Поиск..

Перспектива

Корнелий Чуря: «Молдавскому суверенитету пока нет альтернативы»

.

Полтора месяца никак не наладится мир в Белоруссии, полыхает огонь войны в Карабахе, где открыто и жестко друг против друга выступили Азербайджан и Армения, тревожные новости приходят из Донбасса… Некоторые эксперты не исключают, что «горячо» может стать и в нашем регионе. Какова ситуация в Молдове и вокруг неё? — Об этом беседа с известным политическим комментатором Корнелием Чурей, к независимому мнению которого прислушиваются лидеры почти всех политформирований, вступившие в избирательную гонку за пост Президента РМ.

 

— Господин Чуря, политическая стабильность в Молдове радует, но есть у неё и некий побочный эффект она свела на нет различия между кандидатами на президентский пост, а выборы – на носу. Растолкуйте, пожалуйста, нашим читателям, чем отличаются участник кампании от правящей коалиции и оппозиционные претенденты? 

— На самом деле, кандидат власти и кандидаты от оппозиции представляют собой противоположные полюса молдавского политического бытия. Им ничего не надо придумывать, они только высвечивают, при помощи своих политических консультантов и советников, совершенно различные политические коды. У них противоположные геополитические взгляды (Запад/Россия), разное видение главной политической задачи (социально-экономическая/борьба с коррупцией), отличающиеся решения (медленное и поступательное повышение уровня жизни/немедленное очищение госаппарата и этическая революция в обществе).

— Тогда какие, на Ваш взгляд, концептуальные государственные задачи, в случае победы, собираются решать Додон, Санду, Нэстасе и Усатый? 

— Оба полюса имеющегося противостояния пытаются решить проблему сохранения молдавской государственности двумя разными путями. Левые считают, что сбалансированный подход и взвешенная геополитика может сохранить Молдову на плаву, в то время, как правые ратуют за резкий разрыв с прошлым и подчинение Западу. Левые верят в возможность самой Молдовы выстоять в смутные времена, а правые рассчитывают на опекунство Запада. И лишь Усатый – молдавский политический трикстер, которому не интересна такая серьезная постановка вопроса, его больше прельщают козни и интриги, на которых он зарабатывает себе политический капитал.

— Какова же во всем этом роль доктрин, присущих каждой из партий?

— Наши партии доктринальны, но только с точки зрения молдавских политических разломов. Они пытаются решить конкретные политические задачи и, поэтому, не мимикрируют под западные образцы, так как это отдаляет их от людей и делает нерелевантными. Главные разломы – это Запад/Восток, олигархи/борьба с коррупцией, безопасность/евроинтеграция, экономика/реформа юстиции.

— Что к этому добавляет прогнозируемая экспертами «война компроматов»? И, кстати, на Ваш взгляд, чисто гипотетически, она может обостриться, как в «случае с оппозиционером Навальным»? 

— Борьба компроматов сильно политические реалии не изменит. Во-  первых, они не особенно эффективны, это видно даже по «кулёчному скандалу», который не изменил соотношение сил. У людей выработался иммунитет к разоблачениям, потому их последствия незначительны. Так что, во всех случаях желательно этой войны компроматов избегать, для этого политические игроки должны не припирать своих конкурентов к стенке или загонять в угол, а давать им шансы на выживание.

А по поводу ситуации,  похожей  на «случай с оппозиционером Навальным», могу однозначно сказать: в нашей стране пока на подобные действия в мире политики никто не решался.

— Международные эксперты в интервью нам единодушны во мнении, что Молдова, где сегодня сходятся интересы России, Евросоюза и США, не станет очагом напряженности, даже при том, что финал событий в Белоруссии не стабилен, а в Тирасполе дислоцируется ОГРВ. Однако Майя Санду, беседуя с Дмитрием Гордоном, провела параллели между решением конфликтов в Приднестровье и на Донбассе.

— При наращивании кризисных элементов в регионе (Беларусь, Нагорный Карабах), маловероятно желание внешних игроков превратить Молдову в очаг напряженности. Для них запустить сейчас спираль новых цветных революций довольно накладно, так как сомнительно, что есть достаточно рычагов для того, чтобы держать их под контролем. И сама Молдова, и ее руководство тоже не раз доказывали, что предпочитают спокойствие и не желают обострений.

Так что, несмотря на декларации, скорее всего, выборы пройдут относительно спокойно. Но нужно понимать: обычно кризисы имеют характер волн, а это значит, они могут захлестнуть весь регион – Беларусь уже в эпицентре, в Грузии – парламентские выборы в конце октября, а в Украине – местные.

— Какой геополитический вектор, скорее всего, будет основополагающим после президентских выборов? Его возможная смена может отразиться на отношениях РФ с РМ, Молдовы с Приднестровьем, и международных партнеров ЕС и США с теми и другими?

— Борьба векторов в Молдове не прекращается, несмотря на заверения о равноудалённости и уравновешенной внешней политике. Теперь она протекает с небольшим преимуществом российского вектора, что может измениться после выборов, в случае победы кандидата от правой оппозиции. При существовании определенного баланса сил в регионе можно предположить, что стороны не особо настаивают на его изменении в Молдове, хотя, конечно, со временем Запад захочет изменения status quo. Для этого он должен упрочить свои позиции, прежде всего, это касается консолидации правых сил, но это – дело времени.

— Ваш реалистичный прогноз о решении приднестровского конфликта, с восстановлением целостности РМ? Или «косовский сценарий» в нашем случае вполне вероятен?

— Пока условия для решения конфликта не созрели, а ситуация очень неблагоприятная. Внешние игроки не ладят, Россия поссорилась с Германией из-за Навального, поэтому, помощи в решении конфликта ждать неоткуда. На данном этапе Кишинев и Тирасполь не заинтересованы в компромиссах, взаимного признания тоже никто не ждет, всех пока устраивает ситуация неопределенности.

— В Конституции Молдовы прописан ее нейтралитет, есть ли вероятность, что с победой правого кандидата наша страна потеряет государственность и войдёт в состав Румынии? За кем из внешних партнеров здесь будет решающее слово, и в каком контексте?

— Признание статуса нейтралитета международным сообществом есть стратегия нынешней власти Молдовы по приднестровскому урегулированию. Такое признание пока не произойдет, поскольку это лишает международных игроков гибкости в проведении своих стратегий по отношению к Молдове. Поэтому, все молдавские устремление по нейтралитету и мосту между Западом и Востоком будут проводиться лишь частично, в меру дозволенности со стороны внешних игроков. Эти ограничения не умаляют существование молдавского суверенитета, которому пока нет альтернативы. Молдова – маленькое государство и всегда должна осматриваться, учитывая интересы больших держав.

— Экс руководитель Управления Администрации Президента России, Главный редактор Информационного Агенства «Регнум», действительный государственный советник Российской Федерации первого класса Модест Колеров высказал такой прогноз: «Нынешнее поколение несоветских людей будет жить при крахе и гибели ряда постсоветских государств»! Вы можете прокомментировать это мнение для читателей?

— Прогнозы по исчезновению государств в нашем регионе имеют право на существование, принимая во внимание пульсирующий характер истории. Все же, такие процессы происходят в случае геополитических катаклизмов, которые мы пережили в 20 столетии. Пока такие сценарии нам не грозят, несмотря на напряженную ситуацию в регионе. И сама Молдова не заинтересована в таких сценариях.

 

Интервью вела

Ольга Березовская

Специально для

kommersantinfo.com

 

 

Метки:
Предыдущая статья

Смотри также: