Поиск..

Новости Перспектива

«Что же будет с Родиной и с нами?»

.

Местные выборы практически на носу, но главная, упорно муссируемая обществом тема посвящена зарождению новой правящей коалиции. Возможна ли она? Если да, то какая? И как скоро необходимыми станут досрочные парламентские выборы?

На эти вопросы нашим читателям отвечает Руслан Шевченко политический аналитик, доктор истории.

​- Правящая коалиция ACUM-ПСРМ становится, как и предполагалось изначально, с момента ее формирования, все более шаткой. Свою основную задачу — устранение Плахотнюка и «зачистку» всех ключевых ведомств государства от его людей — она в целом выполнила. Ради этого электорат обеих политических сил, скрепя сердце, согласился на время забыть о принципиальных разногласиях, которые разделяют ACUM и ПСРМ, хотя это удавалось не всегда (особенно в контексте дат 23-24 и 31 августа). Что им дальше делать вместе, избиратели решительно не понимают, так как их цели и задачи во многом диаметрально противоположны. И хотя ACUM и ПСРМ под влиянием успешного сотрудничества в июне-августе согласились его продолжить, ситуация за эти месяцы кардинально изменилась. Если в июне-июле главным «борцом» за сохранение коалиции выступал еще неуверенно чувствующий себя президент И. Додон, то теперь роли поменялись. Взяв под контроль ряд важнейших рычагов в сфере юстиции и силовых ведомствах, с позиции силы выступает уже И. Додон, который все чаще и решительнее критикует действия правительства.

​Многое будет зависеть от избирателей ПСРМ. Они еще больше, чем сторонники ACUM, возмущены тем, что, имея большинство в коалиции, ПСРМ располагает всего двумя постами в правительстве, которые абсолютно не влияют на наиболее важную для них социально-экономическую тематику, а также не могут заблокировать постоянные заявления проевропейского характера, которые делает премьер М. Санду. Их недовольство постоянно возрастает, и под этим влиянием И. Додон будет переходить ко все более жесткой, ультимативной и даже непримиримой риторике.

​Критические замечания к молдавской власти и ACUM накапливаются также у США с ЕС, которые первоначально поддержали формирование коалиции. Представители ЕС открыто предупреждают (лидер ЕНП Д. Доль и комиссар по иностранным делам Ф. Могерини), что если не будет реализована реформа юстиции, внешнее финансирование заморозят. И посол США Д. Хоган выказывает, правда, пока завуалированное, недовольство медленным ходом реформ и предупреждает коалицию, что США будет оказывать ей поддержку, только если она прекратит попытки дружить одновременно и с Западом, и с Востоком, а твердо возьмет курс на ЕС.

​Блок ACUM отчаянно пытается смягчать свою реакцию на те, или иные действия (визит С.Шойгу, поездка на Генассамблею ООН и т.д.), чтобы не спровоцировать развал коалиции, ибо сознает: в нынешней ситуации это будет означать не просто потерю реальной власти, но и досрочные выборы, которые почти наверняка будут выиграны ПСРМ. Помешать получению социалистами 51 и более мандатов в Парламенте теперь может только смешанная система, по которой будут проходить выборы. ACUM, контролирующий почти все правительство, постепенно превращается, по сути, в заложника социалистов, а те могут все чаще его открыто шантажировать.

​Все это означает, что после 20 октября события могут развиваться по двум основным сценариям. Согласно первому, цель социалистов — получение нескольких министерских постов, о чём со всей определенностью будет поставлен вопрос после местных выборов 20 октября 2019 г. Если ACUM не согласится отдать социалистам эти должности (скорее всего, речь об МВД, министерствах образования, экономики и финансов), то ПСРМ просто перетянет на свою сторону часть депутатов из ACUM, возможно – из Партии Шор и независимых, чтобы получить большинство и затем править страной уже до очередных парламентских выборов. В пользу этого варианта — слабость позиций ACUM и растущее недовольство его избирателей происходящим, а также то, что все больше депутатов блока задумываются о том, чтобы порвать с ним и начать карьеру «независимых». Первым это сделал О. Цыку, «на подходе» Ю. Реницэ, Л.Карп, могут быть и другие. Второй вариант сводится к тому, что ПСРМ выйдет из коалиции, чтобы, в соответствии с июньскими прогнозами вице-премьера РФ Д. Козака, были организованы досрочные парламентские выборы. На них социалисты рассчитывают добиться значительно более убедительного результата, нежели 24 февраля 2019 г. В пользу такого развития событий, постепенно становящегося все более возможным – мнение избирателей самой ПСРМ, да и в целом жителей страны, которые все больше недовольны проводящейся властями страны политикой. Если это недовольство достигнет критической отметки, то внимательно отслеживающие ситуацию в Молдове США и ЕС не станут мешать падению правительства М. Санду и организации досрочных выборов.

Экс-депутат Парламента Республики Молдова, политолог Виктор Жосу определяет перспективу коалиции и общественной жизни Молдовы в ином ключе.

— Сегодня я не вижу серьёзных оснований для распада правящей коалиции ПСРМ — ACUM. Если исходить из того, что Молдова всё-таки парламентская республика, в законодательном органе между этими двумя составляющими не наблюдается каких-либо принципиальных разногласий. Во всяком случае, публичных деклараций, позволяющих говорить о скорой кончине коалиции, не делает ни та, ни другая сторона. Это — на уровне парламента, но есть ещё президент Додон, который хоть и не имеет реальных властных полномочий, стремится их обрести. Вследствие частых контактов с Владимиром Путиным в России, с Александром Лукашенко в Беларуси, которые возглавляют президентские республики, Игорь Додон пытается выглядеть «хозяином положения» в Молдове. С одной стороны, это не соответствует действительности и выглядит комично, с другой стороны, подобные попытки вносят диссонанс в деятельность коалиции ПСРМ- ACUM.

Кроме того, не будем забывать, что данный альянс решающим образом создан волей внешних игроков – России, США и ЕС. Совершенно очевидно, что у них есть некий консенсус относительно внутренней ситуации в Республике Молдова. Не думаю, что это консенсус с какими-то далеко идущими целями, но пока он есть, будет сохраняться и нынешняя правящая коалиция.

Развилкой может стать ситуация с президентскими выборами – в конце 2020 года истекает мандат Додона. Сам он выступает за повторение выборов главы государства прямым голосованием граждан, как в 2016 году, поскольку рассчитывает снова выиграть. Но те выборы проводились вследствие антиконституционного решения Конституционного суда от 4 марта того же года, который фактически изменил основной закон страны, изъяв из него выборность президента в парламенте. Это был акт прямой узурпации власти, поскольку менять конституцию вправе либо сам парламент, либо народ на референдуме.

Пока ни одна из составляющих коалиции – ни социалисты, ни правые – не высказали своей официальной позиции по тому скандальному решению, но рано или поздно им придётся это сделать. Да и новый состав Конституционного суда должен отменить решение от 4 марта 2016 года, что было бы логично, если мы говорим о необходимости возвращения в правовое поле. Или, руководствуясь очередными «политическими интересами», оставить то решение в силе, но тогда возникнет вопрос, чем нынешний Конституционный суд отличается от того, который был при Плахотнюке?

Именно отношение к способу выборов будущего президента и станет серьёзным испытанием коалиции на прочность. До конца весны 2020 года её участникам надо определиться, дальше тянуть будет уже совсем неприлично. А до тех пор мотивов для радикальных потрясений я не вижу.

 Специально для kommersantinfo.com

 

 

 

 

Метки:

Смотри также: