Поиск..

Перспектива Регион

Михаил Пойсик: «НБМ мог на раз остановить «кражу века!»

.

По сообщению Генерального прокурора республики Александра Стояногло, в результате проведенных в Национальном банке Молдовы обысков были задержаны четыре человека. Двое из них — действующие вице-президенты НБМ Аурелиу Чинчлей и Ион Стурза, вторая пара — бывший президент НБМ Дорин Драгуцан и его заместитель, получившая такой неожиданный сюрприз к 8 Марта — Эмма Тэбырцэ. Мы обсудили это событие с доктором экономики из Национального института экономических исследований Академии наук РМ Михаилом Пойсиком.

— Господин Пойсик, как Вы думаете, начинается реальное расследование «кражи века», или всё ограничится парочкой остросюжетных «эпизодов» для умиротворения электората и международных партнеров Молдовы?

-То, что после пятилетнего саботажа наконец-то начались подвижки в части реального расследования, вселяет надежду на то, что главные подельники понесут адекватное наказание за содеянное. Только, к сожалению, даже тогда вернуть из похищенного, скорее всего, удастся лишь незначительную часть.

Как известно, из банковского сектора нашей страны была выведена запредельная для национальной экономики сумма в 42% от всей денежной массы физических и юридических лиц Молдовы — в наличных и безналичных леях! Есть общеизвестные реперные точки, на которые не только следственные органы, но и гражданское общество должно получить исчерпывающие ответы.

Под гарантию правительства, возглавляемого Юрием Лянкэ, необходимость которой бескомпромиссно отстаивал тогдашний министр экономики Андриан Канду, якобы для поддержания ликвидности, Национальный банк Молдовы открыл  кредитные линии на 9,43 млрд. леев: «Banca de Economii» ― 5,27 млрд., «Banca Socială» — 2,8 млрд., «Unibank» — 1,35 млрд. Эти средства были предоставлены всего-то под 0,1% годовых до 27.03.2015. И это — в то время, когда оценочный дефицит ликвидности в этих банках не превышал и двух миллиардов.

Затем, в том же ноябре 2014 года, денежные ресурсы из Moldova Agroindbank, Moldindconbank, Victoriabank, Banca de Economii и Unibank аккумулируются в Banca Socială, в сумме 17,8 млрд. леев. Это было официально отражено в бухгалтерских балансах Banca Socială по строке 140 Altе асtivе. В них на 31.10.2014 числилось 60 630 520 леев, а на 30.11.2014 – уже 17 854 031 842 леев.

Получается, что НБМ, одна из главных функций которого — надзор за банковской деятельностью, выдал кредиты для восстановления ликвидности в 9,43 млрд. леев с тем, чтобы они перекочевали в Banca Socială? А ведь все эти перечисления осуществлялись через расчётно-кассовый центр НБМ!

Дальше — больше. 25 и 26 ноября в Banca Socială оформляются кредиты пяти кишинёвским фирмам с мизерными уставными капиталами, на общую сумму 13,3 млрд. леев: Danmira — 2,7 млрд., Davema-Com — 3,2 млрд., Voximar- Com — 2,5 млрд., Contrade — 2,3 млрд. и Caritas Group — 2,6 млрд. леев. Эти миллиарды незамедлительно были конвертированы в иностранную валюту и выведены из Молдовы. В соответствии же с пунктом 4 Регламента НБМ о «крупных» подверженностях № 240 от 9.12.2013 установлено: «Чистая подверженность, взятая на себя банком перед одним лицом или группой лиц, не должна превышать 15 % СНК банка». Таким образом, для Banca Socială был максимальный предел кредитования в одни руки в 70 миллионов, а тут — миллиарды! Об этом нормативном лимите хорошо осведомлены даже студенты третьего курса специальности «Банковское дело».

​- Все эти годы страну убеждали в хищении из Banca de Economii. И кто слышал о том, чтобы руководство вышеназванных кишиневских фирм привлекли к ответственности или они были объявлены в розыск? Господин Пойсик, какие полномочия были у НБМ в этой истории?

— Разумеется, всю эту афёру НБМ мог остановить на раз. Ведь статья 11(5) закона РМ № 548 от 21.07.1995 г. «О Национальном банке Молдовы» гласит: «Акты Национального банка не подлежат проверке целесообразности». То есть, даже суд не может воспрепятствовать действиям НБМ. Но тогдашний губернатор НБМ Дорин Дрэгуцану заявлял, что не имел полномочий воспрепятствовать преступной схеме.

А с тем, чтобы вывести из под удара Moldova Agroindbank, Moldindconbank и Victoriabank, тоже задействованные в схеме, даже не пытаясь дать оценку содеянному, 30.03.2015 года уже и правительство Кирилла Габурича добавило к ранее гарантированным 9,43 млрд. леев ещё 5,34 миллиарда.

В феврале 2015 года глава следственного управления НЦБК Богдан Зумбряну резюмировал: «Картина того, как были выведены деньги из BЕМ в Banca socială, а затем за пределы Молдовы, ясна, известны имена людей, подписавших контракты, есть и сами контракты. Теперь дело за малым - доказать умысел этих людей присвоить деньги или передать их, конечно,  небезвозмездно, третьему лицу».

И даже сейчас, спустя пять лет после такого утверждения, ни один из подельников так и не привлечён к ответственности, как не возращено и ни одного лея из похищенных. Страна также по-прежнему ждёт соответствующей оценки бездействия сотрудников НЦБК, СИБа, прокуратуры и других надзорных и правоохранительных органов.

— По Вашему мнению, есть связь недавней пресс-конференции Илана Шора и проведенных Генпрокуратурой задержаний?

— Несомненно. Представителям СМИ и компетентным органам страны в ходе пресс-конференции были переданы ксерокопии целого ряда документов, которые придали, на мой взгляд, новый импульс расследованию этого дела, из-за которого очень серьёзно пострадал имидж нашего государства. Сейчас только грамотное, оперативное завершение следственных мероприятий и справедливое рассмотрение дела в суде позволят открыть новую страницу развития банковского дела в Республике Молдова.

P.S. Как связаны между собой пресс-конференция Илана Шора и последующая активность Генеральной прокуратуры республики? – Эти действия мы также попросили истолковать вице — спикера Парламента РМ Александра Слусаря.

— Я не могу однозначно прокомментировать связь между заявлением Илана Шора и действиями прокуратуры, но мне точно известно, что ещё 17 октября было принято постановление Парламента РМ № 143, которое предлагало госпоже Зинаиде Гречаной поставить вопрос об освобождении Чинчлея и Стурзы от занимаемых должностей.

В нашем отчёте о краже миллиарда из банковской системы РМ очень чётко показана негативная роль Национального банка страны в этом процессе в течение 2013-2015 годов. В тот период указанные прокурором страны лица были губернатором и вице — губернаторами НБМ.

Не знаю, есть ли в сегодняшних действиях прокуратуры какая-то политическая подоплёка, и увязаны ли они с процессом создания новой парламентской коалиции, но уверен, что эти задержания должны  были произойти ещё в 2015 году. Правоохранители опоздали на пять лет!

Тем не менее, с моей точки зрения, их сегодняшние решительные действия правильны, настала пора от слов переходить к конкретным делам.

 

Интервью вела

Ольга Березовская

Специально для kommersantinfo.com

 

 

Метки:
Предыдущая статья

Смотри также: