Поиск..

Лента новостей Регион

Константин Сибов: «Лучший инвестор — местный инвестор»

.

Недавно в СМИ вышла статья «Ведущие молдавские производители вина возвращаются на российский рынок». За прошедший период  отечественные вина потеряли на нём часть своей доли. Смогут ли они восстановить статус-кво, при условии, что в Молдове сократилась площадь виноградников, дающих урожай, рост цен на энергоносители привел к резкому удорожанию стоимости конечной продукции, а таможенные пошлины  составили 12, 5 %, что в принципе неподъёмно для производителей вина? Кроме того, отрасль на юге, в Гагаузии, срочно нуждается  в региональной Стратегии развития виноградарства – считает Председатель Ассоциации виноделов АТО Константин СИБОВ.

 

 — Господин Сибов, ведущие производители вин Молдовы premium-сегмента объявили о сроках начала поставок на российский рынок. Так ли это?

— Уже весной 2022 года российские ценители вина смогут приобрести премиальные линейки молдавских вин в винных бутиках и винных барах Москвы и других регионах РФ. Об этом заявил официально Российский Торгово-Финансовый Союз на выставке Продэкспо-2022.

К началу лета вина Молдовы сегмента premium появятся на полках сети “Перекресток” (X5 Retail Group). А во второй половине 2022 года и другие ведущие торговые сети представят своим покупателям лучшие молдавские вина. В ассортименте специализированных магазинов и винных баров Москвы и области, Центрального и Приволжского ФО будут представлены тихие и игристые вина брендов Chateau Vartely (винодельня с площадью виноградников 300 га производит вина с 2004 года и отмечена рядом ведущих международных наград) и Cricova (винодельня с легендарным погребом длиной в 120 км в Кишиневе и крупнейшее винное хранилище в Европе создает вина с 1952 года).

Уже сейчас базовые линейки ведущих производителей из Молдавии представлены на полках крупнейших ритейлеров – торговой сети “Магнит” и сети гипермаркетов “Ашан”. Вина брендов Castel Mimi, Timbrus Purcari Estate, Novak Winery, Chateau Vartely, Cricova и Radacini появятся в 2022 году также в Воронежской, Калужской, Свердловской, Амурской, Ярославской областях, Приморском и Хабаровском краях.

Сейчас ведутся переговоры о поставках со значимыми ритейлерами этих регионов, а также с наиболее заинтересованными дистрибуторами.

В 2022 году на российском рынке также состоится презентация винного щербета – первого в России алкогольного мороженого на винной основе. Премиальные бренды представляют как вина из автохтонных молдавских сортов (Виорика, Рара-нягрэ, Фетяска Регала, Фетяска Нягрэ, Флоричика, Алб де Оницкань и др.), так и вина международных сортов (Мальбек, Шираз, Пино Нуар, Каберне Совиньон, Шардоне, Пино Гриджио, Рислинг, Совиньон Блан и др.).

Заместитель генерального директора Российского Торгово-финансового Союза (РТФС) Владимир Кузык недавно заявил : “В 2021 году в Россию было экспортировано порядка 7,25 млн. литров бутилированного вина. Поставки за рубеж всех видов молдавской винодельческой продукции в натуральном выражении за первые восемь месяцев 2020 года  снизились до уровня 2016- го (за аналогичный период), достигнув отметки 89,3 млн. л. В стоимостном выражении данный показатель выглядит чуть лучше, так как сравним с уровнем 2017 года – 1643 млн. леев. По информации Национального бюро винограда и вина, в январе-августе нашу винодельческую продукцию поставляли в 56 стран. По сравнению с тем же периодом 2019 года, ее объем сократился на 9,3 млн. л или на 9,4%. В деньгах продажи упали на 162,9 млн. леев, или на 9%. В структуре экспорта тихие вина в литрах занимают долю 94,3%, а в леях – 80,3%. Игристые, соответственно, 0,9% и 2%, дивин, бренди и дистилляты – 2,3% и 14,4%.

Одна из целей отрасли – сократить реализацию виноматериалов наливом и увеличить продажи бутилированных вин. Постепенно это соотношение изменяется в сторону готовой продукции. За восемь месяцев нынешнего года доли вин наливом и в бутылках выглядят как 68,2% и 31,8%. Год назад – 73,2% и 26,8%. Общее количество экспортированного вина за данный период составило 87,2 млн. л, уменьшившись, по сравнению с 2019 г., на 9%. Но зато продажи бутилированных вин (27,7 млн. л) за год выросли на 8%. В первую десятку стран экспорта молдавских бутилированных вин (по физическому объему) входят Румыния (15%), Польша (13%), Чехия (12%), Россия (11%), Белоруссия (8%), Китай (7%), Украина (6%), Казахстан (5%), Канада (3%), Нидерланды (3%). Доля остальных – 17%.

В ТОП-10 рынков по стоимости есть небольшие изменения: Румыния (21%), Польша (12%), Чехия (11%), Россия (9%), Китай (9%), Украина (5%), Белоруссия (4%), Казахстан (4%), Нидерланды (4%), Канада (2%). Остальные страны – 19%.

Важно отметить, что основной рынок для этой продукции, румынский, даже прирос за январь-август 2020 года, по сравнению с тем же периодом 2019 года, с 3,4 млн. л до 4,3 млн. л (+27%). А в денежном выражении увеличился со 142,7 млн. леев до 176,6 млн. леев (+24%). Также больше наших вин стали закупать в литрах в Казахстане (+34%), Чехии (8%), на Украине (+7,5%). Необходимо обратить внимание на то, что Белоруссия, которая из Молдовы импортировала, в основном, вина наливом, продолжает наращивать ввоз бутилированных вин: в 2019 году – 1 млн. л, а в 2020  – 2,2 млн. л (+119%).

Несмотря на общую положительную динамику в данном сегменте, сократились поставки в Китай (-42%), Канаду (-25%), Россию (-8,6%). В сегменте экспорта виноматериалов наливом (59,5 млн. л) произошло снижение на 10,7 млн. л (15,2%). Молдавский налив был отправлен в 29 стран, но на первые десять приходится 96,4% поставок. Наибольшие объемы в натуральном выражении отгружаются в Белоруссию (42%), Грузию/Абхазию (20%), Румынию (8%), Великобританию (7%), Россию (6%). Из основных рынков существенный рост экспорта произошел в Румынию (+162%) и Великобританию (+13,5%).

За январь-август тоже в 29 стран было отправлено 2 млн. л абсолютного алкоголя дивинов, бренди и дистиллятов, что на 23,5% меньше, чем в предыдущем году. Тем не менее, в 2020-м произошел рост поставок бутилированных дивинов на 53,2 тыс. л а.а. (+9,4%). При этом их стоимость уменьшилась на 6,3 млн. леев (-5,3%). Это значит, что стали заказывать более дешевую продукцию на фоне экономического кризиса. Экспорт наливом сократился на 681 тыс. л а.а. (-32,4%). Основные рынки для бутилированных дивинов в натуральном выражении – Белоруссия (42%), Украина (12%), Эстония (10%), Россия (6%) и Грузия/ Абхазия (6%).

— Что было в развитии виноделия в 2005 году, до введения российских экономических санкций в отношении Молдовы? 

– Молдавская винодельческая промышленность традиционно является самым сильным сектором экономики — отраслью, при помощи которой наша страна создала себе имя в мире. Даже в период перехода от государственно-управляемой экономики к рыночным отношениям вино было одним из очень немногих молдавских товаров с неизменно положительным торговым балансом. Достаточно сказать, что на долю вина приходятся более 30% от общего объема молдавского экспорта.

Площадь виноградников в Республике Молдова составляла в 2005 году  около 150 тысяч гектаров, из которых 45 тысяч приходилось  на приусадебные плантации. Виноградная лоза занимала  6% от общей площади сельскохозяйственных угодий, но обеспечивает около 35% стоимости продукции агропромышленного сектора. До введения санкций, в те годы экспорт вина из Молдовы достигал  внушительного роста — около 24% при 8-процентном среднегодовом темпе роста экспорта вина в мировом плане. Более того, статистика показывала, что Молдова занимала  одиннадцатое место среди крупнейших в мире экспортеров вина, и что на ее долю в мировом экспорте вина приходится 1,2%.

В настоящий момент виноделие является той отраслью, которая обеспечивает экономическую безопасность страны и поступление финансовых средств, необходимых для формирования доходной статьи бюджета. По предварительным данным, в 2005 году экспорт молдавского вина вырос примерно на 14%.В отличие от других стран, которые являлись  крупными экспортерами вина, Молдова поставляла  на внутренний рынок только 10–11% от общего объема производимого вина, а основная часть его  была предназначена на экспорт.

Основным и самым привлекательным рынком для экспорта молдавских вин по-прежнему является Российская Федерация, на долю которой приходятся около 83% экспорта. По сути, такая структура экспорта свидетельствует о ярко выраженной односторонней зависимости от российского рынка, что дает последней основания — иногда даже достаточно часто — занимать довольно враждебные позиции, диктуя правила рынка. Достаточно вспомнить об  «экономических санкциях» российских властей в 2005 году на импорт вина из Молдовы, которые в конечном итоге высветили значение российского капитала в молдавских винодельческих компаниях. Это стало началом постепенного ухода (вытеснения) молдавского вина из России и постепенной заменой его винами из Германии, Франции, Румынии, Испании,  других стран.

Мы потеряли российский рынок и практически ничего не сделали для выхода местных, региональных гагаузских вин на рынок Европейского Союза, производство вина и виноматериалов стало постепенно сокращаться, поставив под угрозу само виноградарство в Гагаузии.

Стоит напомнить, что виноградарство наряду с садоводством – самые  трудоемкие отрасли, которые привлекают почти 30% рабочих рук. Переход от промышленных масштабов производства вина к мелким,  полукустарным способам ведения оставит без работы тысячи людей, которые сегодня, например, на подрезке виноградников зарабатывают в день 250 леев. Тем более, что иных производств, способных занять трудоспособное население Гагаузии, просто нет и не предвидится.

Мы не смогли обеспечить диверсификацию нашего народно-хозяйственного комплекса, что приводит к оттоку населения из региона. Несмотря на то, что Молдова остается крупнейшим поставщиком вина на российский рынок, молдавские вина потеряли  тогда часть своей рыночной доли — от 57% в 1999 году до 45% в 2004-ом. Однако проблемы более глубоки: российский рынок подвергается радикальным трансформациям с точки зрения структуры спроса, предпочтения потребителей и реакции конкурентов.

К прошлому, 2021  году виноградников в Молдове осталось чуть более 126 тысяч гектаров. При этом в 2018 их было на 7 гектаров больше, а в 2012 — на 14 с половиной. Практически так же сократилась площадь виноградников, дающих урожай. В прошлом году она составляла 118 с половиной тысяч гектаров, в 2018-ом — чуть менее 127 тысяч, а восемь лет назад — 129 с половиной тысяч гектаров.

По данным министерства сельского хозяйства, в  прошлом  году из-за засухи в стране собрали всего 410 тысяч тонн винограда. Кроме того, рост цен на энергоносители привел к резкому удорожанию стоимости конечной продукции. А таможенные пошлины  составили 12, 5  %, что неподъёмно в принципе для производителей вина. Естественно, это повлекло за собой удорожание нашей продукции, а Россия, которая потребляла основную её часть, потребовала сохранения цен на прежнем уровне. Фактически, мы должны торговать себе в убыток, что в принципе невозможно. В 2021 году стоимость 1 кг винограда составила чуть более 7 леев.

— Что будет в нынешнем году?

— Мне пока непонятно. Рассмотрим другой аспект —  субсидирование виноградарства. К примеру, у нас субсидии на закладку 1 га новых виноградников составляют от 1,5 до 2 тыс. евро, в то время как в европейских странах, занимающихся виноделием, субсидии составляют 20-22 тысячи евро. При такой разнице понятно, что мы не сможем конкурировать с интенсивно развивающимися винодельческими странами Европы, в которых государство заботится о поддержке местных производителей.

Нужна региональная Стратегия развития виноградарства в нашей стране, а точнее — в Гагаузии. Нам нужно оперативно принять на местном уровне целый ряд законов, иначе наше сельское хозяйство рискует превратиться в монокультурную отрасль с приоритетной поддержкой местных инвесторов. В то же время должен заметить, что Ассоциация виноделов Гагаузии по сути бездействует. Как и Ассоциация «Гагауз маллары-гагаузские товары», которые ранее опирались на региональную власть, чтобы получить поддержку для местных производителей.

Нет региональных программ по поддержке местных, гагаузских винопроизводителей. Хотя в свое время Народное собрание по нашей инициативе принимало местный закон «о виноградарстве и вине», но он фактически не работает. Судите сами: общая площадь сельхозугодий в Гагаузии составляет 150 тысяч гектаров, виноградники и многолетние насаждения занимали еще пять лет назад  26 тысяч, сейчас их площадь сократилась почти на 3 тысячи га.

Причем не каждый агролидер рискнет вкладываться в виноградарство – капиталоемкое производство с непредсказуемым рынком, особенно в постоянно меняющейся политической и геополитической обстановке. Нужны, помимо государства, инвесторы, которых следует поддерживать на уровне властей. Однако предпочтение отдается «иностранным инвесторам». Хотя повторю аксиому: лучший инвестор — местный инвестор. Иностранный инвестор приходит в регион, когда есть благоприятные условия и можно снять «сливки». Однако в нашем экстремальном краю, когда на один урожайный год приходится несколько неурожайных,  «неместные» инвесторы сворачиваются сразу и уходят. Нам же уходить просто некуда.

В нашем регионе идет некий перекос в сторону развития монокультурного сельского хозяйства, что приводит, в конечном счете, к сокращению виноградарства, садоводства в пользу однолетников. Это — неправильная позиция региональных властей, перекос следует устранить. И это — задача не самих производителей, а Гагаузии в целом. Надеюсь, в ближайшее время перемены будут, и, конечно же, в позитивную сторону. Недавно на столичном «Молд-экспо» прошла выставка вин с заключением контрактов на поставки текущего года. Наша задача — продвигать вопросы возрождения виноделия общими силами, и я уверен, что вместе мы способны решить этот вопрос.

 

 

Метки:

Смотри также: