Поиск..

Лента новостей Перспектива Регион

Эрзацреформа образования в Молдове

.

Нынешняя “модернизация” государственной системы высшего образования РМ, а попросту говоря ликвидация пяти государственных вузов, о которой заявил министр отрасли А. Топалэ, как сейчас выяснилось, была задумана и разработана еще в годы, когда за просвещение сограждан отвечала нынешний Президент РМ Майя САНДУ (2012-2015).

В тот период министру Санду удалось добраться только до системы среднего образования, в результате “оптимизации” которой были закрыты более 200 средних школ, хотя к обещанному повышению качества образования это не привело.  До радикальной же оптимизации вузов дело не дошло – оптимизаторша перестала быть министром. Один из последующих её коллег Игорь Шаров, нынешний ректор Молдавского государственного университета и бенефициар заявленной реформы государственных вузов, исполняя заветы М. Санду, прихлопнул в 2020 году Государственный институт международных отношений. На большие подвиги в системе образования у него попросту не хватило времени, ибо министром он пробыл всего 8 месяцев – с марта по ноябрь. И только сейчас, когда президент стала полновластной “Королевой Бессарабии”, один из её безропотных вассалов – министр образования Анатолие Топалэ – решил, наконец, претворить задумки М.Санду в жизнь.

Суть эрзацреформы: ликвидируются 5 вузов, игнорируется мнение их коллективов, осуществляется рейдерский захват учебных корпусов, общежитий, техники, оборудования, земли и т.д., и всё это присоединяется к образовательным бенефициарам. Și punctum…

Министр образования А. Топалэ, обосновывая ликвидацию вузов, заявил, что в условиях постоянно уменьшающегося количества студентов необходимо концентрировать ресурсы, а не распылять их, что приведёт, по его мнению, к “повышению качества высшего образования”.

Согласно решению Министерства образования и науки, Молдавский государственный университет поглотит ликвидируемые Академию государственного управления, Государственный университет физического воспитания и спорта и с десяток научно-исследовательских институтов страны из системы Академии наук РМ.

Аграрный университет (в 2023 г. ему исполняется 90 лет) в качестве самостоятельного вуза предполагается упразднить, и он будет поглощен Техническим университетом. К последнему присоединят также Институт электроники и нанотехнологий АН РМ и Институт энергетики, микробиологии и биотехнологий АН Молдовы. Национальный институт экономических исследований сольется с

Академией экономических знаний. Государственный педагогический университет им. Иона Крянгэ реорганизуется путём присоединения ликвидируемых Тираспольского государственного педагогического университета (старейший вуз страны) и Тараклийского государственного университета им. Григория Цамблака, созданного указами президентов Молдовы и Болгарии, а также – Института науки и образования АН Молдовы.

Как пояснил А. Топалэ в ходе передачи на одном из частных телеканалов: «Мы хотим создать большие, сильные университеты, предлагающие молодёжи образовательные возможности. Мы хотим, чтобы наши вузы занимали более высокие позиции в международных рейтингах, были привлекательными для молодёжи. Модернизация университетов будет широким процессом, посредством которого мы хотим сблизить науку и преподавание, чтобы студенты также извлекали пользу из компетентности и профессионализма наших исследователей. У нас есть отличные преподаватели и исследователи, и мы хотим сосредоточить эти ресурсы в крупных университетах, чтобы дать молодым людям возможность учиться дома. Будут созданы и модернизированы учебные помещения, общежития, спортивные залы, спортивные площадки. Студенты, зачисленные на ту или иную учебную программу, продолжат обучение по ней же, и, если оно платное, то эта плата будет сохранена».

На модернизацию вузов предполагается выделить в этом году 700 миллионов леев. Звучит, безусловно, заманчиво. Как и все обещания политиков и госчиновников, которые впоследствии не выполняются. К тому же, складывается впечатление, что восприятие проблем в вузах Молдовы у министра не объемное и полихромное, а плоское и одноцветное, словно он – социальный дальтоник, да и явно находится в плену собственных фантазий.

Экспозиция системы высшего образования РМ такова: на поверхности – более или менее удовлетворительно, в действительности – тихий ужас.  Для того, чтобы более-менее объективно и компетентно оценить намеченную реформу государственной системы высшего образования (хотя необходимо реформировать всю национальную систему, включая частные вузы), охарактеризую её нынешнее состояние.

Конечно, на поверхности всё выглядит не так плохо, однако на самом деле, по моему компетентному и непредвзятому мнению профессионального вузовского преподавателя с более чем 40 летним стажем и постдокторантурой СПбГУ – её состояние ужасно. Параметры данного текста не позволяют осуществить развёрнутый всесторонний и объективный анализ такого положения, поэтому предлагаю выводы и оценки, основанные на личном  профессиональном опыте.

Система образования РМ насквозь коррумпирована, снизу доверху. Это известно всем, кто к ней хоть как-то причастен, причём исключений для высшего образования практически нет, отличие одного вуза от другого – только в степени и масштабах коррупции. Вспомните многочисленные опросы общественного мнения. К тому же, в течение многих лет о коррупции в тех или иных вузах Кишинёва мне рассказывали мои студенты, ссылаясь на своих одноклассников, обучавшихся в этих вузах. Тем не менее, кардинально и системно ничего властями не предпринимается, лишь изредка осуществляются “карательные” акции против зарвавшихся от жадности и безнаказанности администраторов и преподавателей, как это произошло, к примеру, несколько лет тому назад в Академии экономических знаний.

Вместе с процветающей коррупцией, на качество работы системы образования влияет и недофинансирование государственных вузов, что вынуждает их набирать как можно большее количество контрактников с низким уровнем подготовки. Значительное число частных вузов дублирует специальности и программы друг друга, из-за конкуренции они буквально бьются за выпускников лицеев и колледжей, заманивают к себе всеми правдами и неправдами. Как следствие и государственные, и частные вузы вынуждены ощутимо снижать разборчивость по отношению к своим студентам и не отчислять матёрых  прогульщиков и хронических задолжников. Кстати, именно тем, что многим учащимся колледжей и лицеев позволяли списывать во время текущих тестов и экзаменов, объясняются низкие результаты экзаменов на степень бакалавра в нынешнем году (35 % выпускников завалили БАК ), в ходе которых списывание стало уже невозможно.

Наконец, существует еще один важный момент, негативно влияющий на вузовское образование в РМ: в течение десятилетий официальная кишинёвская власть (за исключение нескольких лет  правления В. Воронина) преднамеренно содействует тому, чтобы тысячи и тысячи выпускников школ и лицеев Молдовы учились в Румынии. Тем самым вузы РМ лишаются потенциальных студентов, а системный кризис усугубляется – ведь эта самоубийственная для РМ образовательная политика властей готовит граждан другой страны, а не Молдовы!
Вследствие перечисленных  факторов – коррумпированности значительного количества вузовских администраторов и преподавателей, уменьшения численности студентов (с 2007 г. по 2020 г. их количество сократилось с 132 тысяч до 53-х), снижения требовательности к большинству из них и завышения оценок – вузы каждый год выпускают значительный процент псевдоспециалистов.  Именно они пополняют систему государственного управления, отряд чиновников, все поры общественного механизма, что фатально сказывается на качестве и эффективности работы государственного аппарата.

Сможет ли предлагаемая эрзацреформа Санду избавить систему государственных вузов от описанных злокачественных болячек? Однозначно — нет! Полагаю, любой непредубеждённый читатель согласится с мнением, что реформа вузовского образования в Молдове (как государственного, так и частного), безусловно, необходима. Более того, была необходима еще много лет тому назад. Однако, в отличие от действий министра образования, начинать реформу следует совсем с другого конца – с образовательных бизнес-проектов, то есть, с частных вузов, ужесточая требования к их функционированию. Большинство “недоделанных” специалистов является выпускниками именно частных вузов. Что бы ни говорили по этому поводу их владельцы и ректоры, дело обстоит именно так. По моему твердому убеждению, у многих из них необходимо отозвать лицензию, они должны прекратить свою успешную предпринимательскую, но откровенно псевдообразовательную деятельность на ниве просвещения РМ. К сожалению, никто из тех, кто одобряет или критикует нынешнюю образовательную реформу Санду-Топалэ, не касается этого аспекта.

Второе направление реформы – систематическая и всесторонняя борьба с коррупцией в системе вузовского образования, начиная с приема и вплоть до госэкзаменов и защиты дипломных работ. Много гневных слов осуждения коррупции в вузах в течение десятилетий сказано разного рода политиками и чиновниками, кое-какие меры спорадически власти пытались предпринимать, но воз и ныне там.

Обозначу и третье направление реформы – прекращение  Фестивалей румынских вузов и содействие выпускникам молдавских школ и лицеев в поступлении в них со стороны Министерства образования РМ. Хочешь учиться в Румынии или еще каком-либо вузе ЕС – ты свободный человек, и это – твоё частное дело, а не Республики Молдова!

Ну и четвертое направление – это пресловутая оптимизация деятельности государственных вузов. Подлинная оптимизация в демократической, к тому же малочисленной и небогатой стране, какой является Молдова, заключается, в первую очередь, не в ликвидации одних вузов и поглощении их другими, а в ревизии всех специальностей, по которым учатся студенты  во всех государственных вузах. Её цель – выявить многократное дублирование одних и тех же специальностей у разных вузов, с тем, чтобы оставить их только у одного-двух, имеющих преимущество перед другими вузами по объективным критериям.

В то же время, государственные вузы с малочисленным штатом  преподавателей и студентов, со слабой образовательной инфраструктурой и дублированными учебными программами должны быть, безусловно, ликвидированы и поглощены более мощным родственным вузом. Исходя из изложенного, предлагаемое нынешними властями решение мало что изменит в системе образования в РМ в целом, ибо и бизнес-частные вузы, и коррупция в оставшихся вузах продолжат существовать как ни в чём не бывало.

Хочу добавить несколько штрихов к информации о ликвидируемых университетах и реакции общественности.

Тираспольский государственный педагогический университет эвакуирован в Кишинев из Тирасполя в 1992 году, первое высшее учебное заведение РМ, основанное 1 октября 1930 года. Президент РМ Мирча Снегур обратился с открытым письмом к Майе Санду, выражая обеспокоенность «намерением ликвидировать Тираспольский государственный университет».

Государственный аграрный  университет Молдовы – здесь я проработал в общей сложности 25 лет, потому о нём – несколько подробнее. Свою историю университет отсчитывает с 1933 года, когда в Кишинёве на базе Ясского университета был образован Факультет сельскохозяйственных наук, а в 1938 году – Агрономический факультет. После присоединения Бессарабии к СССР на базе факультета был организован Кишинёвский сельскохозяйственный институт. В 1941 институту было присвоено имя Михаила Фрунзе. В 1944 году институт возобновил свою работу на базе Сорокского сельскохозяйственного техникума и в том же году переведен в Кишинёв. В 1991 году институт преобразован в Государственный аграрный университет Молдовы. В 1995 году он первым среди молдавских вузов стал членом Ассоциации европейских университетов. В 1982 году институт был награждён Орденом Трудового Красного Знамени, а в 2013 году – Орденом Республики. Среди известных выпускников университета — первый Президент РМ Мирча Снегур, премьер-министр РМ (1992-1997 гг.) Андрей Сангели, пятый Президент РМ Игорь Додон и наш земляк, Министр финансов Государства Израиль – Авигдор Либерман (я вёл у него семинарские занятия). В такой аграрной стране как Молдова безусловно должен функционировать самостоятельный Аграрный университет. Ассоциации «Сила фермеров» резко осудила намерение властей ликвидировать его и напомнила, что сельскохозяйственный сектор имеет стратегическое значение для Республики Молдова. Перед Домом правительства 7 июля прошла многочисленная акция протеста преподавателей, сотрудников, студентов, выпускников Аграрного университета, других вузов.

Академия госуправления  является национальным центром  подготовки высококвалифицированных специалистов и постоянного повышения квалификации сотрудников государственной службы и научно-методического обеспечения деятельности государственных органов.

Государственный университет физкультуры и спорта –  образовательное учреждение, признанное в национальной и международной университетской среде, награжденное Орденом Республики. Ежегодно сюда стремятся поступить  сотни молодых спортсменов. Коллектив Государственного университета физкультуры и спорта (ГУФВСМ) и спортивное сообщество Республики Молдова обратились с открытым письмом с целью остановить процесс поглощения ГУФВСМ.

Государственный университет в Тараклии был создан по инициативе глав государств Молдовы и Болгарии в знак дружбы между нашими народами и как центр устойчивого развития региона. Немаловажно, что Тараклийский университет – единственное учреждение, где преподают на болгарском языке и которому всестороннюю помощь оказывает Болгария. Бурная негативная реакция руководства Тараклийского района на ликвидацию университета «Григория Цамблака» последовала незамедлительно. На днях Президент Болгарии звонил Президенту Молдовы в связи с намерением ликвидировать Тараклийский университет, финансируемый Болгарией.

Этот ряд возмущений можно продолжить до бесконечности. Как же должно было поступить Правительство РМ и Министерство образования, затевая “реформу” вузов? Прежде всего, представить общественности, образовательному и научному сообществу концепцию реформы, разработанную не чиновниками “Чего изволите, Королева?”, а экспертным сообществом, её цели и направления. Затем провести широкое публичное обсуждение, согласно Закону № 239 от 13.11. 2008 “О прозрачности процесса принятия решений” и Постановления правительства от 9 августа 2016 г. № 967 “О механизме публичных консультаций с гражданским обществом в процессе принятия решений”. Полагаю, что, в связи с отсутствием публичных слушаний, намеченные к закланию вузы имеют все основания подать на министерство образования в Административный суд. Наконец, чиновники были обязаны встретиться с коллективами всех вузов, подробно объяснить, в чём суть реформы и её плюсы, а не действовать с нарушениями законодательства и в пожарном порядке.

Резюме. Итак, есть насущная потребность в реформе высшего образования РМ. Однако в том виде, в каком её собрались провести  вассалы “Королевы Бессарабии”, она не достигнет своей цели – повышения качества, а, наоборот, приведёт к дальнейшей деградации, не говоря уж здесь и сейчас подробно о том, что осуществить эрзацреформу собираются в нарушение закона диктаторскими методами.

 

Эдуард Волков,

доктор философии, доцент,

специально для kommersantinfo.com

 

 

 

 

 

Метки: