От войны – к миру
.
50 лет назад, в 1973 году, Египет и Сирия начали военные действия против Израиля. Война Судного дня, захватившая врасплох руководство Израиля, стала четвертой арабо-израильской войной. Она унесла жизни 2565 израильтян, тысячи были ранены или получили посттравматический синдром.
Шестидневная война 1967 года, с молниеносным разгромом арабских армий, создала у израильтян ощущение всемогущества. Судный день 1973 года, когда египтяне форсировали Суэцкий канал, а сирийцы оказались на пути к Иордану, вернул Израиль с небес на землю. Почти у каждого жителя страны среди убитых и раненых были родственники или знакомые. Арабская кинохроника демонстрировала невиданное – колонны израильских пленных.
Ценой значительных потерь и благодаря героизму солдат, командованию ЦАХАЛа удалось нанести противникам поражение. Боевые действия закончились, когда израильские танки стояли в 100 километрах от Каира и 40 километрах от Дамаска. Но, несмотря на одержанную победу, война вызвала кризис доверия как к военному командованию, так и к политическому руководству.
Назначенная для расследования просчетов, комиссия Аграната не имела полномочий заниматься политиками, во всем обвинив генералов. Однако общественное мнение возложило ответственность на премьер-министра Голду Меир и министра обороны Моше Даяна. Одним из итогов этого стал приход к власти «Ликуда», во главе с Менахемом Бегином.
В арабском мире итоги «Октябрьской войны» были восприняты как победа. Их воины кровью смыли позор 1967 года, застав противника врасплох и успешно форсировав Суэцкий канал.
6 октября, дата начала войны, отмечается в Египте как день победы. Однако именно исход Войны Судного дня убедил египетского президента Анвара Садата в необходимости мира с Израилем.
Президент Израиля Ицхак Герцог обратился к соотечественникам со словами, посвященными Войне Судного дня и урокам, которые израильтяне должны из нее извлечь.
«Война Судного дня – «тяжелая днями и тяжелая кровью» – оставила нам ряд важных уроков, о которых мы не можем не вспоминать и не напоминать снова и снова. Во-первых, мы не должны ошибаться в своей концепции – всегда быть готовыми к войне и не упускать ни одной возможности для мира», – отметил Герцог.
Президент предупредил, что никогда нельзя расслабляться. «Война хорошо научила нас, насколько опасны недооценка наших врагов, чувство эйфории и самоуспокоенности, — подчеркнул он. — Война научила нас тому, что мы обязаны всегда задавать вопросы, бросать вызов условностям, бросать вызов старым концепциям, с помощью оригинальных предположений и, конечно же, быть бдительными и готовыми к любому сценарию в любое время».
Во-вторых, по словам президента, есть и политические уроки Войны Судного дня. «Думается, нет нужды много говорить о решающем значении признаков войны, но и знаки мира игнорировать нельзя, – продолжил он. – К сожалению, так же, как признаки войны не получили того внимания, которого они заслуживали пятьдесят лет назад, так и рука президента Египта Анвара Садата, протянутая им в годы, предшествующие войне, также была проигнорирована.
Политические и региональные изменения, вызванные мирным соглашением с Египтом всего через несколько лет после войны, несомненно, являются одним из её уроков».
Президент напомнил о еще одном важном уроке, который актуален и в наши дни – насколько важны национальная сплоченность и устойчивость. «Мы все обязаны бороться против поляризации и разделения в израильском обществе, – резюмировал президент. – Нам необходимо объединять, соединять, налаживать связи, укреплять взаимные гарантии и не допускать раскола».