Поиск..

360° Новости

Agro-trend для Молдовы

.

В первые годы независимости Молдове необходимо было налаживать дипломатические отношения с разными государствами мира. Мне посчастливилось участвовать в этом важном деле.

Я, как руководитель Кишиневского Общества Еврейской культуры, а также вице — президент Внешнеэкономической Ассоциации «МоИз» и главный советник первого Президента Республики Молдова Ион Боршевич отправились с визитом в Израиль. Я уже бывал там, а вот нашу делегацию миниатюрная, со сложным ландшафтом и песчаной почвой, страна поразила своей красотой, яркими красками и размахом в использовании технологий, хотя это был уровень далёкого 1991 года, уже несравнимый с нынешним. Забегая вперёд, могу сказать, что со своей задачей мы очень успешно справились, активно поддержала наш посыл и молдавская диаспора, живущая в Израиле. После этого исторического визита в Тель-Авив, в Кишиневе открылись Израильский культурный центр и представительство «Сохнута», начали укрепляться контакты наших стран в области экономики и культуры.

Но вернусь к поездке. По прилету в Тель-Авив, нам предложили отправиться на север Израиля  и познакомиться с жизнью людей в одном из старейших кибуцев этой страны. Именно там состоялись первые встречи с израильтянами, очень многое сделавшими и тогда, и впоследствии для своей страны и продвижения её имиджа в мире. Сегодня уже никого не удивляет, что кибуц — уважаемый на международной экономической арене партнер. Так, в октябре 2010 года коммуна Шамир, расположенная на севере Израиля, продала 50 % принадлежащего ей предприятия Shamir Optical Industry всемирному концерну «Эссилор» за огромную по кибуцным, и не только кибуцным, меркам сумму в 130 миллионов долларов. Еще не так давно подобное слияние крохотного кибуца и транснациональной корпорации можно было бы назвать «неравным браком», но сейчас оно выглядит вполне естественно. Флагманом кибуцной промышленности заслуженно считают компанию «Нетафим» — обладателя патентов на капельный метод орошения, без которого Израиль выглядел бы каменистой пустыней. И не один Израиль, поскольку теперь кибуцные методы орошения помогают озеленить десятки стран мира, а заодно кормят три кибуца, которые производят поливные системы: Хацерим, Магаль и Йифтах. Сейчас эта тройка лидеров преуспевает во всех отношениях, но в её истории были и тяжелые моменты. К примеру, Хацерим в 1950-х пережил «соляной кризис»: выяснилось, что земли, на которых расположилась коммуна, засолонены, и на них ничто не может расти. Это кибуцников не сломило, они решили не уходить с выделенного под кибуц места и промыли всю почву на территории! Потому Хацерим — одно из немногих мест в мире, где выращивают растение с экзотическим названием жожоба, из которого можно производить ценные масла и биодизель.

Сегодня в этих научно — производственных поселениях развивают высокие технологии, но не забывают и традиционные отрасли, в первую очередь — сельское хозяйство, теперь уже тоже высокотехнологичное. Именно поэтому, плодами авокадо из израильских кибуцев заполнены магазины по всей Европе, хотя территориально плантации  «аллигаторовой груши» занимают всего 6 тысяч гектаров. Израильские кибуцные коровы тоже обошли своих голландских и американских родственниц по количеству молока. Но и среди коров-кибуцниц есть своя королева: корова Суфа из кибуца Кармия. В прошлом году ее надой составил более 21 000 литров.

В 1983 году в кибуце Изреэль изобрели робота, умеющего очищать воду в бассейне. Видимо, кибуцникам просто надоело чистить любимый бассейн вручную. Со временем, на основе этого изобретения возникла компания «Майтроникс», которая вскоре стала непререкаемым мировым лидером в своей области. А вот сандалии в кибуцах начали изготавливать уже по необходимости — нужно же в чем-то работать. Помимо дешевизны и функциональности у сандалий было еще два преимущества: климатическое, так как в жарком Израиле открытая обувь очень кстати, и идеологическое — современные сандалии выглядели прямым продолжением обуви библейских времен, а, значит, их носители становились естественными наследниками далеких предков. Теперь кибуцное предприятие по производству удобной обуви «Тева Наот» больше думает не об идеологии, а о моде и ортопедии. В первые две недели носки обувь прогибается, повторяя рельеф ступни своего хозяина, и за это бренд «Тева» обожают в Европе и США. Последнее завоевание «Тева Наот» — японский обувной рынок, для которого запустили особую линию сандалий маленького размера в любимых японцами пастельных тонах.

Все, кто бывает в кибуцах, куда можно, будучи в Израиле, съездить на экскурсию, замечают их особую планировку, напоминающую устройство отельных комплексов или пансионатов. В центре поселения находится общественная зона (столовая/ресторан, кинозал, бассейн, библиотека) с лужайками и цветочными клумбами. Вокруг нее — не менее зеленая жилая зона, состоящая из одноэтажных и двухэтажных домов. Дальше — хозяйственные постройки, сады, поля и пруды. Кибуцная архитектура и планирование уникальны, они были инструментом построения нового идеального общества, как и принципы коллективизма. Только самые первые кибуцы возникли стихийно, а затем их планированием занялись ведущие архитекторы того времени: Рихард Кауфман, Леопольд Кракауэр, Лота Коэн, Арье Шарон и Шмуэль Местечкин. Сегодня скромную на вид кибуцную архитектуру ставят по значимости в один ряд с творениями таких адептов функционального минимализма, как Ле Корбюзье и Нимейер. Неудивительно, что в 2010 году кибуцная архитектура стала главной темой израильского павильона 12-й архитектурной биеннале в Венеции и произвела там настоящий фурор.

В кибуцах родилось еще одно уникальное явление — волонтерство из-за рубежа. Кибуцный дух идеализма притягивал молодых энтузиастов со всего света, и не только иудеев. В начале 60-х они прибывали в израильские кибуцы, чтобы поработать несколько месяцев и познакомиться со страной изнутри. Сотни тысяч бывших добровольцев, в том числе — Боб Дилан, Саймон Ле Бон, Джерри Сейнфелд и другие знаменитости, десятилетия спустя вспоминают kibbutz experience как лучший период своей жизни. В кибуцах волонтеров тоже вспоминают с теплотой. Вернувшись в свои страны, они навсегда стали израильскими послами доброй воли, а примерно 1400 из них связали свою судьбу с еврейским государством, оставшись жить в кибуце. Интересно, что в последние годы сюда снова потянулись тысячи добровольцев, даже из таких экзотических стран, как Эквадор, Венесуэла и Южная Корея.

Примерно десять лет назад началась эпоха «обновленного кибуца», отклонившего утопию полного и всеобщего равенства и былого аскетизма. Теперь в большинстве кибуцев, помимо коллективной собственности (земля и средства производства), есть частная (личное хозяйство кибуцника). Заработную плату участники коммуны тоже получают дифференцированно, но всеобщие кибуцные братство, солидарность и гордость по-прежнему сохраняются. К примеру, в рядах футбольной команды английской высшей лиги появился первый кибуцник — защитник «Блэкпула» Декель Кейнан из кибуца Рош ха-Никра. В Англии он очень скучает по сообществу своей коммуны и вкусной еде в любимой столовой. Те, кто хоть раз попробовал обед из выращенных в кибуце продуктов, хорошо его поймут. Сейчас кибуцы очень заинтересовались экологическим направлением, уже работают два: Лотан — на юге и Цивъон — в Галилее. В Цивъоне выращивают органические овощи и поставляют израильским винодельням органический виноград. А в Лотан научились жить в гармонии с окружающей пустыней; все дома здесь строят только из природных материалов и занимаются экотуризмом.

Популярность кибуцев настолько велика, а идея их функционирования настолько популярна, что даже перекочевала в городские чертоги. Если быть точным, первый городской кибуц появился еще в 1947 году, но долго не продержался, поскольку система его устройства была ещё мало опробирована. Сегодня таких уже несколько: два — в Иерусалиме, по одному — в Бейт-Шемеше, Акко, Тель-Авиве и Сдерот. Суть идеи такова: городские кибуцники селятся в одном доме или нескольких соседних и соблюдают некоторые принципы кибуцного общежития; у них — собственные ясли и детский сад, совместный досуг, общественная казна, система экономической взаимопомощи и так далее.

Насколько это явление станет распространенным в городах Израиля, сказать пока трудно, но сам факт его возникновения говорит о том, что списывать идею коллективизма в человеческом общежитии — преждевременно. Что же касается многолетнего опыта и беспрецедентной успешности израильских кибуцных хозяйств, Молдове их идея может не просто пригодиться, а стать отправной точкой возрождения сельского хозяйства нашей аграрной республики. Стоит об этом подумать.

 

Роберт Западинский,

Главный редактор

kommersantinfo. com

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья

Смотри также: