособность проводить реальную, а не декларативную политику по предотвращению распространения инфекции.

Был введён так называемый домашний карантин, проще говоря, гражданам рекомендовали находиться дома. Таким образом, ответственность за возможные негативные последствия целиком переложили на население, ограничившись рассылкой эсэмэсок с советами, как соблюдать личную гигиену и как вести себя тем, кто почувствовал недомогание. Причём, режим такого «карантина» касался и лиц, уже контактировавших с заболевшими. Их просто предупреждали об ответственности за нарушение режима.

Поместить их на две недели в закрытые зоны, взять тесты на наличие коронавируса? — Нет, о таком никто не слышал.

Власти РМ запретили массовые собрания, концерты и прочие манифестации, даже пошли на запрет богослужений в храмах – меру, для православных христиан оскорбительную и дискриминационную. Но и не подумали запретить кампанию по довыборам депутата парламента в одномандатном округе № 38 в Хынчешть, и сами выборы — тоже. Закон, видите ли, не предусматривает отмены выборов в такой ситуации. А запрет для Церкви, отделённой от государства, совершать богослужения он предусматривает?

В который раз двойной стандарт совершенно очевиден: населению нельзя почти ничего – властям можно всё.

Отсутствие системы диагностики населения

Между тем, по мнению экспертов из различных стран, одними запретительными мерами проблему распространения коронавирусной инфекции не решить. Даже если окончательно закрыть границу, перекрыв, в том числе, автомобильное сообщение. Потому что COVID-19 уже в Молдове.

Солидарный вывод специалистов-инфекционистов сводится к тому, что следует ограничивать очаги распространения вируса и массово проводить тест-обследование граждан. Через социальные органы, школы, университеты, через госучреждения и экономических агентов, обязав всех руководителей провести тестирование сотрудников на коронавирус. Оно способствует быстрому выявлению носителей инфекции и их скорейшему лечению. А ещё, в социальном плане, помогает устранить панику, снять напряженность в обществе. В мире уже есть примеры, когда массовый охват тестами позволил сдержать распространение инфекции, взять ситуацию под контроль. Самым ярким примером служит Южная Корея, страна с населением более 50 млн. человек.

А как обстоит дело с тестированием на COVID-19 в Республике Молдова? Есть государственная инфекционная больница имени Тома Чорбэ. Медики оценят каждого пациента и, если решат, что у него был риск заразиться коронавирусом, проведут анализ. Результаты теста готовы через пять-шесть часов после взятия пробы. Остальным, кто без явных симптомов хочет провериться на коронавирус, анализ в государственной клинике не сделают даже за плату.

В частном медицинском секторе провести анализ стоит от 700 до 1000 леев, результаты получаешь на следующий день. При этом молдавский Минздрав не рекомендует проходить тесты в частных лабораториях, поскольку они не дают 100-процентной гарантии. Вот и вся картина.

Создаётся впечатление, что власти просто-напросто не осознают серьёзность проблемы. Никакие запретительно-ограничительные меры сами по себе не решают проблему выявления заражённых коронавирусом, чтобы затем отделить их от незаражённых. Мы даже не знаем реального количества больных в стране. Цифры, которые нам сообщают, это те, кого удалось выявить в результате того, что больные сами обратились в медучреждения. А сколько их, еще не выявленных, сегодня в Молдове? Даже ещё не подозревающих, что являются носителями заразного вируса. И сколько их может оказаться завтра? Никто не знает, потому что узнать количество действительно заражённых можно только через массовое тестирование, которого нет.

А ведь это — задача не только санитарно-эпидемиологических служб, но и первоочередная политическая проблема. Именно политическое руководство страны обязано оценить масштаб деятельности, разработать механизм массового тестирования, продумать, как привлечь волонтёров в помощь медработникам, как расширить лабораторную сеть. И просить другие государства, чтобы помогли тестами и всем прочим, необходимым для решения задачи.

Коль скоро миссия оказалась решаемой для страны, где проживает 50 миллионов человек, её тем более можно решить в стране, население которой сегодня едва превышает 3 миллиона. Теоретически можно было бы. Проблема ведь даже не в отсутствии средств. Например, если Россия всё-таки выделит Молдове кредит в 200 миллионов долларов, то приоритетно часть этих денег можно потратить на приобретение достаточного количества тестов и организацию системы массового диагностирования населения. Можно было бы, если б власти нашей сравнительно малочисленной страны не были упоены собой и глухи к нуждам общества.

О чём говорить, если её, эту задачу, не решают даже в ограниченном сегменте? Так, буквально на второй день после упомянутых довыборов в двух селах района Хынчешть — Бэлчана и София — были обнаружены больные коронавирусом. Полиция моментально перекрыла все въезды-выезды, жители оказались заблокированы в карантине. И что, власти провели их поголовное тестирование даже в таком небольшом масштабе? Информации об этом не поступало, никто ничего не слышал. Сидите, дескать, молдаване, по домам и дальше погреба носа не кажите. Как же, будут они сидеть по домам.

Чрезвычайное положение как попытка сохранить статус кво

17 марта Парламент Молдовы голосованием утвердил в стране режим чрезвычайного положения сроком на 60 дней. Озвученный мотив – угроза коронавируса. Мера не поддаётся однозначной оценке. Есть страны, которые сегодня в связи с эпидемией COVID-19 вводят у себя ЧП, есть и такие, которые этого не делают. Всё зависит от конкретной ситуации. Что касается Республики Молдова, здесь необходимость ЧП не лежала на поверхности, поскольку пандемии у нас, слава Богу, нет. Три десятка выявленных больных ещё не пандемия. Но власти решили пойти на такой шаг, чтобы её предотвратить. Что ж, формально это их, властей, право. Но в плане профилактических действий государственных органов по предотвращению распространения инфекции нет ничего нового. Просто подвели юридическую базу для продолжения запретительной политики, всё. Положение изменилось для населения, для экономических агентов – теперь, после введения ЧП, за нарушения предписанных запретов будут карать строже, чем при красном коде.

Это, что касается правовых последствий. Хотя, если вдуматься, Молдова уже не один год живёт в условиях чрезвычайщины. Захваченное государство, какой она считалась при режиме Владимира Плахотнюка, это ведь тоже своего рода ЧП. Да, после бегства олигарха несколько месяцев в политическом обиходе звучало слово «деолигархизация», но было забыто раньше, чем должны были начать действовать меры, которые оно обозначало. Конституционность в полном объёме так и не восстановлена, Конституция продолжает оставаться разменной монетой в борьбе политиков за власть.

А вот экономические и социальные последствия от введения режима ЧП могут оказаться для страны и населения весьма болезненными. В связи с закрытием целого ряда торговых предприятий, точек общепита, тех же рынков, экономические агенты несут убытки, а люди, там работавшие, остались без заработка. И, кажется, власти уже начинают это понимать. Но пока у них даже в мыслях нет потратить, например, часть резервов Нацбанка на компенсационные выплаты. Да, премьер-министр Ион Кику обмолвился, что у властей состоялся разговор с муниципальными поставщиками услуг, поэтому гражданам не нужно спешить оплачивать коммунальные услуги, не будет де никаких штрафов и пени. Повторил премьер и сказанное ранее, что коммерческим банкам было предложено отложить платежи по кредитам и исключить штрафы за неуплату кредита в установленный срок. Но всё пока — не более, чем благие пожелания. Вот если бы данные и другие, подобные им меры были прописаны в законе о введении ЧП, это означало бы конкретные действия в поддержку экономики и населения. Было бы понятно – власти берут часть ответственности на себя. Но пока, как и ранее, за всё должны отвечать сами граждане.

Остаётся аспект политической целесообразности. И здесь очевидно, что ЧП необходимо нынешней власти, в первую очередь, президенту Игорю Додону, чтобы попытаться стабилизировать статус кво. Даже перед лицом угрозы вспышки эпидемии коронавируса для власти главная задача – защитить саму себя. Накануне голосования в парламенте было официально объявлено о создании новой правящей коалиции между ПСРМ и ДПМ, которую уже успели прозвать «коронавирусной». Сейчас для неё главное — утвердиться, не дать расшатать ситуацию. И здесь режим ЧП с его запретом на массовые протесты оказался весьма кстати.

Молдавская власть как диагноз

А уж о том, что со вспышкой эпидемии коронавируса, с разразившимся одновременно с ней мировым экономическим кризисом человечество вошло в новую эпоху, что эта новая эпоха требует нового политического мышления, других основ для деятельности властей, – ни о чём подобном никто сегодня в Кишинёве даже не задумывается. Некогда, все думы молдавских политиков сконцентрированы на осенних неконституционных «всенародных» выборах президента Республики Молдова. И не только у Игоря Додона, мечтающего о втором президентском сроке, но и у лидеров правой оппозиции.

За время своего пятимесячного пребывания во власти в 2019 году эти лидеры и их назначенцы в правительстве проявили абсолютную неспособность к альтернативной политике, не предложили ничего нового, ни одной конструктивной идеи. Оказавшись вновь в оппозиции, вяло следуют повестке, которую формирует критикуемая ими на все лады власть. Даже политически выгодный шанс снять своих кандидатов на довыборах в округе Хычешть и потребовать их отмены в условиях объявленного красного кода, и тот упустили. Какое жалкое скудоумие. Не удивительно, что всё время проигрывают.

По большому счёту, в Молдове у народа на политиков и их партии уже давно нет ни малейшей надежды, люди научились выживать сами, без поддержки государства. И после введения ЧП ничего в этом смысле не изменилось. Надежда у народа только на Бога – поскорее бы наступила жара, глядишь, этот злосчастный коронавирус сам рассосется.

Но расслабляться от того, что народ махнул на них рукой, властям не стоит. Долго сидеть дома люди не будут. Как только у них закончатся средства к существованию, начнут выходить из дому. А там рукой подать и до протестов. И никакая полиция и ЧП их не остановят. Никто танков на дорогах не испугается. Нет у Молдовы танков, да и дороги президент Додон ещё только обещает построить.

Это только пока все дома. Временно.

 

Виктор Жосу,

политолог, экс депутат Парламента РМ

Специально для kommersantinfo.com

 

Метки: