Поиск..

Регион

Затянувшийся старт

.

События, произошедшие в этом году в Молдове и Украине, кардинальным образом повлияли на политическую жизнь всего региона.

Позитивная возможность. Имидж всех ведущих игроков за минувшие несколько лет стал настолько одиозен, что это привело к политическому нокауту элит, связанных с Порошенко и Плахотнюком. Именно поэтому, в выдворении молдавского олигарха и ослаблении подконтрольной ему партии, лично я вижу позитивную возможность для Приднестровья выйти на новый уровень взаимоотношений, без опоры на чьи-то единоличные бизнес — интересы.

Об отношениях с Молдовой. Про Молдову и Приднестровье можно сказать одно – нам давно пора становиться взрослыми. Уходить от детсадовских перепадов настроения и смотреть друг на друга, с точки зрения прагматики и взаимоуважения. Понимаю, что в политике это затруднительно, но хотя бы иногда надо быть честными. Если тридцать лет мы продолжаем выяснять отношения и при этом бьемся в заколоченную дверь (слава Богу — мирно), то, видимо, надо искать другие двери. Не спихивать ответственность за разрешение конфликта на партнёров по переговорному процессу, а принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Это трудно — слишком много условностей и «советчиков», оглядываясь на которых страшно сделать «неверный», с точки зрения «старших братьев», шаг. И неважно, где эти братья находятся — в Москве, Брюсселе или Вашингтоне. Периодически появляются проблески надежды, как, например, высказывание молодого министра иностранных дел и европейской интеграции Нику Попеску о том, что конфликт между Молдовой и Приднестровьем, по сути, был гражданской войной, но ему очень быстро и резко дали понять, что он ошибся в формулировках. Не выдержав мощного шквала критики, как внутри страны так и извне, Нику отказался от своих слов. А жаль. Один из главных шагов к примирению — признание собственной неправоты.

Самое досадное, что, отказываясь самостоятельно договариваться, мы вплотную приближаемся к ситуации «без меня меня женили». Как в 2003 году, когда приднестровцы чуть не проснулись в составе «единой и неделимой». Напомню, тогда была сделана первая попытка решить конфликт путём федерализации Молдавии по плану Дмитрия Козака. Население Приднестровья, собственно, как и Молдовы, никто не готовил к этой «свадьбе», хотя «сваты» продуктивно и конкретно обо всём договорились. И только благодаря Владимиру Воронину, «бракосочетание» не состоялось. С тех пор на левом берегу шутят, что Владимир Николаевич явно заслуживает орден Республики (высшая награда Приднестровья).

За 30 лет на обоих берегах Днестра сложилось 2 абсолютно разных сообщества. Людей, которые помнят совместное благостное проживание, становится всё меньше. Парадоксальная ситуация: сегодня в Приднестровье гораздо лучше осведомлены о жизни в Молдове, чем в Молдове – о Приднестровье. Большинство кишинёвцев чаще бывают в Бухаресте или Неаполе, а новости о Тирасполе узнают из телевизора, где нет позитивных передач о Приднестровье. Справедливости ради надо сказать, что нет таких передач о соседях и в Тирасполе. Но мы можем составить свое собственное мнение, так как регулярно бываем в Кишиневе, а вот жителям Молдовы остается позиция официальных СМИ. Отсюда и не самое доброе отношение к приднестровцам.

Сегодняшняя молодёжь не имеет перед глазами примера добрососедского урегулирования отношений. Не усвоив уроки конфликтного прошлого, какое будущее они будут строить? Весной этого года мы, ради эксперимента, устроили ознакомительную поездку двум молодым людям из Кишинёва, которые за годы конфликта ни разу не бывали на территории Приднестровья. Для них это знакомство и общение оказалось сплошным сломом негативных стереотипов. После поездки они стали смотреть в сторону левого берега без страха и непонимания. Мне кажется, это и есть самый простой рецепт налаживания добрых отношений.

Я — участник военных событий 1992 года и очень не хочу их повторения.

После большой ссоры сближаться надо, не торопясь. Бережно относиться друг к другу. Слушать и слышать партнёра. Уважать его. Принимать друг друга равноправными участниками совместного жизнеустройства. Правда, этого надо хотеть.

Итоги переговоров: ожидание и реальность. Отдельные здравомыслящие политики на правом берегу предлагают начать движение к общему будущему «с чистого листа». По моим наблюдениям, сегодня ни молдавское, ни приднестровское общество к этому не готово. Молдова рассматривает вариант совместного строительства только в рамках своего правового поля, совершенно не задумываясь, что Приднестровью это просто не надо.

Сохранение status quo очень устраивало полукриминальные бизнес — режимы: конфликтная зона априори теневая. Поэтому, такая тональность в переговорах поддерживалась. Почему риторика не меняется сейчас – вопрос открытый?! Мы ведём переговоры друг с другом с позиции «вы должны», и всем это кажется единственно верным способом. Хотя в обычной жизни общение с подобной позиции как раз и приводит к конфликту. Лет десять назад я высказал крамольную для моих молдавских друзей мысль: для благополучной совместной жизни нужно время. Долгое время. Причём, не просто сидеть и ждать, а делать шаги навстречу, постепенно выстраивая добрососедские отношения, в первую очередь — через повсеместную пропаганду этого добрососедства. Затем, когда будут налажены взаимовыгодные добрые отношения, начинать вести разговоры о совместном «ведении хозяйства». Это будет большой шаг к объединению.

Нужно увидеть на противоположном берегу не абстрактные земли, а живых людей. Вы скажете, мы же так и делаем: договорились апостилировать дипломы, нейтральные номера выдаём опять же. Но всё это — даже не спрашивая, а нужно ли оно нам. Во-первых, много времени уже упущено. Наши дети без проблем подтверждают свои дипломы в любой цивилизованной стране. Во-вторых, нейтральные номера нам точно не нужны. Приднестровские автолюбители совершенно спокойно передвигались по всем странам кроме, разве что, Румынии (я лично неоднократно встречал машины с номерами ПМР и в Бельгии, и в Германии). Они нужны только молдавской стороне, так сказать, чтобы помассировать собственное эго. Мол, на наших номерах не ездите, так и на своих не дадим. Это — самый мягкий вариант разговоров на тему нейтральных номеров среди приднестровских водителей. Перечень «добрых дел» можно продолжать очень долго. Я это называю принуждением к «счастью». Давайте предлагать друг другу то, что на самом деле надо.

Об отношениях с ЕС. Экономика Приднестровья ориентирована на экспорт. Любой бизнес ищет наиболее оптимальные возможности для развития. Даже если идеологически мы ближе к России, европейский рынок ближе географически. Чтобы не быть голословным, приведу некоторые данные приднестровского госстата по внешней торговле за 2018 год: экспорт в Россию составил 10,5%, в страны запада – 39%, в Молдову – 30%.

Соглашение DCFTA, подписанное Молдовой в 2013-м году, распространяет свои преференции и на приднестровские предприятия. Отрицать эту данность было бы глупо. Не пользоваться этими преференциями – ещё глупее. Учитывая, что мы являемся неотъемлемой частью Европы, Брюссель кровно заинтересован в том, чтобы наш регион был стабилен и безопасен. И главным критерием безопасности является экономическое развитие. Было бы желание – все инструменты для этого есть.

В Молдове европейской помощью активно пользуется средний и малый бизнес, работающий в производственной (в том числе, аграрной) сфере. В Приднестровье с малыми производителями всё сложно. В основном, процветает торговля. Малочисленные небольшие производства скорее выживают, чем живут. И, к слову, очень мало знают про возможность участия в грантовых программах.

О призрачной надежде. Когда-то один очень прогрессивный молдавский политик сказал, что благодаря географическому и политическому положению у Молдовы есть шанс стать мостом между востоком и западом. Сохраняя принцип нейтральности, быть связующим звеном, скрепляющим связи России с Европой и Америкой. Пусть маленьким, но очень важным звеном. В этой логике Приднестровье может выступать в роли проводника русскоязычного, евразийского пространства. И Днестр станет уже не разделяющей рекой, а объединяющей западный и восточный берег. Есть мудрое, проверенное временем, народное выражение: ласковое теля две мамки кормят. Самое время прислушаться. К сожалению, эти его слова тогда мало, кто услышал.

Об отношениях с Россией. Тирасполь традиционно сильно связан с Москвой. Россия для приднестровцев – это общая история, общая культура, информационное и образовательное пространство. Мы не просто считаем русский народ освободителем, защитником и созидателем, мы, собственно, и есть потомки этого народа.

Мой отец — русский, мама — молдаванка, они в равной степени участвовали в строительстве нашего общего дома. Из России приехали и остались жить в Приднестровье строители Молдавской ГРЭС, металлургического завода, десятков других больших предприятий, как тогда говорили — союзного значения.

Перечеркнуть в одночасье память многих поколений приднестровцев и их связь с Россией просто невозможно. Сама история конфликта — тому подтверждение. Сегодня российское внимание особенно важно для нас. Не нужно забывать, что главным модератором процессов, происходящих в Молдове и Приднестровье, является большой восточный сосед. Собственно, сдвиг с мёртвой точки вопроса с одиозным молдавским олигархом произошёл при непосредственном российском участии. Пока, правда, только в Молдове.

Российское присутствие в регионе конфликта не только способствует сохранению мира, но и гарантирует сохранение молдавской государственности. Вопрос для многих на правом берегу спорный, но нам, свидетелям политических метаний отдельных руководителей не только в Молдове, но и за её пределами, он видится неоспоримым. Экспериментировать не хочется.

Про склады в Колбасне. При наличии такого опасного объекта, как склады вооружений бывшей 14-й ОА в селе Колбасна, которые охраняет российский воинский контингент, не очень уютно чувствовать себя. Особенно, проживая в непосредственной близости, образно говоря, от пороховой бочки, вокруг которой то и дело носятся неуравновешенные граждане с зажжёнными факелами. Сергей Кужугетович своим визитом и обсуждением этой темы только подтвердил важность вопроса.

Вопрос действительно необходимо решать. Складские помещения ветшают, ящики приходят в негодность, да и сами боеприпасы от времени безопаснее не становятся. Российский министр обороны чётко высказал позицию главного гаранта – необходимо утилизировать. Любую помощь предоставим, сказал Шойгу президенту Додону, который в свою очередь заверил, что рассмотрение этого вопроса будет вынесено на переговорную площадку 5+2. Вот так, не прячась, не играя в подковёрные игры. По-взрослому. Честно, спокойно, взвешенно, как и подобает серьёзному международному игроку. Таких ответственных решений очень не хватает в выстраивании отношений.

Тридцать лет спустя. В следующем году исполняется тридцать лет конфликту, из которого возникли две независимые территории: одна -признанная, другая — нет. Дата вызывает лично во мне два противоположных чувства: сожаление от того, что мы так же, как и 30 лет назад, всё еще в начале пути, и надежду на то, что впереди может быть хорошее будущее.

 

Евгений Зубов,

журналист,

экс глава Службы информации и телекоммуникаций

Приднестровья

Специально для kommersantinfo.com

 

 

 

 

 

 

 

 

Метки:
Следующая статья

Смотри также: