Поиск..

Лента новостей Регион

Какой в Молдове modus operandi, такой – и vivendi…

.

На прошлой неделе в Молдове состоялись парламентские слушания по кризисной ситуации в газовом секторе, масштабы которой страна переживает впервые после 1992 года.

— Я только теперь понял, почему такие мероприятия называются «слушаниями». Все мы, участники этого действа, слушали «виртуозные» выступления (без)ответственных (!) за поставки газа в Республику Молдова лиц – от двух поставщиков и до ряда руководителей государственных институций, напрямую связанных с данным процессом. В коллегиальной и расслабленной обстановке они пафосно сообщали нам, какие титанические усилия прилагают ежедневно, чтобы не оставить граждан без газа. 

Оказывается, наши поставщики, прямо как опытные охотники, выискивали лучшую цену на рынке и – нашли! Сейчас мы платим 650 евро и вряд ли это – предел для Молдовы. «Главный деятель» компании «Молдовагаз» «ловко» жонглировал цифрами, сравнивая летнюю цену с предыдущей и договорился до того, что его команда, которую народ называет не иначе как «шайкой-лейкой», еще кое-что, оказывается, и сэкономила за отчетный период своей пустопорожней бурной деятельности! И никто, повторяю – никто! не спросил его, почему он не сравнивает эти цифры с декабрьской ценой

Наши «бравые» Правительство и Министерство энергетики РМ внимательно следили за процессом. Даже в Россию успели съездить (а это, напоминаю, главный враг молдован, согласно Стратегии нацбезопасности) с нулевым результатом

НАРЭ вовремя подмахнуло документы о повышении тарифов. И здесь возникает вопрос, зачем нашей стране нужно НАРЭ, которое финансируется по принципу – чем выше тариф, тем выше доход этой «конторы рога и копыта»?  И, что интересно, ни один законодатель не видит в этом проблемы. Все при деле, все в доле – а иначе нельзя объяснить «молчание ягнят» и то, что «шулеров от энергетики» пока никто не хватает за вороватые ручонки

Как всегда, по итогам заседания парламентской комиссии, его участники дружно и на очень оптимистичной ноте решили, что надо что-то незамедлительно «расширить и углубить»?! Кто виноват в создании кризисной ситуации в стране, разбираться не стали. Зачем? Когда есть граждане, которые, как всегда, заплатят за все промахи надутых от важности министерских чинуш

Так сложилось в Молдове, что нет более устойчивой конструкции, чем «мы платим, а они на нас хорошо зарабатывают». Поэтому ожидать каких-либо решений от приглашенных на парламентские слушания высокооплачиваемых госчиновников не приходится. Они, «газовые шулеры», будут продолжать и дальше успешно играть в имитацию бурной государственной деятельности.

Нерешенные проблемы в сфере экономики накапливаются с каждым днем, только вот они имеют свойство периодически взрываться. Когда? Ну, например, после 1 января. Кстати, ни у кого из государственных мужей не возник вопрос на «слушаниях», что же может произойти после? Туманным заявлениям премьера о том, что мы готовы к различным сценариям, можно верить в той же степени, что и его сентябрьскому заявлению о том, что тарифы на газ не повысятся. А они вдруг самостоятельно раз – и повысились, да еще как! Сейчас премьер-министр рецидивирует и опять, как мантру, повторяет, что до весны цены на газ не изменятся. Так уже закупаем газ по 650 евро, а, значит, в январе парочка Молдовагаз – НАРЭ потребует опять повысить тарифы. Да и не готовы мы к сценариям, уготованным миру, в котором живем.

1 января Кремль прекратит поставку бесплатного газа в Приднестровье. А это означает, что мы автоматически (может, через пару недель, когда мазут в «закромах» Молдовы закончится) останемся и без электричества от МГРЭС. Если она остановится, то ее практически уже не запустить. МГРЭС к тому же не только генератор, но и еще и распределительный узел в нашей энергосистеме. Схема поставки европейского газа для МГРЭС (по 650 евро?!) не работает, станция функционирует только на бесплатном газе. Поэтому срочно посылаем гонцов в Бухарест и Брюссель. В Румынии просим электричество, в Брюсселе – деньги. Электричество в Румынии дорогое и в дефиците. Кстати, а мы знаем какая конструкция новой власти там после выборов сложится? А вдруг им не до нас будет? Может, немного получим, чтобы хватило на правительственные кварталы, тогда остальным – веерные отключения гарантированы. И мы рады будем платить любую цену, потому что без электричества ничего не работает – отопление тоже. Ну, померзнем немного. Может, с зимой повезет.

Мы, граждане, действительно готовы ко всем сценариям. Власти – не готовы. Это я еще про Приднестровье ничего не сказал. Потому что нет никакого плана для игры без правил, затеянной нынешними некомпетентными руководителями Молдовы. Можно попытаться еще какое-то время поиграть в имитацию государственной деятельности, но по факту это вряд ли получится. Времени просто не осталось, да и испытывать народ на терпение уже не только контрпродуктивно, а и очень опасно! Но только в эти дни кризис, о котором так долго говорили все, кроме властей Молдовы, был признан на официальном уровне.

Хронологически: сначала 9 декабря лидер Приднестровья Красносельский подписал указ о введении чрезвычайного положения в экономической сфере. Во время действия ЧП все предприятия региона должны рационально использовать газ и другие энергоресурсы. Будет введен запрет на их экспорт. Что это означает – всем понятно. Фактически это было последним подтверждением, что с 1 января прекратится подача российского газа в Приднестровье и автоматически – электроэнергии на правый берег.

11 декабря уже Правительство РМ утвердило регламент о чрезвычайных ситуациях (ЧС) в электроэнергетике и план действий в случае их введения. Документ предполагает 29 различных сценариев кризисных ситуаций: от стихийных бедствий до кибернетических и прямых атак на энергосистему Молдовы. В пояснительной записке отмечается, что энергосистема находится в уязвимом положении, как «следствие недоинвестирования в генерирующие мощности и в развитие сетей, неэффективных попыток диверсифицировать источники энергоснабжения и неполные рыночные реформы». В результате этого, Молдова на сегодня в состоянии обеспечить только 24% собственного потребления.

Что ж, о высоковольтных ЛЭП, связывающих нас с Румынией (т.е. с европейским рынком) говорят уже более 20 лет. Могли мы получить и свой реактор на АЭС в Чернаводэ в начале 90-х. Но не было ни политического видения, ни политической воли. Последние 10 лет ведутся разговоры о строительстве двух современных ТЭЦ вместо морально и физически устаревших. Про рыночные реформы лучше не будем. Все предыдущие власти вполне устраивала ситуация закупок с МГРЭС и из Украины с подсчетом откатных центов с киловатта. Кто не в курсе: энергетика в нашем регионе – сплошные откатные схемы. Но грянула война в Украине, которая превратилась из экспортера электроэнергии в импортера. О прекращении транзита газа через Приднестровье с 1 января также известно давно. Как минимум с начала войны мы постоянно находимся в режиме ЧС, которую уже вводили ранее. Тренд был очевиден при постоянном систематическом разрушении энергетической инфраструктуры Украины. 

План действий, в пакете с Регламентом, разработан при поддержке Европейского союза. Подобные планы разрабатываются всеми государствами-членами ЕС и энергетического сообщества и пересматриваются не реже одного раза в четыре года, если за это время не возникают новые риски. Так что, наш план мог появиться и раньше. Но лучше позже, чем никогда. Единственное, что смущает – представленный план касается только электроэнергетики. Вы точно уверены, что с газом у нас все будет в порядке? После последних событий с закупками и повышением тарифов на газ я не был бы настолько уверен. Более того, при повышении тарифов на газ и, уже очевидно, дорогой европейской электроэнергии (дороже в разы по сравнению с МГРЭС), вырастут цены на все остальные товары и услуги. Мы уже проходили подобную ситуацию раскручивания инфляционной спирали. Справились с огромным трудом. Так что, я бы рассматривал ЧС в более широком контексте. Обратили внимание, что в Приднестровье сразу ввели ЧП «в экономической сфере»? Думаю, что режим ЧС вынужден будет расширять сферы приложения по мере возникновения проблем. Как тут не вспомнить, что механизм КЧС был единственным действенным инструментом, не позволившим шоровским структурам триумфально выйти за пределы Гагаузии на местных выборах?

Можно ли было предотвратить этот форсированный переход к ручному управлению? Частично да, частично нет – не все факторы доступны нашему влиянию. Но то, что в прошлом году это работало, и газ был, и тарифы не росли – факт. Так что, режим ЧС становится нашим привычным Modus vivendi и Modus operandi.

P.S. «Чтобы избежать нового энергокризиса, Кишинёву нужно договориться с российским Газпромом», – заявил Посол ЕС в Республике Молдова Янис Мажейкс. Если Приднестровье столкнётся с нехваткой газа, то у молдаван начнутся перебои с электричеством – 90% всей энергии Молдова закупает в непризнанной ПМР с Молдавской ГРЭС, работающей на газе из РФ. Евродипломат также напомнил, что за три последние зимы ЕС оказал молдавской энергетике помощь на €240 млн, но о помощи в этом году пока «говорить рано». Комментарии излишни…

Виктор Чобану, 

политический эксперт 

Специально для kommersantinfo.com

Хотите поддержать изменения к лучшему в вашей стране? Участвуйте в них вместе с нами! Вы можете внести свой вклад в независимую журналистику.

Метки: