Яков Кедми: «Причина волнений в Белоруссии – виляющее поведение Лукашенко».
.
Сегодня мир обеспокоен событиями в Белоруссии, хотя совершенно очевидно, что «батьке» Лукашенко и его оппозиции важно принципиально разобраться между собой без стороннего участия. А нам – о своих бы, молдавских реалиях подумать, со своим кандидатом в президенты определиться. 25 августа в республике официально стартует предвыборная кампания, и политологи-эксперты прогнозируют «очень горячую осень». Их оценка ситуации – повод для организаторов выборов, и для нас, голосующих граждан, серьёзно задуматься о предстоящем шаге, особенно, сквозь призму текущих событий в Белоруссии. Как не допустить подобную критическую ситуацию в Молдове, обсуждаем сегодня с военно-политическим экспертом, экс-главой израильской спецслужбы «Натив» – Яковом Кедми.
— Добрый день, Яков! Наши постоянные читатели хотят услышать взвешенное и непредвзятое мнение эксперта Кедми о событиях в Белоруссии. Тем более, всем нам важна эта оценка из-за предстоящих Молдове президентских выборов. Каковы истоки минских событий и степень их влияния на положение дел в других государствах постсоветского пространства? Могут ли они кардинально повлиять на ситуацию в этом регионе Европы?
— Приветствую, Роберт. На мой взгляд, в Минске развернута классическая цветная революция, то есть, то, что раньше делалось на Украине, в Армении и других странах бывшего СССР. Мне казалось, что у Александра Лукашенко очень четкие и жесткие позиции по всему спектру вопросов нового времени. Как я теперь понимаю, на каком-то этапе своего длительного правления он совершил неправильные действия, они и привели его к ошибкам в избирательной кампании.
Я очень неравнодушен к Белоруссии, здесь находятся родовые корни нашей семьи: мой дедушка — из Катыни, бабушка — из Ляховичей. Кроме этого, симпатии к стране я испытываю и потому, что за последние годы граждане Белоруссии сумели достойно обустроить жизнь своего государства. Поэтому, всё то, что происходит в эти дни после выборов, и на основе имеющейся у меня информации, я могу трактовать, скорее, с точки зрения геополитики, которая в последние годы широко применяется по отношению к странам постсоветского пространства.
В действиях оппозиции очевидны симптомы «цветной революции». Серьезных предпосылок для таких маневров наскоком не было, ведь положение Белоруссии – самое устойчивое из всех бывших советских республик. Довольно успешно устроена экономика, за счёт особых отношений с Россией. В стране почти полностью отсутствует коррумпированная олигархия. Белоруссия, в отличие от других бывших стран Союза, сумела сохранить положительные элементы советского прошлого и не заразиться отрицательными нововведениями, которые сегодня отравляют жизнь социумов в других странах бывшего соцлагеря.
Тем не менее, в Белоруссии всегда была часть населения, недовольная порядками, установленными командой Александра Лукашенко. Именно эти люди и затеяли нынешнюю «игру» со странами Евросоюза и Соединенными Штатами. И в данном контексте им в какой-то момент подыграл сам президент Белоруссии. Но его попытка разыграть определённую политическую карту не удалась. Будучи уверенным в том, что России деваться некуда, что она всегда будет его поддерживать, и победа на выборах будет ему обеспечена, Александр Григорьевич решил позаигрывать с новыми западными товарищами, которые в тот момент настойчиво, но не бескорыстно проявляли к нему интерес и намекали, что если Лукашенко станет более покладистым, ему простят все прежние «грехи».
Его действия в этом направлении, мягко говоря, оказались неразумными в отношении России, а некоторые высказывания позволили западным стратегам подумать: «Почему бы не повторить «улучшенный» украинский вариант на белорусской земле, не разыграть опробованную в Киеве «козырную карту», и не вывести на улицы белорусских городов экзальтированно — инфантильную молодёжь, которая мало, что знает и понимает, и, сбитая с толку глобализацией, особо не волнуется за будущее своей страны».
Началась спешная организация групп молодых людей, идеологически оторванных от реалий еще и антикоронавирусными мерами. Те, кто готовил эти группы, успокоили молодежь, что условия в Белоруссии не позволят её правоохранительной системе использовать против оппозиции «диктатуре Лукашенко» методы устрашения бастующих, обычные во многих других странах мира. И молодые люди в это поверили!
К разработке «плана для Белоруссии» подключились украинские, польские и литовские «товарищи». Спланировать такую «спецоперацию» без разрешения высшего руководства ЕС или НАТО ни украинская и польская разведки, ни литовская диверсионная группа не посмели бы!
— Если это цветная революция, и «товарищи» подняли оппозицию, они, хотя бы номинально, должны были продекларировать ей причины и проработать для неё призывы, кроме одинокого «Уйди!» Я, все же, не исключаю стихийный подъем, вызванный усталостью от лидера за 26 лет. Пример – Приднестровье, когда Игоря Смирнова сменил Евгений Шевчук.
— У белорусской оппозиции нет никакой конкретной и продуктивной программы для дальнейшего развития страны, кроме демагогических расплывчатых лозунгов, не так давно звучащих на киевском Майдане.
— Так чего же хотят протестующие? Выступают против автократии, которая долгие годы давала Белоруссии стабильность и развитие? Хотят демократию? Но она грозит перерасти в анархию.
— О какой демократии речь? Как на Украине, в Прибалтике? Как в Польше? Это – демократия? Стоит ли белорусским новоявленным «товарищам», как говорят их русские братья, в это сложное для всего мира время «менять шило на мыло?»
— Они отдали свои голоса неизвестному, ничем не выдающемуся кандидату в президенты, будто не понимая, каким должен быть потенциал у главы государства. Учитывает ли оппозиция хотя бы экономические последствия смены «системы»?
— Роберт, ты же знаешь, недовольство лидерами есть в каждой стране. Во Франции это открыто демонстрируют уже второй год. Не отстают от французов граждане Испании и США. Но никто там не делает из этого трагедию. Никто не пытается влиять извне на развитие событий в этих государствах. И только об оппозиции в Белоруссии постоянно «трогательно заботятся» именитые политики из Польши и Литвы, которые на самом деле с давних времён считают белорусов рабсилой.
— Насколько адекватны меры, принятые по отношению к оппозиционерам? Есть мнение, что спецведомства их «переборщили» намеренно, усугубляя положение Лукашенко.
— На Западе по поводу жёстких действий правоохранительных органов Белоруссии поднято много шума в различных СМИ. Уверен, что в ближайшее время президент Лукашенко разберётся и даст адекватную оценку всему, что пишут мировые СМИ, находясь за тысячи километров от Минска.
— Тогда вернемся еще раз к истокам событий, определим причины совершенно неожиданного для всех противодействия.
— По моему мнению, то, что произошло в эти дни на многострадальной белорусской земле – результат неадекватного и виляющего поведения Александра Лукашенко в последние два года. Он сам дал надежду Западу на возможность своего отстранения от власти, с последующим потом отрывом этой страны из состава СНГ, в котором до последнего времени – и она, а сейчас – Россия и Казахстан играют главные и решающие роли.
— Что будет дальше? Могут события в Белоруссии «докатиться» до ливийского сценария?
— Сегодня динамика развития событий зависит только от действий самого Лукашенко и его властной команды – таково мое мнение. Как показывает практика, все цветные революции, от Северной Африки до Украины, доведшие эти страны почти до полного развала, произошли на фоне слабости и нерешительности тех, кто стоял в них у власти. События в Белоруссии могут развиваться по любому сценарию. Однако в этом случае есть один, но очень весомый нюанс: Белоруссия и Россия – союзное государство, и от действия или бездействия Александра Лукашенко и Владимира Путина будет зависеть очень многое в дальнейшем развитии ситуации в данном регионе Европы. Президент России уже чётко расставил все акценты в этом деле.
— Возможна ли «белорусская калька» в Республике Молдова, у которой тоже впереди президентские выборы, а поводов для недовольства властями – в разы больше, чем в Белоруссии?
— По моему мнению, события в Молдове будут развиваться динамично, сразу по объявлению официального старта президентской гонки. Внешнее вмешательство может быть стремительным и очень эффективным. Уверен, что из последних событий в Минске уже сделаны соответствующие выводы. Но наилучший вариант для Молдовы – как раз полное невмешательство в её внутренние проблемы внешних партнёров по развитию. Особенно – со стороны Румынии, так как у части молдавской оппозиции есть влиятельная поддержка в Бухаресте, готовая в любую минуту поддержать тех, кто активно выступает в Кишиневе за вхождение РМ в состав румынского государства.
— Яков, благодарю за ответы и предлагаю после старта избирательной кампании в Молдове обсудить наши местные темы более подробно.
— Согласен.
Интервью вел
Роберт Западинский,
Главный редактор
Специально для kommersantinfo.com
/Тель-Авив/