Поиск..

Перспектива Регион

Выборы в Молдове: кандидатский плейлист

.

Большинству кандидатов в президенты необходимо победить, чтобы избежать заката политической карьеры. Как далеко они готовы зайти?

У нынешней президентской гонки есть интересная и, в известной степени, ее определяющая особенность. Для подавляющего большинства кандидатов данные выборы окажутся рубежными. Многие это понимают, поэтому, еще до срока стали активничать и заниматься агитацией, что выдает тревогу политиков. История с президентскими выборами может очень плохо повлиять на их карьеру или даже «похоронить» партии, лидерами которых они являются.

А возникшее стремление свести электоральный процесс к междоусобной войне способно привести, в результате, к хаосу и неконтролируемому распаду страны.

Майя Санду

Начнем с правого фланга, где активность политиков несколько выше.

Как известно, Майя Санду первой объявила, что будет участвовать в президентских выборах. Это было сделано для того, чтобы упредить будущие дискуссии о едином «кандидате, который сможет победить Игоря Додона». На правом фланге активно обсуждается «гендерная» тема. Дескать, женщина-кандидат не сможет стать в Молдове президентом. Также муссируется история поражения Майи Санду в 2016 году. Утверждается, что если бы общим кандидатом стал Андрей Нэстасе, то Игорь Додон потерпел бы поражение.

Однако Майя Санду не принимает в расчет все эти рассуждения, а ее коллеги даже рассказывают басни о том, что женщины-лидеры лучше справляются с эпидемией, чем руководители-мужчины. Среди политиков правого фланга у Майи Санду, действительно, самый высокий уровень поддержки избирателей, что вытекает из множества опросов. Кроме того, ее слово было решающим при подписании вотума недоверия правительству Иона Кику. ППДП долго носилась с идеей голосования по отставке правительства, но дело сдвинулось с мертвой точки только после того, как в ПДС дали добро на явно проигрышный сценарий. Сделано, конечно, это было, чтобы избежать жесткой войны между правыми политиками во время президентской кампании.

Майя Санду рассчитывает вновь стать  общим кандидатом  правых сил во втором туре, а для этого нужно минимизировать раскол в стане прозападных партий и лидеров. Однако пытаясь, во что бы то ни стало, выйти в лидеры проевропейцев и унионистов, Майя Санду очень рискует своим будущим. Если ее планы сбудутся, все пойдет так, как оно видится сегодня, и лидер ПДС попадет во второй тур, то возникнет хорошо известная ситуация, описанная выражением «пан или пропал».

Если Майя Санду вновь получит поддержку правого фланга и проиграет, то от нее отвернутся все. Она станет политическим неудачником, который во второй раз привел к власти Игоря Додона, «человека Москвы». Ее обвинят во всех промахах партнеров, в том, что она, выскочив из ниоткуда, обрушила унионистское движение, и привела к краху проевропейские силы. Вернувшийся в политику Владимир Филат уже осторожно поднял эту тему.

По большому счету, если Майя Санду попадет во второй тур и проиграет, то она и сама должна подать в отставку. Что логично и продуктивно, с точки зрения развития проевропейских сил. Однако предвидя такие последствия, лидер ПДС  и ее окружение старательно продвигают тему фальсификации выборов социалистами. В случае поражения, именно таким будет ее объяснение. И Санду станет упорствовать в этом до последнего. Альтернатива – политическая смерть. Поэтому, ставки в игре Майи Санду очень высоки. И она никогда не смирится с законностью своего поражения. Завершится ли это молдавским майданом, зависит от многих факторов.

Андрей Нэстасе

Не в лучшей ситуации находится и лидер платформы «Достоинство и Правда» Андрей Нэстасе. Неудача его очень сильно беспокоит. Ему даже пришлось вновь запустить старую историю об отмене выборов генерального примара Кишинева в 2018 году, на которых он набрал большинство голосов. Нэстасе понимает, что былого не вернешь, но для него важно, что он смог победить кандидата-социалиста в столице. Перед президентскими выборами напомнить об этом  — не лишне. Также данные действия говорят о неуверенности Нэстасе. После тех выборов было поражение на новых, и оно направило вектор политической карьеры лидера ППДП по нисходящей. Не быть кандидатом на президентских выборах – плохое решение для руководителя парламентской партии. Зачем тогда вообще возглавлять политическую структуру?

Но если Нэстасе получит в первом туре плохой результат, а это очень вероятно, то ему лучше уйти в отставку с поста лидера партии, так как формирование в будущий парламент уже не попадет и станет маргинальным.

Октавиан Цыку

Единственным исключением среди кандидатов правых партий кажется Октавиан Цыку, представляющий ПНЕ. Он только начал политическую карьеру и, с большой надеждой, не так давно был избран руководителем формирования. На первый взгляд, цель его участия в президентской гонке – утверждение в политике. Но дело в том, что унионистские партии в последнее время преследуют неудачи. Борцов за объединение с Румынией в Молдове много, однако силы раздроблены, каждый тянет одеяло на себя, хочет быть главным «лицом» Румынии в Молдове. Возможно, в другой ситуации участие  Октавиана Цыку служило бы росту авторитета и закреплению в политике, но обстоятельства начертали на политике знак «последней надежды». Если выступление лидера ПНЕ будет слабым (а, скорее всего, он не сможет показать выдающийся результат), то Цыку займет место рядом с другими унионистами-неудачниками — Шалару, Павличенко, Киртоакэ.

Левый фланг

На выборах партии левого фланга будут представлены тремя главными претендентами: Игорем Додоном (независимый кандидат), Ренато Усатый («Наша партия») и Виолетта Иванова (партия «Шор»).

Предполагалось, что ПКРМ также выдвинет своего кандидата, и многие были почти уверены, что им станет Владимир Воронин, так как он давал понять, что подобное не исключено. Однако в конечном итоге молдавские коммунисты отказались выдвигать своего представителя. И вместе с Гражданским конгрессом коммунисты будут призывать избирателей не участвовать в президентских выборах, так как последние, по их мнению, «незаконны». Если называть вещи своими именами, такая политика  имеет целью посеять смятение и неопределенность среди избирателей левого толка и не допустить избрания на второй срок Игоря Додона — заклятого врага ПКРМ и ГК.

Ренато Усатый

Лидер «Нашей партии» Ренато Усатый — один из первых, официально зарегистрированных ЦИК, кандидатов.

После того, как Усатый стал фигурантом уголовного дела об отмывании миллиардов из России, на его имя выдан ордер на заочный арест, а теперь он объявлен в международный розыск, политик оказался в сложной ситуации. Он должен хорошо продумать стратегию своих действий. Война с РФ и ее спецслужбами может серьезно сказаться на его карьере. Не исключено, что участие в выборах президента, мэр Бельц захочет использовать для того, чтобы поквитаться с Игорем Додоном, навредить ему или выторговать какие-то решения для себя.

По существу, Ренато Усатый оказался в обстоятельствах, когда очень легко совершить ошибку и оказаться проигравшим. Уголовные дела в России и преследование – это очень серьезная угроза для политика и его карьеры. И можно сказать, что для Ренато Усатого участие в президентской гонке — бой за политическое будущее. Так что, его безоговорочно следует отнести к числу остальных партийных лидеров, для которых участие в выборах главы государства равносильно борьбе с политической смертью.

Виолетта Иванова

Можно не сомневаться, что присутствие в числе кандидатов Виолетты Ивановой является техническим. С одной стороны, это послужит популяризации партии «Шор», а с другой,  ее задача — оттянуть голоса у Игоря Додона. Может ли такое формальное участие послужить развитию политической карьеры Виолетты Ивановой? Увы, ее миграционный путь от партии к партии уже сам по себе является бегством от лузерства и попыткой хоть как-то закрепиться в политике, с выгодой для себя. Именно этим и определяется ее согласие выдвинуться от партии «Шор». Однако отвратить неизбежное невозможно. Отсутствие политической перспективы – это то, с чем Виолетта Иванова вошла в президентскую гонку, и то, с чем она выйдет из нее.

Игорь Додон

Несмотря на то, что Игорь Додон сегодня является фаворитом социологических опросов, его путь к новому сроку выглядит весьма непростым и не столь однозначным. Вне всякого сомнения, нынешний президент станет главной мишенью для оппонентов справа и слева. Против него воевать будут все, за исключением, вероятно, представителя ДПМ — партии, связанной с социалистами коалиционным соглашением. И мы уже наблюдали: сразу после того, как Додон объявил об участии в выборах, на него была совершена атака. Часть депутатов первого молдавского парламента выступила с обращением, предлагая запретить через КС участие в выборах нынешнего главы государства. Также бывшие парламентарии предложили  возбудить против него уголовные дела, в том числе, по таким тяжким преступлениям как узурпация власти и измена родине. Этот факт показывает, что беглые олигархи и их партии в Молдове предпримут неимоверные усилия, чтобы уничтожить репутацию Додона. Противовесом, вероятно, будет служить заметная поддержка Москвы.

Если социологические прогнозы сбудутся, и Игорь Додон с Майей Санду пройдут во второй тур, то партии левого фланга, скорее всего, не поддержат ни одного, ни другого кандидата. В любом случае, большинство политических сил не заинтересовано в укреплении позиций социалистов и избрании Игоря Додона на второй срок. Поэтому, нынешнему президенту придется преодолевать очень сильное сопротивление. И это сопротивление будет, несомненно, подпитываться извне. Прежде всего, через Румынию.

Додону будут создаваться непреодолимые препятствия, а на случай его победы, разрабатываются сценарии непризнания выборов. Например, через Конституционный суд, находящийся под влиянием правых сил, о чем говорит история с российским кредитом.

Если Додон  проиграет выборы законно или в результате сценария, по типу майдана, это может закончиться обрушением его политической карьеры и падением позиций ПСРМ в будущем. Вместе с тем, у Игоря Додона есть одно важное преимущество перед остальными – четыре года назад он был избран президентом Молдовы. А на случай поражения у него есть план «Б», который  уже озвучен экспертным сообществом.

«Политические рудименты»

Часть кандидатов, которые зарегистрировались и начали сбор подписей в свою поддержку, можно смело отнести к категории «политических рудиментов». Их участие в гонке определяется разными причинами, но вряд ли у кого-то есть серьезные основания говорить о «сюрпризах», победе на выборах некой «темной лошадки». Увы, «кандидатство» таких политиков, как Дорин Киртоакэ, Тудор Делиу или Александр Калинин — чисто номинально, и мы, почти гарантированно, получим исчерпывающее доказательство того, что данные люди выбрали для себя не ту стезю.

Президентские выборы могут отменить?

Что интересно, и сами нынешние президентские выборы в Молдове несут на себе печать некой обреченности. Во-первых, в публичном пространстве уже обсуждается тема возможной их отмены из-за пандемии. Мы видим, что некоторые европейские страны недавно объявили о «второй волне», а число заразившихся в Молдове никак не идет на спад. Недавно Игорь Додон заявил, что у властей нет плана отменить выборы. Но такое может произойти, если эпидемическая ситуация станет еще хуже, и возникнет угроза массового заражения избирателей. Как известно, отмена выборов возможна, в случае введения  стране чрезвычайного положения, и такое решение должен принять парламент. Пока нет признаков того, что «сценарий отмены» запущен, но его нужно держать в уме.

Призыв не участвовать в выборах

Во-вторых, некоторые партии, как мы уже говорили, будут призывать избирателей не участвовать в выборах, так как они «незаконны». По мнению таких партий (Гражданский конгресс) и аналитиков, Конституционный суд 4 марта 2016  года вышел за пределы своей компетенции, когда отменил выборы президента в парламенте. Более того, КС самостоятельно ввел несуществующую до 2000 года норму, объявив, что на пост президента Молдовы могут баллотироваться лишь кандидаты, которым исполнилось 40 лет.

С одной стороны, это решение Конституционного суда является дискуссионным, с другой — существует 140 статья Основного закона, где сказано (пункт 1), что «законы и другие нормативные акты либо их части утрачивают силу, с момента принятия Конституционным судом соответствующего решения». А в пункте 2 говорится, что «решения Конституционного суда окончательны и обжалованию не подлежат».

Несомненно, что молдавский парламент должен был вернуться весной 2016 года к обсуждению данного вердикта КС и внести поправки в Основной закон или подтвердить ранее действовавшие нормы. Но ни в тот момент, ни сегодня молдавский парламент не в состоянии прийти к единству для внесения изменений в Конституцию по любому вопросу, включая и данную проблему.

Учитывая, что граждане высказываются за всенародные выборы президента (напомним, что был и консультативный референдум на эту тему), а также то, что политический процесс  не может быть остановлен, большинство молдавских политиков и внешние игроки признают легитимность общенародных президентских выборов, как предыдущих, 2016 года, так и нынешних.

Однако партии, не участвующие в выборах, а также те, чьи представители не пройдут во второй тур (особенно на левом фланге), будут агитировать избирателей не выходить на голосование. Это может привести к тому, что число участников выборов будет меньшим, чем в 2016 году.

Недоверие и низкая явка

В-третьих, призывы не участвовать в выборах будут накладываться на  весьма значительную тенденцию недоверия избирателей ко всем молдавским политикам. Разочарование политическими  процессами в обществе велико. Предвыборные обещания не выполняются, за частью политиков тянется криминальный шлейф, в жизни общества и в экономике не наблюдается позитивных изменений, Молдова по-прежнему зависит от зарубежной помощи, что убивает веру в местных лидеров.

В такой ситуации, около 50% избирателей не хотят участвовать в выборах. А, как известно, чем меньше граждан приходят к урнам для голосования, тем ниже легитимность электорального процесса. И существуют опасения, что низкая явка может быть использована в будущем для непризнания итогов выборов.

Сценарий коллективного самоубийства?

И здесь мы подходим к четвертому важному фактору, который делает нынешние выборы какими-то обреченными. Ряд политиков проевропейской направленности уже сейчас заявляет об их фальсификации, а многие аналитики утверждают, что в Молдове готовится свой «майдан», здесь будет использован тот или иной вариант непризнания итогов голосования, в случае победы Игоря Додона. Более всего такое развитие событий отвечает задачам беглых молдавских олигархов, у которых существуют серьезные мотивы и финансовые  ресурсы для того, чтобы ввергнуть Молдову в полный хаос. И сделать это в нашей стране намного проще, чем в той же Белоруссии, так как соседние Румыния и Украина могут сыграть определенную роль в реализации данного сценария.

Если нечто подобное случится, то события могут стать чем-то вроде коллективного самоубийства для всего политического класса Молдовы, поскольку выход из хаоса — либо окончательный развал страны, либо чрезвычайный сценарий, с элементами диктатуры. Второе — менее вероятно по ряду причин.

Новая смута или сохранение страны?

Таким образом, перед молдавским избирателем, на самом деле, сейчас стоит  дилемма: «Сохранить страну или окунуться в новую смуту, с последующей ликвидацией государства?».

Впрочем, этот вопрос является актуальным с того самого момента, когда была принята содержащая двусмысленности Декларация о независимости РМ.

С учетом описанной перспективы, лучшим решением, как для молдавских политиков, так и для граждан, будет проведение качественных, честных и справедливых выборов с позитивной повесткой дня, когда вся энергия общества направлена на созидание, а не геополитические или междоусобные войны

Метки:

Смотри также: