Поиск..

Новости Регион

«Лекала» Галины Андрейчук

.

100-летию со Дня рождения директора фабрики «Ионел» посвящается!

С этим серо-голубым зданием, занимающим целый квартал в самом центре столицы, связаны воспоминания не только кишинёвцев, но и многочисленных гостей нашего города. Каждый день мимо него пробегают на вокзал и рынок тысячи людей, а потом разъезжаются в автобусах и маршрутках по всей республике и за ее пределы, частенько забежав купить в магазине на первом этаже учебную форму детям-школьникам. Но, в общем-то, не особо и задумываются о предназначении этого сооружения с колоннами, и, тем более, ничего не знают о его истории. А принадлежит оно крупнейшей швейной фабрике, брэнд которой – «Ионел»- не только хорошо всем знаком, но и очень популярен. Предприятие открылось сразу после войны, в октябре 1945 года. Называлось оно поначалу совсем незамысловато — «Швейная фабрика № 1». Скорее, это была даже не фабрика, а цех, поскольку персонал ее насчитывал всего 50 человек и 15 швейных машинок. Шили ватные телогрейки – «последний писк моды» того времени, когда Молдова только приступила к восстановлению народного хозяйства, до основания разрушенного Великой Отечественной. Но уже к концу первой десятилетки, в 1954 году, было выстроено здание, в котором фабрика располагается по сей день. В шестидесятых годах прошлого столетия ей (к тому времени, имени «23 съезда КПСС») было присвоено звание «Предприятие высокой культуры» — за продукцию высокого качества. К семидесятым она пополнилась новыми сотрудниками, и в разросшемся объединении трудились уже почти четыре тысячи человек. За 25 лет практически ушли в прошлое серо-синие ватники, и наступила эра «высокой моды». Для скептиков, не ассоциирующих молдавские товары с уникальностью — еще в далеком 1987 году фабрика начала сотрудничать с итальянской фирмой «Le Belle Moda», и великолепная одежда полетела за границу: шикарные платья и пальто, мужские костюмы, плащи и куртки, детские вещи, головные уборы. Молдова заявила о себе. В 1993 году фабрику преобразовали в акционерное общество «Ионел», в 1998 — началась ее реструктуризация, а с 1999 года она полностью приватизирована — со значительной долей собственности коллектива (77,64 %). Сегодня «Ионел» активно сотрудничает с США, Канадой, Италией и Германией. И пока мы мчимся на распродажи в Милан, Париж, Вену, Франкфурт, около 80 % своей продукции молдавское объединение экспортирует в те самые Италию, Францию и Германию. А стратегическую линию форменной одежды покупают у «Ионела» молдавская армия, МВД, лесничество и национальная футбольная команда.

Фабрика – категория неодушевленная, за ней стоят совершенно определенные люди, которые строили ее, осуществляли прорыв, наращивали мощности, модернизировали.

Через десять лет после войны директором предприятия становится Галина Тимофеевна Андрейчук. Фабрика тогда располагалась в одном здании, и Андрейчук, при поддержке коллег-единомышленников и руководства республики, задумала воплотить в жизнь грандиозный производственный и социальный проект.

В коллективе новый директор на первом же совещании спросила без обиняков:

У меня к вам, товарищи специалисты, один вопрос. Почему фабрика работает не в полную силу?

За столом воцарилась тишина, один за другим производственники поднимали головы, глядя на директора с удивлением и даже укором. Но Галина Тимофеевна взгляда не отвела.

Что же тут неясного? Оборудование устарело, нужна реконструкция! Да и мало машин, — бросил кто-то категоричную, обкатанную временем фразу. И тут же все оживленно заговорили, будто каждый из участников совещания, ещё минуту назад пребывавший в растерянности, получил спасательный круг.

Реконструкция фабрике нужна, и мы проведем ее, но отныне будем руководствоваться еще одним правилом,— произнесла директор. — И моральное, и физическое состояние оборудования зависит от нашей с вами работоспособности. Давайте определимся, что мы можем сделать. Я рассчитываю на вас.

Так для Галины Андрейчук начался ее директорский путь, длиною почти в тридцать лет. После знакомства с обстановкой, руководитель фабрики до глубокой ночи засиживалась в своем кабинете. Но дело было, конечно, не только в технических преобразованиях. Уже в первые дни ее деятельности, множество людей приходило на прием с одними и теми же вопросами: нет жилья, мест в садиках, плохо с соцкультбытом и отдыхом. Как-то одна из женщин, не поверив успокаивающим словам директора, воскликнула:

Хорошо вам обещать! У вас — квартира с удобствами. Пожили бы в наших условиях!

Галина сдержалась, понимая: наступило иное время, когда ориентироваться нужно не на трудное прошлое, а на требования сегодняшнего дня. И если исходить из них, то и эта женщина, и еще тысячи работников фабрики правы: им нужно благоустроенное жилье, места в яслях, детских садах и школах, причем, недалеко от дома, чтобы и детей успевали отвести, и на работу не опоздывали.

И Галине Тимофеевне все это удалось: построить за годы директорства новые корпуса предприятия и оснастить их современным оборудованием, открыть ведомственную больницу и профилакторий санаторного типа, микросанаторий в Трускавце на 10 мест, пансионат на Черном море, дом отдыха на Днестре, семь детских садов и, конечно, жильё. Все это — для работников фабрики и вместе с ними – своими руками. Были открыты спортивные секции – баскетбола, легкой атлетики, настольного тенниса и шахмат. Даже зимний сад на фабрике соорудили – для релаксации и хорошего настроения. Недавно, листая пожелтевшую от времени подшивку родной «Вечерки», в которой я проработал 25 лет, случайно наткнулся на одно из выступлений Галины Андрейчук от 1977 года. «О развитии нашего производства можно сказать многое. Приведу только три цифры. Если в 1947-м, на третьем году своего существования, фабрика произвела продукции на 500 тысяч рублей, в 1960 году — на 24 миллиона, то в нынешнем, 1977 году, мы планируем выпустить швейных изделий на 67 миллионов рублей. Неузнаваемо изменилось техническое оснащение, экономические показатели, благосостояние работниц, улучшились их бытовые и жилищные условия«,- рассказывает директор. Забытые показатели тех лет действительно внушительны и не оставляют ни малейшей лазейки для полемики на тему гармоничного прошлого граждан нашей республики, когда люди честно трудились без остатка, а руководители реально заботились об их материальном благосостоянии, о социальной защищенности, образовании и культуре. Благодаря такому отношению, в Молдове и вырос отряд высококвалифицированных специалистов — образованных, целеустремленных, много сделавших для становления молодого государства в самом начале 90-х.

Руководителем именно такого типа оказалась для коллектива фабрики ее директор Галина Андрейчук. Она досконально знала производство, ежедневно обходя цеха, была в курсе дел и забот каждого работника. За доброту, искреннюю заботу и открытость ее ценили люди, они верили ей так же, как она верила им, и это взаимное доверие и уважение стало тем самым катализатором, позволившим фабрике «Ионел» сделать скачок вперед и превратиться в истинного законодателя моды.

В «Вечернем Кишинёве» за 1978 год я опять нашел фамилию Андрейчук. В очерке, под названием «Наш директор», читаю строки: «Самые разные вопросы волнуют Галину Тимофеевну. Их приходится решать ежедневно, преодолевая ошибки, слабости, недочеты, чью-то инерцию или безразличие. Просто диву даёшься, как директора на все хватает, откуда в ней столько энергии и сил. И ведь ни день и не два испытывает она такие «перегрузки». Да, это — правда. Для управления мощным хозяйством нужны время и нешуточные силы. А дома ждет внимания и заботы большая и дружная семья, муж, с которым впереди ждали 70 совместно прожитых лет. В любви близких людей Галина Тимофеевна черпала энергию и силы, и сейчас свято чтут память о ней ее дети, внуки и правнуки. «Смерти нет, а есть Любовь — Память любящих!» — Под этими великими словами Льва Николаевича Толстого готовы подписаться все, кто знал Галину Андрейчук. Я тоже хорошо ее помню. В самом начале моей журналистской деятельности некоторое время проработал редактором фабричной многотиражки «Швейник» и, в обязательном порядке, участвовал в производственных совещаниях и планерках. Какие бы вопросы там не поднимались, какие бы проблемы не возникали, на первом месте у Галины Тимофеевны Андрейчук были человеческие отношения. Именно поэтому, при народном университете открылся факультет социальной психологии, а для всех сотрудников предприятия начала работать социально-психологическая консультация.

По «лекалам» Галины Андрейчук менеджеры фабрики работают и сейчас. Ее нынешний директор — Тамара Лукьян — не только сохранила, но и преумножила добрые традиции старейшего прославленного предприятия нашей страны, по сей день несущего высокое звание флагмана в создании модной одежды.

Сегодня семья Галины Тимофеевны Андрейчук, ее бывшие коллеги-ветераны и работники фабрики отмечают 100 лет со Дня рождения легендарного директора, отдавая должное внимательному, чуткому Человеку и одному из лучших Руководителей фабрики за всю ее 73-х летнюю историю.

  • Наша справка:

Лекала — это шаблон, модель, применяемые при изготовлении изделий сложного профиля.

Часто в крупных компаниях существуют лекала-эталоны, по которым проверяют качество остальных лекал.

Роберт Западинский,

Главный редактор

kommersantinfo.com

 

Метки:
Предыдущая статья