Поиск..

Лента новостей Регион

Очередная не шахматная комбинация Игоря Додона

.

В нынешнем парламенте есть депутат, с которым меня вот уже более трех десятилетий связывают дружеские отношения. И есть еще один, с которым связывает недолгое совместное политическое прошлое. Последним я совсем не горжусь (политическим прошлым, не депутатом, человеческие отношения пытаюсь сохранить при любом раскладе), хотя и не стыжусь. Просто констатирую факт, было в моей жизни и такое.

В остальном нынешний молдавский парламент я считаю отвратительной и аморальной политической средой, от которой любой человек, стремящийся сохранить себя в рамках приличия, сочтет за благо держаться подальше. Поэтому, когда в этом выгребе 54 его обитателя подняли на щит имя Марианны Дурлештяну, я, признаться, немного удивился, узнав, что это произошло с ее согласия. Нет, лично с госпожой Дурлештяну я не знаком, ни разу нигде не пересекались. Но те крупицы информации о вехах ее весьма успешной карьеры, которые время от времени мне попадались, заставляли думать, что уж в подобного рода неприличную ситуацию – стать кандидатом в премьер-министры от обитателей безнравственной среды – она никак не попадет. Оказалось, думал неправильно.

Прочитал комментарии, где пишут, что у Марианны Дурлештяну очень хорошая репутация, что она высококлассный специалист и заслуживает того, чтобы стать премьер-министром Молдовы – но только не от нынешней парламентской якудзы Додона-Шора. Мол, связавшись с ней, Дурлештяну поставила крест на своей репутации и так далее. Ознакомился с ее бэкграундом – что называется, эффективный менеджер в чистом виде, хоть сейчас в музее под стекло выставляй. И что же, эффективный в данном случае служит синонимом небрезгливого? Неужели менеджер настолько заточена на конечный результат, что не боится испачкаться? Впрочем, это ее проблемы, еще о репутации госпожи Дурлештяну беспокоиться не хватало.

Но вот набрел в интернете на интервью Марианны Дурлештяну, которое она дала кишиневскому корреспонденту «Deutsche Welle»-«Немецкой волны» в октябре 2016 года, в разгар массовых протестов в центре молдавской столицы. Довольно занимательное интервью, чего в нем только нет: жесткая критика кишиневских правителей за то, что «молчаливо сносят вызывающие действия России» (привет московским лоббистам Игоря Додона) искреннее возмущение Плахотнюком, Шором и всеми чиновниками, которые потворствовали краже миллиарда, несогласие с механизмом перекладывания возврата долга за украденный миллиард на плечи народа, призыв к правительству инициировать новые переговоры с МВФ, дабы пересмотреть условия возврата.

Показательно, что в том же интервью госпожа Дурлештяну, к тому времени топ менеджер крупной румынской кампании, а, значит, уже и гражданка Румынии, позиционирует себя как представительница молдавской диаспоры. Да-да, той самой злополучной (с точки зрения Додона) диаспоры, которая через четыре года отнимет у Игоря Додона (по его мнению) должность главы государства и передаст ее Майе Санду. Словом, с таким бэкграундом Марианна Дурлештяну вполне вписывается в стандарты меритократии, проповедуемые новым президентом Майей Санду. Однако же двигает ее в премьеры не Санду, а Додон. Это можно было бы отнести к очередному «курьезу» молдавской политики, не будь у нас перед глазами четыре года президентства Игоря Николаевича со всеми его предшествующими «курьезами».

Я склонен считать, что Додон, предложив кандидатуру Дурлештяну, руководствовался совсем не желанием увидеть ее в должности главы молдавского правительства. Во всяком случае, не это желание было приоритетным. Поясню, что имею в виду. Если предположить, что Игорь Додон намерен и дальше оставаться на гребне молдавской политики, то его интерес в том, чтобы как можно скорее самому оказаться в парламенте. Всю свою политическую карьеру он занимал какую-то должность – министра, депутата, президента, это гарантировало непотопляемость, сохранение себя на поверхности. Без привязки к должности, с одной лишь приставкой «экс», любой молдавский политик очень скоро опускается в рейтингах, и Додон не может этого не знать. Поэтому, рассуждая объективно, его интерес в том, чтобы парламентские выборы состоялись как можно скорее, пока не произошло обрушение личного рейтинга. А удачное голосование за правительство во главе с Марианной Дурлештяну пошло бы вразрез с этим интересом. Это, повторюсь, в том случае, если Игорь Додон намерен остаться в молдавской политике, а не переключиться, например, на семейный бизнес в России.

Но я совсем не исключаю, что он движим другим интересом, сугубо психологического свойства, даже психоаналитического – любой ценой нагадить Майе Санду, которой он никак не может простить кровную обиду за то, что отобрала у него ключ от «президентуры». Последнюю ведь Эрдоган ремонтировал для него, а теперь там восседает она. Где справедливость? Вот и надо спутать Санду карты, втянуть ее в затяжную распрю с парламентским выгребом. И для этих целей кандидатура Дурлештяну оказалась весьма кстати. Он же у нас известный комбинатор, Додон, все еще председатель шахматной федерации, вот и задумал очередную комбинацию.

Чем закончится эта «курьезная» история, мы узнаем на днях из решения Конституционного суда. КС даст ответ на вопрос, кто в итоге победил в этой тяжбе – Майя Санду с кандидатурой Натальи Гаврилицэ или Игорь Додон (и немного Илан Шор) с кандидатурой Марианны Дурлештяну? Если последняя пролетит, вряд ли это сильно расстроит Игоря Николаевича. Все-таки, чего-то он добился. Во-первых, потрепал нервы Майе Григорьевне – пусть мелочь, а приятно. Во-вторых, продемонстрировал московским лоббистам, что «держит руку на пульсе» – обладает (на самом деле нет) активом, численностью в 54 депутата.

Может возникнуть вопрос: почему во всей этой додоновской «комбине» эффективный менеджер Марианна Дурлештяну согласилась, чтобы ее использовали в качестве разменной фигуры, уже даже неважно – пешки или ферзя? Вопрос не так чтобы сильно интересный. Получается, не такой уж она эффективный, раз согласилась. Эффективные – такого рода подставы просекают на раз-два и не ведутся на них. Так что, рано ей под стекло.

 

Виктор Жосу,

политолог, экс депутат Парламента РМ,

специально для kommersantinfo.com

 

 

Метки: