Олег Рейдман: «Мы хотим обернуть сознание людей на достижение их коренных интересов»
.
В 2019 году, с помощью международных партнеров, Молдова устранила все препятствия, названные основными, мешающими её развитию и утверждению демократии. Наступило долгожданное политическое равновесие, ничто не мешает довести до логического конца реформы и зажить по-человечески. 24 февраля новое правительство отметит 100-дневный юбилей своей работы отчетом в Парламенте республики и, по идее, порадует граждан достижениями. В преддверие этого знакового события, kommersantinfo.com запускает серию интервью — мнений специалистов о разных сферах жизнедеятельности государства. Олег Рейдман – экономист, экс — советник Президента РМ, экс-депутат Парламента Молдовы, секретарь Центрального Комитета ПКРМ.
— Господин Рейдман, охарактеризуйте, пожалуйста, текущий политический и социально-экономический климат в стране.
— В целом, ситуацию можно, на мой взгляд, охарактеризовать коротко: глубокий и нарастающий кризис. Если тезисно, то он заключается в следующем:
— Кризис конституционный не преодолен. Это касается незаконных вмешательств в Конституционное устройство страны и общества, произведенных в условиях захвата государства и его институтов властью, царившей в стране после ползучего госпереворота в 2009 году. Политическая система в Республике Молдова разрушена и не обеспечивается верховенством Конституции, как формой общественного договора.
— Система выборов законсервирована захватчиками в такой форме, чтобы препятствовать демократической сменяемости власти. В этой системе нет барьеров для манипулирования голосами избирателей, начиная от многочисленных нарушений в составлении списков избирателей и заканчивая их прямым подкупом и недобросовестной агитацией.
— Роль Парламента сведена к демонстративному «ток-шоу», где решаются не насущные проблемы жизни, а демонстрируются упражнения в риторике, и продолжаются попытки удержания общества в состоянии раскола, в том числе и, в первую очередь, по геополитическому принципу и межнациональному разделению.
— Экономика и социальная сфера угнетены. Все меры социально-экономического характера не основаны на объективных целях развития, не суверенны, ориентированы на внешнее благосклонное отношение и зависимы от этого отношения. Экономика не в состоянии обеспечить процессы человеческого развития и улучшение качества жизни людей. Поэтому, и все меры социального характера фрагментированы, лишены основного требования к ним: равенства и справедливости. Действия в социальной сфере выбираются и реализуются по принципу «громкого звучания и низкого эффекта». В результате, наблюдается явление «нос вытащил – хвост увяз», что приводит к распылению и неэффективному использованию скромных ресурсов государства. Примеров этому множество, и они приведены в позиции ЦК ПКРМ.
— В названных Вами условиях в Молдове могут состояться досрочные парламентские выборы?
— Я уже сказал выше, что избирательная система искажена и «законсервирована» таким образом, чтобы избежать сменяемости власти. В этих условиях я лично не вижу никаких движений со стороны захватчиков в сторону досрочных парламентских выборов. Захват государства не преодолен. «Революция дипломатов» была направлена лишь на удаление наиболее одиозных, по их мнению, фигур, и ничего не дала с точки зрения восстановления демократических норм общественной жизни и истинных целей государственного и общественного развития. Условия для захвата сохранены, и ими немедленно воспользовались власть предержащие для осуществления «перезахвата», что и произошло под громогласные лозунги деолигархизации и прочей «лабуды». Таким образом, мне представляются маловероятными досрочные парламентские выборы, а, главное, малорезультативными.
Конечно, под давлением общественного протеста их могут организовать для «выпуска пара». Если общественный протест станет нарастать, а мы намерены в этом участвовать, основной задачей захватчиков будет удержать его направление в сторону просто самого факта досрочных выборов, и ни в коем случае не допустить его ориентирование на восстановление демократических конституционных норм и демократизации выборного процесса.
— Новые политформирования смогут повлиять на изменение общественно-политической ситуации в Молдове, о котором Вы говорите?
— Когда речь идёт о новых политических формированиях, на мой взгляд, следует говорить о содержательном компоненте, а не о новых названиях. Знаете, конфеты «Вечерний Кишинев» можно продавать в красивых коробках, целлофановых пакетах или на развес. Но, в конце концов, сняв фантик, чувствуешь одинаковый вкус. Я не вижу сегодня принципиально новых по содержанию политформирований. Следовательно, и никакого влияния на общественно- политическую ситуацию не ожидаю. Нельзя же считать таким влиянием десяток лайков под сообщениями в фейсбуке.
— В настоящее время гражданскому обществу свойственна определенная индифферентность, наберет ли сама ПКРМ былую политическую силу?
— Относительно былой политической силы ПКРМ. Сила партии классически состоит в том, правильно ли и умело ли она отражает коренные интересы тех или иных общественных групп, верно ли выделяет и определяет их общие интересы, может ли доказать свою способность ответить этим интересам, насколько эти группы многочисленны. Считаю, в этом смысле ничего существенного не изменилось, что подтверждают наши многочисленные встречи с гражданами. Но сейчас все большее влияние на результат оказывают технологии управления общественным сознанием, которые стоят немалых денег. Вот этот период – разочарования людей своими решениями, принятыми под влиянием таких технологий – мы, коммунисты, намерены сделать как можно короче, обратить сознание людей на достижение их коренных интересов. И предлагаем достичь этого, путем вручения властных рычагов ПКРМ, выражающей эти самые интересы, и доказавшей способность их удовлетворить.
— Молдова когда-то избавится от синдрома расколотого государства? Есть перспектива?
— Синдром расколотого государства, а, на наш взгляд, следует говорить о расколотом обществе, привнесен в общественную жизнь Республики Молдова властями, которые вцепились зубами в страну, в результате ползучего госпереворота, начавшегося седьмого апреля 2009 года. Захватив к 2011 году государство, что мы констатировали еще в 2012-м, эти силы использовали и насаждали этот раскол в общественном сознании, в целях сохранения и упрочения своего захвата. И не важно, были ли это «прозападные» или «провосточные» политические шмекеры. И те, и другие никогда не были искренними в своих ориентирах. Они использовали и культивировали некоторые общественные настроения, удобряли и взращивали их с единственной персональной целью: власть, воровство, личное благополучие. Без смены такой властной парадигмы общественный раскол преодолеть нельзя, а это грозит общественной и государственной катастрофой.
Интервью вела
Ольга Березовская