Генри Киссинджер: «Мы на пути к противостоянию великих держав»
.
Накануне своего 100-летия (юбилей — 27 мая) Генри Киссинджер дал большое интервью «The Economist». Бывший госсекретарь и советник президента США по национальной безопасности назвал США и Китай главной угрозой миру и самому существованию человечества, так как они, по его мнению, взяли курс на конфликт друг с другом. Киссинджер объяснил, как избежать Третьей мировой войны: залогом этого должно стать мирное сосуществование Китая и США как минимум в течение следующих 10 лет. В настоящий момент «они убедили себя, что другая сторона представляет стратегическую опасность. Мы — на пути к противостоянию великих держав».
Экс советник президента США по национальной безопасности выразил надежду на то, что, в случае встречи лидеров США и Китая, вместо перечисления претензий, американский президент скажет: «Господин председатель [КНР], две главные угрозы миру сейчас — мы двое. В том смысле, что имеем возможность уничтожить человечество. Думаю, нам стоит договориться о том, что мы попытаемся избежать такой ситуации».
По мнению Киссинджера, текущее состояние отношений Вашингтона и Пекина крайне опасно и напоминает положение дел перед Первой мировой войной, когда у сторон «нет значительных возможностей для политических уступок, а любое нарушение равновесия может иметь катастрофические последствия». Он считает, что в результате возможного военного конфликта вокруг Тайваня будут уничтожены как сам остров, так и мировая экономика, которая лишится источников поставок микропроцессоров.
«Мы стоим на пути к противостоянию великих держав. И поводы для волнения добавляет то, что каждая из сторон убедила себя в том, что другая представляет стратегическую угрозу», — полагает Киссинджер. Он посоветовал им попытаться разрядить напряженность вокруг Тайваня путем более осторожной риторики и создания групп советников. И подчеркнул, что США обязаны проверить, настроены ли нынешние власти Китая более радикально, чем предшественники, и продолжать «поддерживать равновесие» в мире. Белому дому следует взять курс на выстраивание диалога с Пекином, однако такой подход может потерпеть неудачу, предупредил дипломат. Поэтому США на всякий случай должны быть достаточно сильны в военном плане, чтобы справиться с последствиями такого провала.
Тревожит усиливающаяся конкуренция Китая и Америки за технологическое и экономическое превосходство. Важнейшим, по мнению бывшего госсекретаря, является фактор стремительного развития искусственного интеллекта (ИИ / AI), который уже применяется в военных целях. Баланс сил и технологическая основа ведения войны меняются слишком быстро и во многих отношениях, притом у мировых лидеров «нет какого-либо устоявшегося принципа, на основе которого они могли бы установить порядок». Если они не могут его найти, возможно силовое решение.
По мнению Генри Киссинджера, руководство Китая возмущено риторикой западных политиков о глобальном порядке, основанном на правилах, тогда как на самом деле они имеют в виду исключительно американские правила и американский порядок. Он также предостерегает Белый дом от неправильного толкования амбиций Китая. В Вашингтоне «говорят, что КНР хочет мирового господства… Ответ в том, что они тоже хотят быть могущественными. При этом они не стремятся к мировому господству в гитлеровском смысле, — утверждает он. — Это совсем не то, как они думают, или когда-либо думали о мировом порядке их воинственные предшественники».
Киссинджер считает, что для нацистской Германии война была неизбежна, потому что была нужна Адольфу Гитлеру, но Китай — абсолютно другое дело. Как политик, он встречался со многими китайскими лидерами, начиная с Мао Цзэдуна, поэтому не сомневается в их жесткой идеологической ориентации, которая «всегда была связана с острым чувством интересов и возможностей своей страны». Киссинджер считает китайскую идеологию скорее конфуцианской, чем марксистской. Именно учение Конфуция учит китайских лидеров достигать максимальной силы, на которую способна их страна, и стремиться к тому, чтобы их уважали за собственные достижения. Китайские политики хотят, чтобы их признали третейскими судьями международной политической системы.
«Если бы они достигли превосходства, которое действительно можно использовать для мирового господства, опустились бы они до уровня навязывания китайской культуры? — задает будущий юбиляр риторический вопрос и отвечает на него, — Не знаю. Мой инстинкт говорит «нет», но я считаю, что в наших силах предотвратить возникновение такой ситуации с помощью сочетания дипломатии и силы».
Итог размышлений старейшины политики таков: «Сейчас мировые лидеры несут большую ответственность. Им требуется такие качества, как реализм, чтобы противостоять будущим вызовам; видение того, что решение заключается в достижении баланса между их странами; и сдержанность, позволяющая воздерживаться от максимального использования своих наступательных сил». Перед человечеством — «беспрецедентный вызов, и он — прекрасная возможность изменить мир. Но меня уже не будет рядом, чтобы увидеть это».
Как нетрудно догадаться, Россию он в этой ситуации не рассматривает. По его мнению, она просто находится в орбите Китая. Ранее Киссинджер поделился своим видением обстановки после установления мира между Россией и Украиной. По его мнению, мирный процесс должен связать Украину с НАТО: он изменил мнение по этому вопросу и считает, что в будущем эту страну нужно будет принять в Североатлантический альянс.
В книге «Лидерство: шесть уроков мировой стратегии» Генри Киссинджер писал, что нейтральный статус Украины является путем к прекращению конфликта с Россией и установлению мира в регионе. По его словам, из-за обширных территорий Россия «постоянно ощущает незащищенность» своих границ. Из этой логики он вывел, что Москва не может позволить Киеву вступить в НАТО. Устранить противоречие, писал он, могут нейтральный статус для Украины и конкретные гарантии безопасности со стороны других государств.