Поиск..

Лента новостей Регион

Кто же выиграл?

.

Финал парламентских выборов, по крайней мере, для основных его игроков, оказался вполне предсказуемым. Единственной интригой оставался вопрос, сможет ли пропрезидентская ПДС получить 51 мандат для самостоятельного формирования органов власти в Молдове, и на него дан положительный ответ.  

Некоторым участникам кампании политологи прочили  прохождение барьера, однако карта не легла. Итоги плебисцита анализирует политический аналитик, доктор истории Руслан ШЕВЧЕНКО.

— 52,8 % проголосовавших дали ПДС 63 мандата и возможность четырехлетнего правления без всяких коалиций  и ненужных ей союзников, типа Платформы ДА и тем более – ПСРМ. Левые силы представлены в парламенте блоком ПКРМ-ПСРМ. Ориентировочно  он должен был получить 25-30% голосов избирателей. Так и получилось: с результатом 27,8 %  социалисты и коммунисты обрели 32 мандата, а вместе с ними –  возможность спокойного пребывания в парламенте до лета 2025 года. Наконец, третья партия, с показателем 5,74 % и 6 мандатами – это Партия «Шор», названная в честь своего лидера, который, несмотря на то, что не может прибыть в Молдову ввиду уголовного дела, идет в списке под №1.

Остальные партии, что тоже ожидаемо, не смогли осилить планку  в 5%, хотя по некоторым из опросов попадали в парламент. Это блок Р.Усатого (4,10%), Платформа ДА (2,33%), ДПМ (1,81%), PACE Г.Кавкалюка (1,28%), «Гражданский конгресс» М.Ткачука (0,77%), унионистский блок AUR (0,49%) и другие.

Главной выигравшей стороной, которой теперь принадлежит вся власть в стране, стала Партия Действия и Солидарности И.Гросу, прочно ассоциирующаяся с именем своей создательницы М.Санду. Впервые правая партия в Молдове получила столько голосов, в основном, под залог обещаний Санду беспощадно бороться с коррупцией и ее же имиджа «бессеребренницы». ПДС дала избирателям множество трудновыполнимых обязательств, которые, в силу профессиональной некомпетентности и отсутствия опыта работы в госаппарате большей части руководства этой партии, останутся в лучшем случае на бумаге (в виде принятых, но не работающих законов), а в худшем – в виде текста на предвыборных листовках.

Сложно представить себе, например, как ПДС будет обеспечивать «правосудие, порядок и дисциплину», когда в ее рядах, как показала предвыборная кампания, столько лиц, имеющих проблемы с законом. Причем никого из них ПДС из своих рядов не исключила и не передала опубликованные на них сведения органам правопорядка для проведения необходимых следственных действий.

Повышение средней зарплаты в Молдове до 15 000 леев к 2025 году вполне возможно, но так как в ходе предвыборной кампании мы ни разу не слышали от ПДС, как она собирается при этом регулировать естественный рост цен, можно почти со 100%-ной уверенностью сказать: они вырастут настолько, что даже такой зарплаты не хватит для нормальной жизни. В еще большей мере это касается пенсионеров, коим ПДС обещает повысить пенсию всего-навсего до 2000 леев (а какими будут к 2025 г. цены, ПДС не говорит ничего). Снижение налога на зарплату и небольшой рост пособий для детей из социально уязвимых семей мало скажутся на реальном уровне жизни наших сограждан.

Ежегодно 2 миллиарда леев на проекты по модернизации сел – на первый взгляд, неплохо, но дело в том, что за их расходованием нужен жесточайший контроль, иначе они будут разворованы примарами, местными советами и их приближенными,  остальным же достанется  лишь дырка от бублика. Однако об этом программа умалчивает.

Сближение с США, ЕС, Румынией, Украиной и другими странами – безусловно, очень важно в той ситуации, в которой находится наша страна, тем более, что США и ЕС – главные кредиторы Молдовы. Но и это обещание сводит на нет мутное заявление: «предпримем необходимые шаги для европейской интеграции». Такими обещаниями за последние 12 лет люди наелись досыта, и пора бы разъяснять согражданам, что конкретно предполагает эта фраза, чего составители программы не сделали. То есть, можно предположить, что «шаги по евроинтеграции» будут в первую очередь включать выпрашивание кредитов, для их разворовывания, да бесконечные поездки в ЕС с рассказами о том, какие очередные «прорывные» законы принял Парламент РМ, и как «фантастически» изменилась наша жизнь в результате (а на деле – ничего, кроме одобренного клочка бумаги).

В подобных условиях слабо верится, что хотя бы большая часть из намеченных инвестиционных проектов будет реализована на практике. Заявлено строительство 3000 км сетей водоснабжения, 2 современных региональных больниц (всего 2?), ремонт не менее 500 детсадов, реабилитация и ремонт 5800 км национальных и сельских дорог, ремонт и установка освещения на 10 000 км улиц, ремонт или строительство 9 очистных сооружений, развитие современного транспорта в городах, в частности, в Кишиневе, строительство современных мусорохранилищ, восстановление Национальной филармонии, капитальный ремонт гидротехнического узла Костешть-Стынка и т.д.). На все это нужны громадные средства, которых нет. А те, которые появятся, учитывая молдавскую коррупционную систему, в основном опять-таки будут разворованы. Сменится только цвет кульков воров, которых ПДС в обиду, за редким исключением, в показушных целях, ни при каких обстоятельствах не даст.

Не меньше вопросов порождает и другая программа ПДС – «Первые 10 законов во имя созидания». Действительно, можно принять закон о повышении минимальной пенсии за счет госбюджета. Можно, при желании, найти деньги для этого. Но при этом еще надо сделать так, чтобы пенсионеры почувствовали это повышение, чтобы пенсия росла быстрее цен. Но этого, как мы уже упомянули выше, ПДС делать не собирается.

Обещание «прекратить злоупотребления в отношении предпринимателей» тоже надо читать «по-молдавски»: это значит прекратить злоупотребления в отношении предпринимателей от ПДС и тех, кто с ними связан. Всех остальных это обещание не касается.

Принятие закона о репатриации – проект мертворожденный. Для того, чтобы наши гастарбайтеры пожелали репатриировать свои капиталы и имущество обратно в Молдову, они должны увидеть реальное улучшение жизни на родине. Но представленная программа никак его не обеспечивает, и все кончится тем, что даже те немногие гастарбайтеры, которые сегодня будут обмануты данным законом, очень скоро об этом пожалеют.

Конфискация имущества чиновников и высокопоставленных лиц, которые не могут доказать его легальное происхождение – также в основном пыль в глаза избирателям. Ведь множество тех, у кого  есть нелегальное имущество, связано со всеми крупными партиями, включая и саму ПДС. Она до сих пор не инициировала ни одного такого расследования, хотя определенные рычаги для этого у нее были и ранее (СИБ, часть судов). Скорее всего, дело снова сведется к показательным поркам в отношении функционеров, оставшихся от прежних правлений (и то далеко не всех), после чего начнется обратный процесс: эти функционеры подадут сначала в национальный, а затем и в международный суд, с требованием вернуть конфискованное, с перечислением нарушений. Почти наверняка будут прецеденты, им это удастся, ввиду того, что деятели ПДС хорошо научились давать широковещательные обещания, но имеют слабый опыт практической работы в госаппарате, без чего их реализация невозможна.

Лишение депутатской неприкосновенности за коррупционные действия – тоже хорошая идея, но опять-таки, факты таких коррупционных действий надо будет доказывать. А доказывать в ПДС умеют слабо, привыкли главным образом махать кулаками.  Так что и этот закон, когда, как мы надеемся, все же будет принят, мало изменит ситуацию.

Еще более показушный характер носит обещание ввести внешнюю аттестацию прокуроров и судей. Мы уже не говорим о том, что этот пункт программы вызвал коллективное возмущение и прокуроров,  и судей, причем не только молдавских, но и румынских. Бог с ним, с возмущением. Важнее другое: КТО и КАК будет проводить эту аттестацию, на основании каких документов. Потому что законы молдавского политического класса в этом случае предусматривают простейшие и привычные для него действия: раз будут проверять, значит, все возможные документы надо либо спрятать, либо уничтожить. А самых въедливых «оценщиков» чем-то купить или скомпрометировать: деньгами, застольями, домами или земельными участками. И пусть «оценивают» себе на здоровье – все равно избавятся в результате не от тех, кого на самом деле надо выгнать (большую часть всех прокуроров и судей), а от тех, кого подставят их же коллеги. Вот и вся «внешняя оценка».

Следующее обещание –  «пресечение захвата стратегически важных предприятий сомнительными структурами  внутри страны и за рубежом» – вполне очевидно: все эти предприятия должны перейти только в руки людей ПДС, они уж точно не могут быть «сомнительными структурами». Ну, разве что, интерес проявят какие-либо структуры Запада, им можно, они не сомнительные.

Еще один показушный факт –  принятие закона о создании национального фонда по покрытию финансовых расходов примарий на реализацию проектов за счет внешних средств. Финансовые расходы будут покрываться только тем примариям, где сидят «хорошие люди», очевидно, из ПДС. А чужим останутся крохи. Вот обещание повысить ответственность руководства автономных государственных органов и находящихся под контролем парламента – действительно вполне реализуемо и будет осуществлено. С одним «но». Так как все эти структуры возглавят только люди из ПДС, то отчитываться они в первую очередь будут перед руководством своей партии, а не перед народом.

Запрет капитального строительства в зеленых зонах и на территориях, прилегающих к историческим памятникам, опять-таки будет иметь двойное дно: вероятнее всего, он будет касаться только тех строительных компаний или частных лиц, которые не будут связаны с ПДС. Применительно к предпринимателям-членам ПДС, запрет работать практически не будет.

Почти единственное, чего ПДС не смогла добиться даже в этой ситуации,  так это конституционного большинства: у нее оказалось 63 мандата из 67-68. Таким образом, вносить какие-либо изменения в Конституцию, в частности, изменить название государственного языка страны, как это не раз обещала М.Санду, ПДС, в отличие от ПКРМ образца 2001 года, не сможет.

Остальные партии – ПКРМ-ПСРМ и Партия Шор, ввиду общеизвестной недоговороспособности М.Санду, не будут в новом парламенте играть никакой заметной роли, исполняя только функции статистов, иногда подавая протестующий голос, когда что-то им не понравится, но без права чего-то добиться. Обращать на них внимание ПДС не будет, зато постарается временами снимать с некоторых парламентский иммунитет для острастки, чтобы утихомирить особо ретивых.

Результаты, достигнутые  блоком  ПКРМ-ПСРМ, не должны никого удивлять. Они – следствие безумного самолюбования Додона «у власти», болезненной реакции на потерю этой самой власти, бесконечных упований на Россию, игнорирования и третирования ЕС и Румынии, борьбы с влиянием Запада, ЕС, НАТО и, в то же время, продолжения тесных контактов с этими структурами. Даже Воронин на этом устарелом фоне смотрелся чуть  более современно: наряду с запугиванием «танками НАТО» и «смуглыми детьми», все же призвав включить евроинтеграцию в Конституцию. Они – последствия истории с кульком, полученным Додоном от Плахотнюка, которая его колоссально скомпрометировала. Они – следствие многочисленных обманов населения, сделанных Додоном. Например, простое обещание дважды в год повышать пенсии (по 5%) было исполнено абсолютно жульническим образом – оба повышения составили в сумме всего 5%, вместо предполагаемых 10%. Они – итог обмана даже своих избирателей, ведь никакой «борьбы за историю Молдовы» Додон не вел, и даже закрыл единственное учреждение, которое в теории хоть как-то могло бы эту борьбу вести. Поэтому, из-за очевидного снижения рейтинга ПСРМ и Додона, кремлевские кураторы решили добавить ему «до кучи» Воронина. Сломав их обоюдную, очевидную и глубокую неприязнь, заставили считать друг друга союзниками. Это добавило левым несколько процентов, но ситуацию существенно не изменило. Вместо «60% левого электората», о котором твердили левые пропагандисты,  по итогам выборов осталось только 32 мандата. Да еще 6 «условно левых», так как Шор в любой момент может заключить соглашение не то, что с Санду, а хоть с чертом, только бы это позволило ему вернуться в Молдову и заниматься здесь своим бизнесом.  Теперь ПСРМ и ее последним ставленникам во власти (нынешний кабинет был назначен еще Додоном) остается еще несколько недель до рассмотрения судами всех поствыборных претензий партий, утверждения итогов голосования Конституционным судом и вручения мандатов новым депутатам. А уже после 11 августа  парламент сможет приступить к работе. ПДС займется исполнением своих обещаний – как сумеет и где сможет,  а ПКРМ-ПСРМ и Партия Шор будут в оппозиции безмятежно критиковать ее действия, благо свое будущее они себе уже обеспечили. Столь же очевидны 5-7% процентов, набранных Шором. Он почти по всем опросам проходил в законодательный орган (так как у него остался свой электорат), хотя неожиданно проиграл выборы в Орхее, и этим объясняется его недовольство итогами голосования. Личное соучастие Шора в краже миллиарда, которое он сам уже даже не скрывает, скрашивается для его электората развитием местной инфраструктуры (ремонт дорог, канализации, уличного освещения и т.д.), чего по сравнению с Шором не делает в таком объеме никакая иная парламентская и непарламентская партия. В этом секрет его скромного, но стабильного успеха, поколебать который другим партиям удастся, только если они начнут действовать так же, как и он, на подконтрольных им территориях. ПДС, мы видели, уже включила идентичное обстоятельство в свою программу, а как  будет выполнять – покажет время.

Вполне оправдались наши ожидания и в отношении «блока Ренато Усатый», который НП неизвестно зачем организовала с «Patria-Родина». Усатый осложнил себе задачу, создав электоральный блок. Он рассчитывал, что ему удастся повторить успех ноября 2020 года, но вдобавок ко всему впервые за последние 6 лет проиграл и свою «столицу» – Бэлць, где НП раз за разом многие годы выигрывала все выборы. Под воздействием происшедшего, Р.Усатый добровольно объявил об уходе с поста примара Бэлць, лидера НП и из политики вообще. Если после взятого отпуска мнение Усатого не переменится, то Наша партия очень скоро развалится и навсегда исчезнет с молдавской политической сцены.

Ожидаемыми выглядят также результаты Платформы ДА и ее совсем недавнего заклятого врага – ДПМ. Потеряв смысл существования, который для платформы подпитывался  борьбой с  Плахотнюком, и бесславно потеряв 5 месяцев в кабинете М.Санду (июнь-ноябрь 2019 г.), Платформа ДА стала быстро терять электорат, так и не сумев мобилизовать своих прежних сторонников хотя бы ссылками на прошлые успехи в борьбе с олигархом. Теперь у этой партии незавидное будущее – если Платформа не изберёт вместо Нэстасе сильного лидера, ее ячейки в ближайшие годы растворятся в рядах других партий, прежде всего ПДС, куда перебегут все активисты и просто лизоблюды. То же можно сказать о ДПМ. После бегства В.Плахотнюка П.Филип сделал роковую для партии ошибку, войдя якобы в интересах недовольной партийной элиты, оставшейся без рычагов влияния, в коалицию с ПСРМ. После этого ДПМ стала стремительно «сыпаться», но, несмотря на многочисленные и продолжавшиеся даже в ходе предвыборной кампании выходы из ДПМ, П.Филип по-прежнему не желал делать выводы из  ошибок. Следствием этого стала катастрофа 11 июля. Если ДПМ не сменит лидера, ее в недалеком будущем явно постигнет судьба той же Платформы ДА и НП.

В прошлом полковнику полиции, а ныне начинающему партийному лидеру Г.Кавкалюку удалось сходу взять не в самых благоприятных условиях 1,28%. Это немало, учитывая, что весь правый фланг, где он действует, занят ПДС и Платформой ДА. Не без оснований претендующий на лавры главного «разоблачителя» молдавской политики вместо Р.Усатого, Кавкалюк, благодаря своим тесным связям в полиции, сумел выбить несколько довольно значимых фигур в разных партиях, прежде всего в ПДС. Правда, выбить и Д.Алайбу своими угрозами Кавкалюк не смог – то ли Алайба пожаловался Санду, и Кавкалюка чем-то припугнули, то ли на Кавкалюка в конце концов ПДС нашла какой-то компромат, но больше он Алайбу не трогал. Вдобавок, под конец гонки Кавкалюк непонятно зачем решил выставить себя жертвой, отправившись на встречу с электоратом в РФ, хотя знал, что ему запрещен въезд в эту страну (что очень скоро стало известно). Особых лавров эта история ему явно не принесла.

Вполне оправдался прогноз и относительно «Гражданского конгресса» М.Ткачука. Последнего называли спойлером даже в  соцсетях. Он сам и его покровители в Москве так не считали и пытались гневно протестовать, дескать, это все грязный поклеп на такого популярного «народного лидера» и «трибуна». Однако «молдавский Че Гевара» потерпел сокрушительное поражение,   получив всего 0,77% голосов избирателей, чем подтвердил данное ему определение мелкого спойлера. Так оно, как теперь увидели все, включая РФ, и есть на самом деле.

В неурочное время вышел на сцену блок AUR. В былые времена некоторые его составляющие, в частности, ЛП, от которой вошел Д.Киртоакэ, брали до 10% голосов избирателей. Но теперь все по-другому. Правый электорат не хотел дробиться между разными партиями и сделал основную ставку на одну политическую силу – ПДС. Поэтому AUR потерпел еще более унизительное поражение, хотя и опирался на помощь своего румынского начальства (0,49%). В утешение AUR,  Партии Развития и Консолидации Молдовы И.Кику (0,43%) и Партии Перемен Ш.Глигора (0,17%), которая так и не сумела сыграть роль спойлера в отношении Платформы ДА, скажем, что когда популярность ПДС пойдет вниз (а отсчет этого начался уже сегодня), интерес к ним начнет возрастать. И там уже все будет зависеть от того, кто окажется удачливее и дальновиднее в молдавской политике.

Теперь в истории политической борьбы начался новый этап. Пришедшая к власти ПДС постарается в ближайшее время спровоцировать досрочные выборы в Кишиневе, чтобы забрать у своего главного противника – ПСРМ – ключевую в финансовом отношении столицу. Бэлць Р.Усатый отдает, по существу, сам. Воспользовавшись явным ослаблением позиций ПСРМ, ПДС будет стараться ломать её партийные структуры и компрометировать местных лидеров, а по возможности  – привлекать к уголовной и прочей ответственности, чтобы они порвали с партией. Одновременно уже в августе-сентябре ПДС постарается показать, что партия реально исполняет обещанное в программе и примет основную часть законов (например, начнет очищать полицию и судебную систему). Но так как эта партия не умеет и не хочет договариваться, как не обладает и должным опытом административной работы, то не в самой отдаленной перспективе, когда обещанные реформы на деле окажутся  больше пустым звуком, против нее начнет постепенно складываться правый фронт.

Правые, забыв о своих обидах, станут объединяться против ПДС, не желающей ничем делиться. И тогда тонна компромата на ПДС, сброшенная избирателям социалистами, покажется ничтожной мелочью, а ситуация в обществе, в очередной раз обманутом правящей партией, начнет быстро и неуклонно обостряться. Но не будем предвосхищать события: в недалеком будущем это станет понятно растущему количеству людей.

 

Специально для kommersantinfo.com

 

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья

Смотри также:

Связанные истории