Поиск..

Лента новостей Регион

Анатолий Царану : «Главный показатель безопасности для Молдовы – ситуация на одесском направлении»

.

Политический аналитик Анатолий Царану прокомментировал  для KommersantInfo региональную ситуацию, сформированную противостоянием России и Украины, сделав акцент на перспективах Молдовы, ставшей месяц назад прифронтовым государством. А. Царану Директор Центра стратегических исследований и политического консалтинга «Politicon». В оценке происходящих событий он опирается в том числе и на свой опыт экс Чрезвычайного и Полномочного Посла РМ в РФ.  

 

Господин Царану, на Ваш взгляд, в каком ключе будет развиваться ситуация в Украине, при наращивании ею военных ресурсов с помощью Запада и параллельном переговорном процессе с Россией о деэскалации конфликта?

— Боевые действия в Украине продолжаются больше месяца. В том, что Россия называет специальной военной операцией, объектами поражения являются не только военные цели, но и жилые дома, объекты гражданской инфраструктуры. По разным источникам, в Украине более десяти миллионов человек покинули свои жилища, более трех миллионов покинули страну, счет погибшим и раненым достиг десятков тысяч, среди  них есть дети, женщины и старики. Бывший узник фашистского концлагеря пережил Холокост, но не сумел  пережить спецоперацию российской армии в Украине.

В Москве на самом высоком уровне заявляют о том, что операция разворачивается строго по плану. Совершенно очевидно, что это – вынужденные и неубедительные уловки, попытки сделать хорошую мину при плохой игре. Иначе, как можно вообразить, что в Москве изначально планировали методичное разрушение украинских городов и сел, посредством авиационных бомбежек и артиллерийских обстрелов, и что самое главное – высокие человеческие и материальные боевые потери российской армии?

По заслуживающим доверия сведениям от независимых военных экспертов, на этом этапе в боевых действиях на территории Украины погибли от семи до пятнадцати тысяч российских солдат и офицеров, а также – семь генералов российской армии, и это никак не может укладываться в предварительные расчеты!

Для любого непредвзятого эксперта очевиден не расчет, а просчет кремлевских стратегов, развязавших войну против Украины на основе глубоко ошибочных прогнозов. И, в первую очередь, в Кремле ничего не поняли о тех глубинных изменениях, которые произошли в украинском обществе за годы независимости. Оказалось, что украинцев, познавших вкус демократических свобод, ни за какие коврижки не загонишь обратно в имперское стойло. Вместо короткой победоносной войны, Москва получила бойню и международную изоляцию с катастрофическими политическими, экономическими и социальными последствиями, растянутыми во времени.

Русско-украинское противостояние сейчас вошло в затяжную фазу. Страны Запада наращивают поставки оборонительного вооружения Киеву, способствуя сопротивлению Украины. В этих условиях её военно-политическая капитуляция становится недостижимой задачей для Путина, делая заключение мирного соглашения неизбежностью ближайшего времени. Что демонстрируют  текущие переговоры в Стамбуле: Министерство обороны РФ приняло решение в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлении.

— Как вы считаете, власти Украины пойдут на уступки российской стороне, чтобы уберечь гражданское население, сделать приоритетной для себя именно задачу спасения людей?

Украина является жертвой агрессии и не несет ответственность за разрушения и гибель мирных граждан и своих солдат. У украинцев нет выбора, они защищают страну от иноземного захватчика, платя за это цену собственными жизнями. В истории не раз бывало, когда народы завоёвывали право на свободу ценой самопожертвования.

Переговорный процесс по поиску мирного урегулирования между Россией и Украиной идет уже несколько недель. По отдельным вопросам найдены компромиссы. В частности, Киев согласен на внеблоковый статус Украины, готов на компромиссы в части статуса русского языка и по ряду других позиций. Камнем преткновения остаются вопросы территориальной целостности страны, гарантий безопасности Украины после урегулирования. В этом смысле мяч сейчас на стороне России, от нее зависит во многом прогресс на переговорах.

Совершенно очевидно, что расчеты Москвы на безоговорочную капитуляцию Киева безосновательны. При этом затягивание войны, без осязаемых перспектив полной победы, представляет для России и лично Путина огромные риски. Если только в Москве полностью не возобладали иррациональные самоубийственные силы, в нынешнем апреле-мае реалистично ожидать соглашения о прекращении огня и даже мирного договора.

— Насколько трезво наши сограждане воспринимают ситуацию в целом? Судя по соцсетям, полемика сейчас несколько поутихла.

— Республика Молдова в информационном плане является плюралистическим государством, что предполагает определенный разброс мнений в обществе по различным политическим событиям. Согласно опросам общественного мнения, каждый второй гражданин Молдовы воспринимает события в Украине как российскую агрессию. Каждый четвертый – сторонник кремлёвского нарратива об антинацистской спецоперации. Вместе с тем, в нашем обществе ощущается зримая тревога в перспективе переливания войны через границы Молдовы, в особенности, из-за наличия неурегулированного приднестровского конфликта.

В этих условиях официальный Кишинев проводит выверенную политику не провоцирования Москвы, в том числе посредством неприсоединения к санкционным антироссийским мерам. Хотя главным показателем уровня безопасности Молдовы является военная ситуация на одесском направлении. До тех пор, пока Одесса контролируется украинской стороной и не осуществлена непосредственная смычка российской армии с Приднестровьем, Республика Молдова может рассчитывать на относительную военную безопасность.

Другим побочным эффектом событий в Украине стал  всплеск интереса (в широких сегментах молдавского общества) к перспективе объединения с Румынией, как радикальному способу обеспечения безопасности от растущих военных угроз со стороны России. Как это ни парадоксально, но гальванизации унионистских настроений в нашем социуме способствуют призывы Путина, тиражируемые российскими телеканалами и прессой, к ряду центральных европейских стран – таких как Румыния, Венгрия, Словакия и Польша – на предмет территориальных претензий к Украине по возврату исторически принадлежащих им земель. Российский ревизионизм в части государственных границ Украины создает благоприятный прецедент для унионистского проекта в Молдове, в особенности, когда число её граждан с румынским национальным самосознанием неуклонно возрастает. Это еще один из зримых и не прогнозируемых эффектов «спецоперации» в Украине.

— Он как-то приближает решение приднестровского вопроса?

Если бы удался российский блицкриг в соседней стране, приднестровский конфликт был бы с очевидностью решен на российских условиях, положениях плана Козака – посредством федерализации Молдовы. Однако сопротивление украинцев опрокинуло планы Москвы, выведя проблематику Приднестровья за рамки непосредственных задач. Повторюсь, в ближней перспективе приднестровский вопрос туго завязан на ситуацию с Одессой.

В том, что касается средне- и долгосрочного плана, приднестровское урегулирование во многом будет зависеть от условий мирного договора по Украине. Очень вероятно, что в мирном российско-украинском договоре будут содержаться прецеденты, применимые к урегулированию в Приднестровье. Поэтому в Кишиневе с особым вниманием будут отслеживать перипетии заключения мирного договора в Украине – не только из соображений общегуманитарного характера, но и из прикладного интереса по урегулированию конфликта в Приднестровье.

 

 

Интервью вела

Ольга Березовская,

специально для kommersantinfo.com 

 

 

Метки: