Поиск..

Перспектива

Руслан Шевченко: «Пандемия не изменит главное — менталитет»

.

Сегодня даже самые большие оптимисты признают, что широкомасштабное распространение коронавируса нанесло сокрушительный удар по мировой экономике. Его последствия многократно отразятся на бедных странах, к которым относится и Республика Молдова. Как любая экстремальная ситуация, пандемия высветила все гипертрофированные перекосы в её экономике, долгие годы живущей за счет сферы услуг и потребления, денег гастарбайтеров и займов у международных финансовых организаций. Теперь такая зависимость закономерно потерпела крах. Недавно премьер-министр Кику признал, что финансовые ресурсы страны уже крайне ограничены и формируются только за счет налогов и сборов Таможенной службы. Что будет дальше?

Господин Шевченко, какие перспективы всех нас ожидают? Этот вопрос как-то очень быстро переместился из теоретической области в практическую.

— Эпидемия коронавируса существенно осложнила социально-экономическую и политическую ситуацию в Молдове. Очевидные ошибки властей, которые не предприняли мер по строгому контролю за прибывающими в страну, что позволило эпидемии расползтись по городам и селам, колоссальные, исчисляемые многими десятками миллиардов леев убытки от закрытых магазинов, рынков и остановки целого ряда бизнесов, безответственное поведение сограждан, категорически не желающих соблюдать меры самоизоляции, откровенно провокационная деятельность немалой части церковного клира, ради сбора пожертвований с населения игнорирующих распоряжения властей о прекращении церковных служб, наконец, неясность с тем, когда нормальная жизнь в стране все-таки восстановится – все это ведет к обострению ситуации в Молдове. Однако рано или поздно «коронавирусная» паника станет достоянием прошлого, и в недалеком будущем мы вернемся к нормальной жизни.

А как же растиражированная фраза о том, что мир уже никогда не будет прежним? Какой смысл теперь кроется в словосочетании «нормальная жизнь»?

​- Разумеется, изменения в нашей жизни будут довольно ощутимыми и коснутся разных сфер бытия. В стране появится значительное количество безработных, как «местных», уволенных компаниями по сокращению из-за нехватки средств, так и гастарбайтеров, многим из которых теперь в Европе некуда возвращаться. Учитывая, что их число может, по некоторым оценкам, достигнуть 200-300 тысяч человек, это может стать благодатной почвой для роста преступности и будущих социальных потрясений.

​Прекращение предпринимательской деятельности уничтожит значительное количество малого и среднего бизнеса. Последует целая серия банкротств, и  бывшие владельцы предприятий могут оказаться не только безработными, но даже лишиться крова над головой, так как надо будет выплачивать взятые в банках кредиты. А ведь неизвестно, насколько быстро государству удастся перезапустить экономику и возродить нормальную бизнес-среду – ничего подобного никогда ранее не было.Некоторые меры государством все же предпринимаются (отсрочки по уплате налогов, временная отмена проверок, реэшелонирование кредитов для физических лиц, уменьшение объемов обязательных резервов в национальной и неконвертируемой валюте и т.д.), но этого явно недостаточно, особенно на фоне мер, принятых в странах ЕС, в частности, в соседней Румынии.

Молдова — аграрная страна, и в этом секторе экономики занято значительное количество производителей, что ожидает их? С учетом того, что они кормят и всех нас?

— Сейчас в сельском хозяйстве спад. К тому же, в 2020 году наблюдается жестокая засуха, и это приведет  к тому, что как только откроются рынки, цены на продукцию там существенно вырастут, ведь агропроизводители захотят возместить понесенные финансовые потери. Это не только обесценит незначительные прибавки к пенсиям, но нанесет существенный урон и кошелькам бюджетников, и наемных работников, живущих на мизерную зарплату.

Будут ли принципиальные изменения в сфере молдавской юстиции?

— Все реформы, проводимые там, до сих пор сводились только к ликвидации одних структур и созданию других, а также замене одной команды доверенных судей, прокуроров, адвокатов – на другую. Здесь, думаю, все останется по-прежнему.

Но от перемен в здравоохранении и образовании точно не получится отмахнуться.

— Нынешние власти, если сумеют удержаться у руля, я надеюсь, сделают правильные выводы из происшедшего и откроют медпункты и клиники в ряде населенных пунктов. Однако кто в наше время из медицинских специалистов согласится ехать в села, даже с обещанной повышенной зарплатой, пока под большим вопросом.

​Зато работникам сферы образования придется привыкнуть к тому, что теперь учебный процесс претерпит изменения – многие лекции, в частности, в лицеях и вузах станут дистанционными и будут изучаться с соответствующих информационных платформ в Интернете.

​В сфере обслуживания, думаю, получит дальнейшее распространение процедура заказа и доставки товаров на дом, особенно продуктов.

​Уставшие от карантина и связанных с ним запретов, люди снова заполнят рестораны, бары, возобновят пикники. По мере восстановления экономики, их будет, вероятно, даже больше, чем раньше. И среди клиентов возрастёт требовательность  к тем, кто будет занят в сфере общественного питания. Однако многие из существовавших до карантина баров и ресторанов к моменту его окончания уже не откроются, так как их владельцы к тому времени обанкротятся.

На ваш взгляд, как повлияла ситуация, связанная с пандемией, на духовность и нравственность людей?

— Я вижу, что эти процессы уже идут: в социуме начался пересмотр отношения к церкви, так как в условиях пандемии острее проявилась алчность части церковного клира, его нежелание соблюдать временные ограничения для блага людей, когда речь идет о пожертвованиях.

​Кризис по-разному повлияет на семьи, какие-то из них в результате карантина развалятся. С другой стороны, будет немало семей, в которых родственные отношения только укрепятся, а «нанашизм» в результате расцветет еще более пышным цветом.

​Не изменится, к сожалению, главное – менталитет граждан Молдовы. Они уже привыкли не соблюдать законы. Поэтому, значительная часть считает «несправедливыми» штрафы, наложенные на них и пытается опротестовать свои даже очевидные нарушения в рамках ЧП. Эти граждане сейчас озлоблены не только на власти, а на всех окружающих.

Позволю себе высказать несколько слов о представителях экономической элиты. Молдавский крупный бизнес, не привыкший делиться с народом, даже в трудные дни эпидемии — абсолютно ничем, дальше тоже не будет проявлять желания сделать для сограждан что-то бескорыстно. У меня нет в этом сомнения. А ведь в странах Запада, на которые они так любят ссылаться, можно найти множество примеров, когда крупный бизнес отдает миллионы, десятки миллионов долларов на благотворительность, помогая пострадавшим от эпидемии пережить кризисные времена.

Печально осознавать, что пандемия абсолютно не затронула восприятие жителями Молдовы окружающего мира. Скорее всего, и впредь будет превалировать желание при первой же возможности стащить все, что «плохо лежит». Это означает, что в Молдове, кроме очень незначительных изменений, в области духовности и нравственности все останется по-прежнему. К сожалению.

 

Интервью вела

Ольга Березовская

Специально для kommersantinfo . com

 

           

 

 

Метки:

Смотри также: