Российские военные учения «Восток-2018»
.
![](https://kommersantinfo.com/wp-content/uploads/2018/09/Voennye-ucheniya.jpg)
С 11 по 15 сентября на Дальнем Востоке России пройдут крупнейшие со времен «Запада-1981» российские военные учения «Восток-2018».
По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, в ходе учений будут задействованы около 300 тысяч российских военнослужащих, более тысячи самолетов, Тихоокеанский и Северный флоты, все воздушно-десантные силы, в том числе, 30 самолетов и вертолетов, монгольские и китайские войска. Эти силы будут проводить учения в условиях, близких к реальным боевым действиям. Наблюдатели, естественно, сосредоточились на размерах и масштабах учений, а также на участии Китая, но есть и другие аспекты.
Очевидно, что учения имитируют крупномасштабную войну. Но поскольку Россия продолжает противостоять на Западе НАТО и Украине, «Восток-2018», скорее всего, подчеркнет и таким образом проверит стабильно развивающийся потенциал России по мобилизации всего резерва и многочисленных военных, находящихся в ее распоряжении, наряду с гражданской администрацией.
Кроме того, поскольку все учения неизменно проводятся параллельно или включают элементы ядерных учений, и в них участвуют два российских флота, способных применить ядерное оружие, данные учения являются еще одним примером отработки условий для ядерных операций.
В силу места проведения учений — в Азии, Россия может минимизировать необходимость оповещения западных наблюдателей о происходящем, поэтому есть все основания полагать, что Москва отрабатывает сценарий глобальной войны наряду с другими более мелкими сценариями, которые могут в него встраиваться.
Такой сценарий, вероятно, включает применение ядерного оружия и существенную гражданскую и военную мобилизацию. Использование воздушно-десантных войск также предполагает, что первоначальный период войны будет включать в себя воздушные вторжения.
Включение китайских сил означает больше, чем просто сигнал об отсутствии враждебных намерений [России к Китаю] или подозрений относительно китайских возможностей и целей, как это произошло на учениях «Восток-2010».
В сочетании с растущей идентичностью внешней политики обеих стран и приближением времени поставок Китаю российских истребителей Су-35, присутствие Китая на учениях подтверждает замечания российского аналитика Василия Кашина о том, что эти учения указывают на декларацию о российско-китайском военном альянсе.
Москва и ранее стремилась к такому союзу, и, чтобы соответствовать российско-китайским требованиям к формированию альянса, совсем не обязательно нужен официальный документ, подобный Вашингтонскому договору НАТО.
Эти вопросы включают в себя большинство оценок, высказанных западными наблюдателями по данному вопросу. Но есть два существенных вывода в связи с проведением учений «Восток-2018». Во-первых, в Азии стремление Японии к сближению с Россией, основанное на предположении, что в российско-китайских отношениях существует брешь, которую Япония может увеличить и использовать в своих интересах, в очередной раз было перечеркнуто. Несмотря на шесть лет усердного заигрывания с Россией, Токио по-прежнему нечем похвастаться. Более того, эти учения наглядно демонстрируют растущую близость между Москвой и Пекином. «Восток-2018» предполагает, что Токио должен переосмыслить ориентированную на Россию политику, которая, как представляется, все больше основывается на ожиданиях и иллюзиях. И за пределами Японии вся Азия (и, возможно, Австралия) должны учитывать этот вероятный [российско-китайский] альянс как фактор при оборонном планировании.
Второй существенный вывод, который можно сделать в связи с проведением учений «Восток-2018», напрашивается из того, что фактически уже происходит в Средиземном море у берегов Сирии. Россия развернула здесь группировку кораблей Северного и Черноморского флотов и средиземноморской эскадры. На вооружении флота стоят ракеты «Калибр», способные нести ядерные боеголовки.
Скорее всего, учения в средиземноморье являются частью «Востока-2018», потому что перебрасывать эти флоты на Дальний Восток совершенно нецелесообразно.
Для западных специалистов по оборонному планированию «Восток-2018» — это репетиция глобальной войны, являющаяся безошибочным примером раннего предупреждения и должная оцениваться в этом контексте. Учения продемонстрируют Москве степень ее возможностей для одновременной и быстрой мобилизации и переброски на большие расстояния крупных соединений Вооруженных сил, возможно даже — при участии Китая. В этом случае значение учений «Восток-2018» даже значительнее, чем ранее предполагали.
По материалам ИноСМИ
Публикации содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции
В России возникла идея построить всего в десяти километрах от границы с Финляндией «карельскую Кремниевую долину» — новый город высоких технологий под названием Алхо, на месте бывшей финской деревни в Лахденпохском районе.
Сообщение о масштабном проекте появилось на официальном сайте Министерства экономического развития и промышленности республики Карелия.
Этот вопрос изучала созданная министерством рабочая группа по содействию в привлечении инвестиций, а международный тендер по разработке проекта города должен будет провести Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт градостроительного проектирования.
Площадь Алхо, города-спутника Санкт-Петербурга, составит примерно 50 квадратных километров. Как сообщают СМИ, в городе будет проживать 25-50 тысяч человек.
По плану министерства, в Алхо будет университет и кампус, национальный парк древних культур, курорт, развлекательный парк и музей Ладожского озера.
Министерство также рассчитывает на то, что в Алхо появятся высокотехнологичные производства, агрокомплексы и фермы, аэропорт и вертодром, а также железнодорожные станции.
Карельская республика нуждается в собственной Кремниевой долине. Безработица в Карелии — выше средних показателей по России, наблюдается упадок промышленности и отток населения.
Туризм очень важен для Карелии, известной своими природными богатствами, и в последнее время поток туристов туда из других регионов России возрос.
Самые известные достопримечательности северо-западной части Ладоги — Валаамский монастырь и горный парк Рускеала рядом с городом Сортавала, они манят туристов со всей России.
Россия уже несколько лет продвигает идею присвоить пункту пропуска Париккала-Сювяоро международный статус и открыть его для передвижения. РФ отправляла Финляндии ноты по этому вопросу в 2015 и 2017 году. Пункт пропуска Париккала-Сювяоро представлен и в проекте города Алхо.
Пока границу в пункте Париккала-Сювяоро можно пересечь только в дневное время по специальному разрешению, которое выдают в основном грузоперевозчикам древесины. Остальным приходится пересекать границу в Иматре или Лаппеенранте или через пункты пропуска в Ниирале.
Идею сделать пункт пропуска открытым для международного движения поддерживает и группа из 20 финских предпринимателей, в число которых входит предприниматель отеля Пункахарью Сайми Хойер (Saimi Hoyer). Группа предпринимателей готова создать акционерное общество, которое занималось бы вопросами пропускного пункта, и вкладывать в него деньги.
За этой инициативой стоит желание увеличить поток российских туристов в Финляндию и облегчить финским предпринимателям ведение бизнеса с Россией в этом регионе.
Главы областей Южная Карелия и Южное Саво Матти Вииалайнен (Matti Viialainen) и Пентти Мякинен (Pentti Mäkinen) поддерживают идею присвоения пункту пропуска международного статуса. Согласно недавнему исследованию, это нововведение привлечет в Финляндию дополнительные инвестиции от туризма объемом в 42 миллиона евро.
Официальная реакция Финляндии довольно сурова: по мнению Министерства иностранных дел страны, существующих пунктов пропуска достаточно для нынешнего объема пересечений границы, и в сложившейся политической ситуации государство не готово к увеличению затрат на подобные цели.
ОТ РЕДАКЦИИ: аналогичный проект строительства с привлечением немалых инвестиций вполне возможно осуществить и в нашей республике.
Молодые отечественные архитекторы в свое время предложили построить на берегу Днестра, на месте нынешнего военного полигона в Бульбоках, новую столицу РМ. Судя по архитектурному – весьма креативному и талантливому – плану, они бы достойно справились с этой ответственной задачей. Республика Молдова получила бы новый городок науки и знаний, а вместе с ним — и туристический центр, обеспечив тем самым своим гражданам рабочие места и новые возможности. Собственно, идея по-прежнему актуальна.