Поиск..

Регион

О пользе толчёных лягушек

.

Достаточно проехать по центральным улицам столицы или войти в один из продовольственных магазинов, чтобы убедиться: море людей и машин. Припарковаться негде, в маркетах – толпы покупателей, напрочь забывших о безопасном расстоянии, масках и перчатках. Возможно, эта картина – часть плана правительства по выходу из карантинных мер. Но не исключено и творческое участие в этом плане самих граждан. Ведь историческая память, доставшаяся нам от предков, хранится, как и вирусы, в РНК человека. Подтверждающие «преемственность» факты нашел в летописях и предоставил нам доктор истории  Руслан Шевченко.

— Медицина никогда не была наукой, пользующейся особым интересом и пониманием у наших сограждан. Даже, несмотря на то, что в условиях довольно теплого и влажного климата эпидемии, уносившие жизни тысяч людей, были в Молдове достаточно частым явлением. Вплоть до начала 15 века жителей лечили парикмахеры, бабки-знахарки, ведуньи и даже отпевальщицы – чем-то вроде сиропа из толченых лягушек. Лишь в правление Александру чел Бун, в 1431 году, в Славянской школе в Сучаве, созданной этим господарем, был упомянут первый настоящий доктор, со степенью бакалавра. Это был некий Герман.

​Впервые в истории Молдовы довольно большое значение лечению населения стал уделять Штефан чел Маре. При нем в его господарских дворцах в Хырлэу и Васлуе появились бани, а в Сучаве – и водопровод. В особенности, он стимулировал повышение качества лечения бедноты. И до Штефана некоторые церкви располагали, помимо довольно крупных земельных участков, «больницами» — помещениями для оказания медицинской помощи жителям. Но при нем это дело было поставлено «на поток», многие открытые тогда церкви и монастыри в обязательном порядке имели на своей территории такую «больницу».

Штефан также приглашал из-за границы медиков, лечивших многочисленные раны и подагру, которой страдал и он сам. Наконец,  в 1480 году Штефан чел Маре создал «Корпорацию бедных» — приют для стариков, где началось оказание регулярной медицинской помощи. В 1562 году господарь Молдовы Деспот-водэ основал Котнарскую коллегию, где обучали медицинским познаниям.

​Тем не менее, в 15-16 веках медпомощь чаще всего оказывали люди, которых уже тогда называли врачами, хотя слово это в то время имело другое значение. Они не имели медицинского образования, но располагали определенными познаниями в оказании помощи больным. Основное лечение осуществлялось при помощи различных лечебных трав. Врачеватели сами собирали их в полях или покупали у специальных сборщиков растений, а также — купцов, «специализировавшихся» на продаже этого товара. Торговля травами шла в «магазинах» наряду с продовольствием. Хорошо знали тогда и ядовитые травы, которые использовались преступниками в криминальных целях.

​В «Уложении» Василе Лупу (1646 г.) медицинская наука в Молдове сделала шаг вперед. В труде немало места уделялось разным формам медицинских исследований при отравлениях, ранениях, нарушениях слуха и речи и других недугах. В соответствии с этим документом, медиков впервые стали разделять по их уровню профессиональной компетенции – на «достойных», «хороших», «менее хороших» и «плохих», и рекомендовалось считаться с их предписаниями больше, чем с советами знахарок и парикмахеров. Тогда же, в 17 веке, появились и союзы парикмахеров, к числу которых, кстати, относили и хирургов.

​Но этого было катастрофически мало для борьбы с эпидемиями.  Так как здравоохранение не относилось к числу государственных приоритетов, на протяжении веков эпидемии были постоянными гостями Молдовы. Одна лишь чума посещала страну в 1476, 1512, 1552, 1574-1577 (последняя — в результате боевых действий), 1586-1588 и 1603 годах. А в 1641, 1646, 1652, 1661-м чума пришла в Молдову в условиях сильных засух и острой нехватки продовольствия. Затем эта страшная болезнь стала гостьей в нашей стране в 1674-1676 годах, когда, в ходе войны между Польшей и Турцией, распространились различные эпидемии, и трупы погибших от чумы лежали на улицах Ясс прямо посреди городского мусора. Заболевших уносили в близлежащие леса, где им делали небольшое укрытие, оставляли запасы продуктов и воды и уходили. Редко, кто из них выживал.

Регулярно чума навещала Молдову и в 18 веке: 1717-1720, 1729-1730. В ходе эпидемии 1737-1739 годов некоторые селения вымерли полностью. В периоды 1758-1761 и, особенно, 1768-1831 годов, чума приходила в разные регионы края чуть ли не ежегодно и вела к огромным человеческим потерям. Так, от эпидемии чумы 1777-1778 годов погибло более половины жителей Бэлць и прилегающих селений. Спасаясь от страшной инфекции, люди бежали из городов в села, а в запрутской Молдове — и в горы. От нее не знали никаких лекарств, кроме растения, которое называли  венецианским терьяком, но и оно давало лишь относительный эффект.

​Периодически, помимо чумы, были заболевания холерой, оспой, дифтерией, дизентерией и множеством других инфекций. Лишь в ходе войны 1806-1812 годов в крае появилась относительно налаженная санитарная служба. А в 1813 -м была создана Медицинская управа, руководившая деятельностью всех медиков. К середине 19 века ей подчинялось более 20 городских и уездных специалистов. Тем не менее, в первой половине 19 века в Восточной Молдове, названной Бессарабией, существовала только одна больница, в Кишиневе, и несколько медицинских «центров» в Хотине, Бендерах и Аккермане. В каждом из них было по одному врачу, сестре, ухаживающей за больными, и по четыре фельдшера. В условиях крайней недостаточности медицинских кадров население продолжало по традиции обращаться к знахаркам и парикмахерам, поэтому, эпидемии не прекращались. С 1830 по 1832 год в Молдове случилась холера. Помещения окуривали серой, вводили и карантин, но тогда это мало помогало. Затем такие же вспышки случились в 1836, 1848, 1855, 1866, 1872 годах.

Уже в начале 20 века в Молдове началась эпидемия туберкулеза, заражались целыми семьями, но никакого лекарства против этой болезни вообще не существовало. В годы войны и сразу после нее, отмеченные, как и в прошлом, голодом и засухой,  в условиях полнейшей антисанитарии по Молдове вновь прошли эпидемии тифа, оспы, туберкулеза, дифтерии, скарлатины и других болезней. Эпидемия трахомы была с трудом остановлена студентами только открывшегося тогда Кишиневского мединститута. В 1950-е в Молдове случилась эпидемия полиомиелита, от которого погибли до 10% больных, но вовремя изобретенная вакцина остановила его распространение.

​В дальнейшем, в 60-80 годы, в стране изредка случались вспышки холеры и оспы, и всегда довольно высоким оставалось число заболевших туберкулезом. А по количеству «носителей» сифилиса и гонореи, Молдова в советские десятилетия, особенно в 1970-1980-е годы, стабильно оставалась лидером или «в тройке» лидеров среди республик СССР. Остановить эти инфекционные заболевания не смогли в Молдове даже тогда.

Как видим, у Молдовы богатейший опыт самых различных эпидемий. Наши сограждане настолько «сжились» с ними, что часто не обращаются к врачам даже при явных симптомах, что влечет за собой тяжелые последствия. Да и вообще публика не привыкла к каким-либо ограничениям. Это явление мы наблюдаем и теперь, в дни эпидемии коронавируса, когда множество жителей страны, игнорируя здравый смысл, проводит пикники, сабантуи и прочие праздники, массово участвует в разных религиозных церемониях.  Некоторые, вопреки всякой логике, убегают из больниц, зная о своем диагнозе, и понимая, что неизбежно заразят множество людей.

Причина тому — практически полное отсутствие медицинской пропаганды, разъяснительной работы с населением, наплевательское отношение властей к здравоохранению, в результате чего оказались закрыты сотни больниц, поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов и других жизненно важных учреждений. Только кардинальное изменение отношения государства к медицине, настойчивая и последовательная популяризация здорового образа жизни, а также серьезные профилактические меры по предотвращению возможных эпидемий помогут нам не вернуться в 13 век.

 

Специально для

kommersantinfo. com

 

 

Метки:

Смотри также:

Связанные истории