Стелла Жантуан: «Народ — единственный суверен и источник власти, это закреплено в Конституции РМ».
.
Праздники разнообразят нашу жизнь, вносят в неё позитивные ноты, рождают хорошее настроение. Вопреки распространенному мнению, они не отвлекают нас от проблем, наоборот, дают мощный энергетический импульс для их решения, понимание того, что жизнь прекрасна и удивительна, а подкинутые ею задачи, при желании – решаемы.
Именно в таком, конструктивном ключе, в этот праздничный день получилась наша беседа с гостьей kommersantinfo.com, экс депутатом Парламента Республики Молдова, политическим аналитиком Стеллой Жантуан.
— Госпожа Жантуан, поделитесь, пожалуйста, с читателями своим мнением об общественно-политической погоде в Молдове. Климат меняется?
— Наша страна практически 30 лет находится в одном «политическом поясе», где погода меняется, а климат — нет. Различные группы интересов, мимикрирующие под политические партии и обещающие нам прекрасную погоду, в виде социально-экономического рая, в итоге сохраняют благоприятный для себя климат тотальной коррупции, подковерной приватизации государственных предприятий, контроль над силовыми ведомствами, судебной системой и всяческие попытки политически подчинить прокуратуру.
В таких «климатических» условиях ни о какой модернизации страны, тем более, о рывке, ведущем к фундаментальным переменам, и речи быть не может. Я имею в виду не только отсутствие пресловутой политической воли или профессиональных кадров, ситуация намного прискорбнее. Проблема — в отсутствии концепции социально-экономической модели для страны. Все, что принято считать социально-экономическими программами, скорее похоже на лоскутное одеяло, а все политические потуги властей сводятся к пришиванию дополнительных лоскутков к этому самому одеялу. В итоге, ничего не меняется. Оппозиция критикует власть, власть критикует предыдущую власть, народ критикует и власть, и оппозицию. Все критикуют, но никто ничего не предлагает. Ситуация – из анекдота про врача и пациента, где доктор ставит диагноз, а лечение не прописывает. Я – за конструктивный подход и хочу сказать не о том, что все плохо, это мы знаем, а о том, как сделать так, чтобы было хорошо.
Что такое социальная политика и каковы ее функции? Обычно предвыборные обещания политических партий основываются на социальных проблемах, кто больше в этой области пообещает, тот и выигрывает. Для молдавских политиков, хочу отметить, они успешно убедили в этом избирателей, суть социальной политики — повышение пенсий и зарплат.А избирателям невдомек, что на самом деле это — лишь социальные инструменты. Цель социальной политики государства — создание и расширение производства, укрепление трудовой мотивации через обеспечение занятости населения и создание рабочих мест. Словом, установление социальной справедливости и регулирование доходов, смягчение противоречий участников рыночной экономики и предотвращение конфликтов на экономической почве, а именно — обеспечение прав граждан на благосостояние.В Молдове заработные выплаты в бюджетной сфере разнятся от 7 тысяч леев — до 120 тысяч. Где же тут место социальной справедливости?
Политика регулирования доходов населения тоже отсутствует, хотя является одной из социальных функций государства, рыночная экономика здесь — не аргумент, а наоборот. Это международная практика: независимо от форм собственности, любое общество, на определенном уровне развития, должно гарантировать получение социальных благ, куда входят развитие образования и культуры, качественное здравоохранение. Духовные блага -тоже социальный аспект. Местные политики как попугаи твердят о европейских практиках, но благополучно обнуляют их в Молдове, игнорируя суть этих практик, как только в карманах зазвенят деньги от европейских налогоплательщиков.
Социальная и экономическая политики взаимосвязаны, это университетская программа первого курса экономического факультета. Чем выше экономический рост, тем больше возможностей для реализации социальных программ. И если правительство гордится ростом ВВП и доходами в бюджет, это должно быть отражено в социальной политике, а не в подачках в виде 700 леев к Пасхе или Новому году, да ещё не запланированных в бюджете страны. Все, что не учитывается в бюджете, а щедро раздаётся в виде прибавок — украденные по другим статьям деньги, что унизительно для пенсионеров, которые честно трудились всю жизнь и заслужили адекватные социальные выплаты.
— Давайте ещё раз вернёмся к взаимосвязи экономики и социальной политики.
— В ведущих странах мира основу новой экономики составляет человеческий капитал. Я говорю об экономике знаний, инноваций, новейших технологий и информационных систем. Если наши политики, наконец, задумаются о роли человеческого капитала — как это произошло в развитых государствах, где из затратного фактора его превратили в основной производительный и социальный фактор развития — несомненно, придут к формированию так необходимой Молдове новой парадигмы, которая и может стать нашим долгожданным прорывом. То есть, вклад в образование в свою очередь приведёт к развитию различных сфер экономики, остановит «утечку мозгов» и миграцию граждан, но для этого надо фундаментально реформировать саму систему образования. Чтобы не быть голословной: в рамках новой парадигмы развития, в успешных государствах «человеческий капитал» занял в национальных экономиках ведущее место — до 80%.
— К сожалению, в Молдове пока что ухудшаются и экономические показатели, и политическая ситуация. Опять досрочные парламентские выборы?
— По сути, нынешний парламент был изначально обречён на досрочные выборы. Внешние и внутренние факторы сформировали ситуативную коалицию ПСРМ-АКУМ. Она приняла несколько серьезных деклараций, о которых, усевшись во властные кресла, благополучно забыла. А ведь они, особенно Декларация о захваченном государстве, должны были стать «дорожной картой» в процессе освобождения государственных институтов власти от монополии ДПМ. И создать необходимые условия для досрочных парламентских выборов по пропорциональной избирательной системе, так как нынешний созыв отменил придуманную ДПМ под себя смешанную систему. Примечательно, что до сих пор новый состав КС подозрительно не торопится высказаться на эту тему, хотя запрос был сделан еще четыре месяца назад. Или же новый состав КС тоже кому-то «отдался?»
Нынешний парламент не выполнил предвыборные обещания в рамках коалиции ПСРМ-АКУМ: деполитизация и демонополизация государственных институтов власти, демонтаж коррупционных схем в экономике, реформа судебной системы, так как ПСРМ предпочла вернуть к власти ДПМ — партию, которая на протяжении пяти лет держала в заложниках страну и граждан. А это значит, что нынешний парламент не легитимен, так как не представляет интересы граждан, проголосовавших за вышеперечисленные изменения.
Любые коалиции, которые попытаются создать парламентские партии -краткосрочны и не решат фундаментальные задачи по модернизации, реформам правосудия, полиции, образования и здравоохранения, так как у них нет не только общей точки зрения, но и видения вообще. А под лозунги и намерения никто денег не даст. Кроме того, не надо забывать, что решающим фактором в изменении политической власти в Молдове стало участие внешних партнеров республики, которым наша политическая мышиная возня и невежество надоели.
Единственное, что смог солидарно сделать нынешний состав Парламента — поднять себе зарплаты. И это особенно цинично выглядит на фоне мизерной прибавки к пенсиям и зарплатам для бюджетников. Тем более, что около 40% депутатов — богатые люди, все эти годы участвующие в разграблении страны. Я не против высоких зарплат, наоборот, только, если бы в основе социальной политики этой власти стоял принцип справедливого распределения социальных благ, она бы начала не с себя, а с тех, чьи зарплаты при нынешних ценах равняются всего 3-7 тысячам леев. На мой взгляд, возможны два сценария: либо досрочные парламентские выборы пройдут одновременно с президентскими, что не вполне законно, либо — после них, а это, согласно законодательству, не ранее, чем через 90 дней после выборов главы государства. Вероятнее всего, они будут в начале следующего года.
— Какие политические формирования в состоянии реализовать положительные для государства изменения?
— Если в стране появятся новые партии, во главе которых будут харизматичные лидеры, обладающие политической волей, наверное, они смогут изменить ситуацию в Молдове. Уже действующие партии и политики показали себя не с лучшей стороны. Сейчас накапливается серьезная критическая масса, способная генерировать появление амбициозных и профессиональных политических проектов, тем более, что на них существует социальный запрос. Но успеют ли они интегрироваться в новый избирательный цикл? — Вопрос.
В условиях полнейшей деградации государственных институтов и государственного управления, тяжело вырваться из колеса Сансары. Я уверена, это может произойти только в условиях объединения общества — без пресловутой геополитики, разделения на левых и правых, титульную нацию и этнические меньшинства. Всё это — мнимые фобии, стереотипы и социальные импринты, которые нам прививали годами, чтоб разделять нас и легче нами управлять.Их необходимо преодолеть.
— Какая партия, на Ваш взгляд, в ближайшее время будет набирать политическую силу?
— Из существующих ни одна не станет по-настоящему ведущей, если основной своей целью не сделает объединение гражданского общества. В Молдове уже была партия, которая назначила себя ведущей, захватив государство, но так и не поняла, что с ним делать.Подчинила себе государственные институты, расставила на посты финов и нанашей, подмяла судебную систему и генпрокуратуру, а потом бежала в кишинёвский аэропорт, чтобы успеть со всей своей «ведущей политической силой» занять места в самолете.
— Возможно ли объединение при неизжитом синдроме расколотого государства?
-Как ни парадоксально, но в этом расколе участвуем и мы, граждане Молдовы. Позволяем, чтобы нас раскалывали, делили на своих и чужих. Мы ведь сами их и выбираем. Этот страх, неверие в себя, в то, что мы, граждане, объединившись, можем всё изменить — прямо пропорциональны силе тех, кто нас такими хочет видеть и управлять нами. Пора избавиться от синдрома расколотого общества, быть единственным сувереном и источником власти, как и закреплено в Конституции республики. Синдром расколотого государства — это отсутствие чувства, что ты — часть этого государства, а не просто занимаешь какие-то квадратные метры на территории, именуемой Молдовой.
Объединение страны мы оставили исключительно политикам, так как эта проблема сейчас не приоритетна для нашего обворованного, обнищавшего населения. На уровне личных коммуникаций у жителей левого и правого берегов Днестра проблем нет. И те, и другие — заложники политических интересов людей, экономически их контролирующих. А цели жителей – общие: чувствовать себя защищёнными, иметь работу, растить детей в достойном государстве. Только объединённое общество может сделать страну сильной, но это — перспектива не ближайших лет.
Интервью вела
Ольга Березовская
Специально для kommersantinfo.com