Поиск..

Перспектива Регион

Впереди — наказание невиновных и награждение непричастных!?

.

Что пандемия будет иметь экономическое  и политическое продолжение повсеместно, было совершенно очевидно изначально. Не ясна была лишь степень его тяжести, зависящая, в нашем случае, от компетенции еще малознакомого нового правительства. И вот,  кризис – на пороге, особенно туго сейчас приходится сельхозпроизводителям. Им надо держать двойной удар: к нехватке финансовых средств добавилась небывалая засуха. Государство обещало частным предприятиям разного рода компенсации, тем не менее, все чаще слышны утверждения о том, что осенью Молдова столкнется с продовольственным кризисом. У граждан к властям есть конкретные вопросы, у представителей власти на них – разные ответы. И тут дело, похоже, не только в политических разногласиях, но и в понимании рационального государственного управления.

Ион Кику — премьер — министр РМ

Из-за продолжительной засухи урожай пшеницы и других зерновых сократится вдвое. Уже ясно, что сельскохозяйственный сектор сильно пострадал, больше всего – в южной и центральной части страны. Это зерновые первой группы, а именно, продовольственная пшеница. По подсчетам, ее урожай снизится на 40 — 50 процентов. В результате засухи пострадали также посевы подсолнечника и кукурузы. Несмотря на это, в стране достаточно запасов зерновых, и продовольственного кризиса не будет.

Чтобы помочь сельхозсектору, мы рассматриваем возможность субсидирования процентов по кредитам для фермеров. Они смогут брать займы, размером более трех заработных фондов. Правительство сегодня разрабатывает эффективный механизм страхования в сельском хозяйстве, но окончательное решение пока не принято.

Александр  Слусарь, вице- спикер Парламента Республики Молдова.

Господин Слусарь, в каком сейчас состоянии находится аграрный сектор Молдовы?

Ситуация – предкатастрофическая. Бесснежная зима и огромный дефицит осадков в три раза уменьшил запасы влаги в почве. Большие площади пшеницы к весне погибли и подверглись пересеву. К этому добавились весенние заморозки, погубившие 70-80 процентов абрикосов и персиков и примерно 40-50 % черешни, вишни и сливы.

— В связи с засухой и рухнувшей экономикой, у людей появился страх голодомора. В мировой прессе тоже обсуждается эта тема.

— В 21 веке и в условиях глобальной международной торговли о голодоморе говорить не приходится. Но возможно массовое банкротство фермеров и резкое повышение цен на ряд продуктов питания первой необходимости, что сильно ударит по беднейшим слоям населения, в первую очередь, по пенсионерам.

— Что исполнительные власти должны и могут предпринять для спасения экономики?

Власти уже серьёзно запаздывают. В первую очередь, учитывая цифру запасов пшеницы в стране, необходимо приостановить экспорт зерна. После этого — закупить в государственный резерв хотя бы ещё 150 тысяч тонн пшеницы. Осенью эти запасы можно будет одолжить пекарням на год-два, чтобы не допустить резкого роста цен на пшеницу и на хлеб. То же самое можно сделать и с кукурузой, хотя запасы этой культуры в стране гораздо выше.

Очень важно не допустить массового забоя скота, плюс срочно необходимо помочь аграриям. Для этого надо объявить чрезвычайное положение в сельском хозяйстве, без всяких ограничений прав и свобод граждан. Этот режим будет считаться форс-мажорными обстоятельствами и даст возможность фермерам официально реструктурировать кредиты и другую задолженность перед поставщиками. Ну и, конечно, нужно поддержать дополнительными субсидиями сельхозпроизводителей, что непросто в нынешней социально-экономической ситуации, для этого нужно как можно быстрее обратиться к внешним партнёрам, но, боюсь, что нынешняя власть не способна это сделать.

— Смогут ли деловые люди Молдовы выработать план первоочередных мер для остановки кризисных явлений в сфере малого и среднего бизнеса?

— Мы находимся в постоянном контакте с деловыми людьми нашей страны, и давно выработали этот план. В первую очередь, предусматривалась поддержка рабочей силы, которая находится в вынужденном простое. Плюс отсрочка по выплате налогов и взносов, хотя бы до конца года. А также — отсрочка для всех граждан оплаты коммунальных услуг на три месяца. Параллельно – создание, в рамках бюджета, фонда поддержки малого и среднего бизнеса, в размере одного миллиарда леев. Мы указали и источники финансирования.

К сожалению, власти пошли другим, очень неэффективным путём, решив помогать, в условиях огромного дефицита денег в бюджете, всем предприятиям — как пострадавшим, так и не пострадавшим. Но для того, чтобы воспользоваться этой поддержкой, нужно сначала заплатить налоги или взять кредит, так что, с огромной долей уверенности можно сказать: этой помощью, в первую очередь, воспользуются предприятия, которые пандемия никак не затронула, и у них достаточно финансовых средств. Ну, а пострадавшие отрасли просто не имеют денег  для выплаты зарплат и не располагают возможностями взять кредиты. То есть, впереди — наказание невиновных и награждение непричастных.

Георгий Арпентин — директор Национального Бюро винограда и вина, экс депутат Парламента РМ

Урожай винограда в этом году будет гораздо меньше ожидаемого, да и качество гроздьев пострадает. Всему виной заморозки середины марта и засуха. Должен отметить, что такой засухи у нас не было давно. Она настолько сильная, что виноградник, с его глубокими корнями, достающими до грунтовых вод, не может развиваться.
Эти и другие обстоятельства могут привести к росту цен на виноград и вино. Если урожай будет маленьким, то цена на виноград будет выше. Это выгодно тем, кто его выращивает, но не тем, кто делает вино, и они, вероятней всего, обратятся к своим запасам продукции прошлых лет.
Примерный размер ущерба мы сможем оценить в начале июня, когда виноград расцветёт.

Дефицит осадков составляет 60 процентов. Это — стресс для растения, останавливается рост винограда и он не спеет, поэтому, страдает качество ягод для вина. До 5-6 мая сохраняется угроза заморозков, мы постоянно находимся начеку. Планируем встретиться с самыми крупными руководителями предприятий в области виноградарства и виноделия, посовещаемся, обсудим, но пока это невозможно сделать из-за пандемии.

Справка:  в винодельческом реестре Молдовы зарегистрировано 30 тысяч больших и малых виноделов и 200 виноделен.

Валерий Плешка – бизнесмен, экс депутат Парламента РМ, экс министр обороны

— Все разговоры о продовольственном кризисе не имеют смысла, поскольку Молдовастрана, производящая сельхозпродукцию. Голода не будет, как бы ни кричали об этом те, кто хочет таким образом обратить на себя внимание. Население у нас небольшое, и в любых условиях проблему неурожая можно решить. Госрезервы образовать, и ресурсы для этого найдутся. Но вот цены точно повысятся.

Удорожание в этом случае будет продиктовано правилами либеральной экономики, которая нацелена на то, чтобы стоимость продукции постоянно повышалась. Тем более, на фоне закрытия многих её отраслей, рост цен будет неизбежен. Другое дело, как это будет реализовано, и насколько власти посчитают нужным регулировать этот нежелательный процесс.

— Как государство может решить проблему продовольственного обеспечения? 

— Очень просто. Создать резервы, найти диалог с бизнес ассоциациями, сделать так, чтобы они могли экспортировать на внешние рынки свою продукцию. В страну начнет поступать валюта, а это позволит нам закупать новое оборудование для переработки недорогого, но качественного отечественного сырья. Так что, в любой сложной ситуации есть отрицательные, но и положительные моменты.

 

P.S. Наш портал признателен всем участникам виртуального «круглого стола». Напоминаем, что независимая информационно- аналитическая платформа kommersantinfo.com предоставляет возможность каждому гражданину Молдовы высказать свое мнение по насущным вопросам.

 

Роберт

Западинский,

Главный редактор

 

 

 

Метки:
Предыдущая статья
Следующая статья

Смотри также: