Поиск..

Лента новостей Регион

Андрей Сафонов: «Главная задача года – закрепить мир на Днестре».

.

События 2022 года несколько раз провоцировали обострение молдо-приднестровского конфликта. Как могут складываться отношения между сторонами в наступившем 2023 году, прогнозирует депутат Верховного Совета Приднестровья, политолог Андрей Сафонов.

Возможно, Молдова, будет покупать электроэнергию у Приднестровья, но вряд ли – газ у России

Если стараться не гадать на кофейной гуще, а твёрдо стоять на почве реализма, то можно с уверенностью прогнозировать: отношения Кишинёва и Тирасполя не будут тёплыми, хотя могут стать экономически более выгодными из-за обоюдных нужд. Причины известны. Молдова нуждается в дешёвом газе и электроэнергии, Приднестровье – в деньгах для своего бюджета от продажи электроэнергии с Молдавской ГРЭС, экспорта продукции с Молдавского металлургического завода и от продукции лёгкой промышленности. Но газ Запад вряд ли разрешит Молдове покупать у России, а вот электроэнергия из Румынии или через неё станет для Кишинёва неподъёмной. Если же отношения России с самим Западом – и, прежде всего, с англосаксами, поляками и румынами – станут на самую грань войны, тогда от Молдовы потребуют полностью прекратить всякие торговые, культурные и иные отношения с Россией, а заодно заблокировать Приднестровье со стороны своей границы. Тогда Приднестровье рискует остаться без доходов или с минимальными доходами, а Молдова может автоматически втянуться в вооружённый конфликт с РФ.

В чём уязвимость нынешних властей РМ

— Очевидно, что Молдова сама не хочет ни воевать, ни становиться в любой форме ареной противостояния между россиянами и западниками. У страны нет потенциала для битвы, а также для экономической борьбы, ибо за энергоносители по евроценам платить нечем сейчас, и потом не будет. Вопрос в том, что действующее руководство, в отличие от прежних властей РМ, более подконтрольно Западу, прежде всего, США, а также Румынии. Если даже администрация Мирчи Снегура, которая повела боевые действия против Приднестровья, могла лавировать между Бухарестом, Москвой и западниками, подписав мирные соглашения 1992 года, а после ни разу не старалась повторить военное нападение на Приднестровье, то у команды «хороших людей», пришедшей к власти в 2020-2021 годах, такого пространства для манёвра нет.

Нынешние власти в РМ – это, прежде всего, выходцы из НПО, которые, как я уже не раз отмечал, не обладают самостоятельными деньгами, значимыми биографиями, политическим багажом, личным весом. У Снегура, Лучинского, Воронина, Филата и Плахотнюка – хотя это были совершенно разные люди – свой вес, тоже разный, но был. У нынешних – такого веса нет.

Кроме того, они очень заидеологизированы. У некоторых, что называется, промыты мозги за 20 и больше лет НПО-шной деятельности. Что ещё хуже, практически ни у кого из них нет опыта реального руководства ни отраслями экономики или социальной сферы, ни сколько-нибудь серьёзными трудовыми коллективами. Часть из них – это классические прозападные «менагеры», которые, по соответствующим схемам, ни одной «специальности» толком не знают, но которых бросают то туда, то сюда, в страхе перед настоящими профессионалами.

На их любимом Западе именно так: гинекологиня рулит Еврокомиссией, продавец каминов недавно был министром обороны Великобритании, немецкая домохозяйка изображает из себя босса военного ведомства и тому подобное. Такими Западу легче манипулировать и их использовать. В 2023 году западники продолжат это делать, что внушает дополнительные опасения за стабильность в нашем регионе.

Главная задача 2023 года для Кишинёва и Тирасполя – закрепить мир на Днестре

— Исходя из вышесказанного, правомерны два вывода.

Первый. Руководителям Молдовы, несмотря на всё это, потребуется проявить стойкость в том, чтобы не поддаться на самые жёсткие и кровожадные сценарии, которые могут подбрасываться Кишинёву со стороны «доброхотов», желающих втянуть Молдову в войну против России и Приднестровья.

Второй. Приднестровцам в свою очередь потребуется направить основные усилия на закрепление мира на Днестре, а также на обеспечение работы экономики, что диктует необходимость поиска такого понимания с Молдовой, которое позволит обоим берегам остаться в стороне от бушующих вокруг катаклизмов, но, в то же время, не жертвовать принципиальными позициями.

Да, не всё зависит от приднестровцев, но они всегда исходили из необходимости не поддаться  на провокации, имеющие целью разжечь войну с Молдовой. Практически всегда и власти Молдовы проявляли ответственность, понимая, что в пламени противостояния сгорят все.

Но сегодня, как мы говорили, руководители РМ более подконтрольны западникам и румынам, чем раньше. Можно предсказать, что приднестровская дипломатия усилит работу по обходу «ям» и «ловушек», чреватых превращением бывшей Молдавской ССР в поле боя.

У Молдовы и Приднестровья останутся разные внешние ориентиры, а Москва не бросит Тирасполь

— В 2023 году продолжатся разногласия между Кишинёвом и Тирасполем во внешнеполитическом ориентировании.

Нынешнее руководство Молдовы встроено в стратегию полного отрыва бывших советских республик от России, а Приднестровье не собирается брать курс на «европейскую интеграцию», потому что это означало бы его уничтожение или, в более мягком варианте, растворение. То есть, проще говоря, политическое урегулирование на таком фоне достигнуто быть не может: ведь Кишинёв не только не хочет признать право Приднестровья на независимость, но даже и о федеративном и конфедеративном устройстве бывшей МССР говорить не намерен.

Руководство Молдовы рассчитывает на то, что западники «дожмут» Москву, и та «бросит» Приднестровье. Этот тезис уже не первый раз вбрасывается в медийное пространство, но ни разу не сработал. Не сработает и сейчас. Россия приднестровцев не оставит.

Этот год будет столь же тревожен, как и предыдущий

— Также Кишинёв попробует раскачать Приднестровье изнутри, полагая, будто здесь начнутся – возможно, в случае полномасштабной экономической блокады – выступления населения, под общим лозунгом: из независимости ничего не вышло, Россия защитить приднестровцев не может, поэтому, давайте пойдём в Молдову – под «крышу» Запада и Румынии.

Это – отвлечённая и нежизнеспособная схема, которая натолкнётся на здравый смысл даже встревоженных неопределённостью приднестровцев. Никто не согласен стать человеком второго сорта и учить в школах бред про российскую и советскую «оккупации» Молдавии, а также лишиться права праздновать победу под Сталинградом – в Молдове-то участников такого празднования проверяют на «идеологическую диверсию». Поэтому, продолжится противоборство между Кишинёвом и Тирасполем не только в сфере политики и дипломатии, но и в области идеологии. И тут почвы для компромисса пока не видно.

Короче говоря, многое будет и впрямь зависеть от исхода противоборства между Россией и Западом. Но это не отменяет обязанности Кишинева и Тирасполя избежать войны на Днестре и найти согласие в сфере экономики для совместного зарабатывания денег.

 

Специально для kommersantinfo.com

г.Тирасполь

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья

Смотри также: