Поиск..

360° Перспектива

Пандемия – тестирование реальности

.

Помните детскую игру про море? Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри! Измените слово «море» на «мир». Мир волнуется, и получается странная фигура, она не вписывается в то, к чему мы привыкли. Даже воображение порой не может подсказать глазам, что они видят.

Пандемия сбила фокус зрения, люди растеряны, то, что раньше работало, сейчас ломается. Вылезают наружу скрытые проблемы в разных областях жизни – личной, общественной. И еще эти маски, физическая дистанция всех между всеми, нервозность. Воистину у мира нынешнего скрюченная фигура.

Однако может все не так уж и странно, если при слове «пандемия» на ум приходит ассоциация с экспериментом?! В статье «Парадигма новой эпохи – социократия», я писала о том, что многоуровневый эксперимент, когда одновременно задействованы человек, социум, государство, группы стран, планета в целом – всегда интереснее одноуровневого, с одним объектом наблюдения. И это на самом деле так. Чтобы понять жизнь, ее нужно увидеть многогранно.

С какого момента начать смотреть? Например, с Фукусимы. С 11 марта 2011 года – даты, соединившей в себе землетрясение, цунами и аварию на АЭС и оказавшей влияние на всю планету. Для меня эта дата рубежная. И, как показывает время, не только для меня. Ровно через девять лет, день в день, 11 марта 2020 года, Всемирная Организация Здравоохранения объявит на Земле пандемию COVID-19, противодействие которой весьма устойчиво относит нас к понятиям не только медицинским, а таким, как «социум», «эксперимент», «масштаб».

Итак, мир изменился. Но только ли сейчас, в 2020 году? Или была предыстория? Да, она была. Я это называю волнами социократии – некими этапами с ключевыми событиями, ведущими к переустройству мира. В нашем случае – к смене парадигм от глобализации к суверенности и национальным моментам, а также к переориентации смыслов развития человека и его государства, формированию тренда на личность.

Первая волна – акция «Оккупай Уолл-стрит». Началась она осенью 2011 года в США вроде бы с пустяка, когда молодые финансисты вышли на улицу на сидячий протест против старых правил, однако в течение года опоясала собой почти всю планету, дойдя до Южной Кореи.

Вторая волна – с Востока. Подхватывая север Африки, в Европу двинулся массовый поток мигрантов, в ответ на который та начала воздвигать заборы по границам своих государств. То есть, импульс недовольства, проявившийся в первой волне, спровоцировал миграцию, которая родила противовес – желание стран оградить себя от этого признака глобализации, когда массы свободно перемещаются по миру ввиду отсутствия границ. Пик волны пришёлся на окончание 2014 — начало 2015 годов.

Третья волна – страны пришли в движение, начав разворот бюрократических машин внутрь себя. Первой стала Греция, в 2015 году сделавшая попытку развернуться от ЕС к самой себе. Наиболее же заметно тенденция проявилась в 2016-м. В списке стран-ньюсмейкеров того периода оказались США (победа президента Трампа), Великобритания (брексит), Болгария (победа президента Радева), Молдова (победа президента Додона). Реакция Франции, Германии, указ президента России о сплочённости нации. И всё это – на фоне природных аномалий, вплоть до смены раньше времени направлений воздушных потоков в верхних слоях атмосферы, непонятных учёным. Про природу в социократии тоже есть упоминание.

В ходе третьей волны, а она длилась до даты объявления пандемии COVID-19, проявились особенности и разная степень зрелости стран и их политиков. Увы, вместо решения внутренних проблем, кто-то продолжал смотреть на то, что за пределами, кто-то железно вцепился в свое должностное кресло. В целом, страны мало изменились в тренде на себя и на личность. Это стало создавать социальное напряжение: около полутора лет шли забастовки желтых жилетов во Франции и Италии, начался парад властных долгожителей в Казахстане, России, Беларуси. Эпидемия коронавируса выявила слабость ЕС, чему пример – отказ от помощи Италии. Мир вошел в стадию разбалансировки – из-за несоответствия движения к новому, но применения старых подходов и мышления.

И вот, 11 марта 2020 года объявлена пандемия. Все в карантине, на месяцы разобщены, обязательны маски. Словно невидимая рука одновременно целой планете закрыла рот и дала время подумать  –  о себе и своей жизни, о друзьях, о любимых, о Земле. Остановилось производство, и мы увидели, как планета задышала чистым воздухом. А что сделал человек? Он предложение не принял. Не скажу, что в целом, но в массе своей люди мало проявляют себя как люди думающие. Я это вижу на примере родной Молдовы, в которой все бестолково бурлит, двигаясь хаотично и по-старому, тем самым опуская страну все ниже в развитии.

Следующая волна изменений, в отличие от предыдущих, работающих условно горизонтально, пошла вглубь. Назовем ее первой волной второго уровня. Началась она снова в США – убийство белым полицейским афроамериканца выявило не просто социальное напряжение, оно спровоцировало борьбу с проявлениями расизма, как в самих Штатах, так и в Европе, Австралии, Африке. Причем, она коснулась истории государства, вылившись в войну с памятниками, включая монументу Христофору Колумбу, открывшему Америку. Кто-то из особо экзальтированных борцов договорился до того, что Христос на кресте выступает символом превосходства белого человека над черным, и надо бы его оттуда снять. То есть, процесс обнуления привычного вышел на более глубокий уровень, чем можно было раньше предполагать. Думаю, пока не будут обозначены цели новой парадигмы, он продолжится.

Совсем неудивительно, что фигура мира сейчас выглядит скрюченной: потеряны ориентиры, испытание на прочность проходит вера, в головах нет новых идей – творческих, нацеленных на развитие.

Будущее – дверь ко всему. Ключ от неё – социократия – у нас уже есть, нужно лишь правильно им воспользоваться.

Елена Раду,

Магистр государственного управления,

эксперт по стратегическому брендингу

специально для kommersantinfo.com

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья