Поиск..

Лента новостей Регион

Год под знаком желтого кода

.

На днях исполнился год с момента прихода к власти Партии Действие и Солидарность, которую в народе привыкли называть аббревиатурой PAS. 2021-й уже поспешили назвать желтым, намекая на цвет символики правящей партии. Автор этой аналитической записки пошел дальше – присвоил прошедшему году желтый код, который в оценке уровня угроз означает «высокую степень социальной опасности».

С первых шагов после прихода к власти обнаружилось, что PAS не намерена проводить политику в интересах населения Молдовы. Больнее всего по этим интересам ударили действия режима Майи Санду в сфере обеспечения поставок природного газа, а также касающиеся регулирования (или, точнее, отсутствия регулирования) цен на бензин и дизельное топливо – действия, спровоцировавшие небывалую инфляцию и повальный рост цен.

Имитация борьбы с коррупцией

Но и в других областях дело обстояло не лучшим образом. Обещанная борьба с коррупцией – главный предвыборный лозунг PAS – обернулась незаконной отставкой генерального прокурора Александра Стояногло, но, что еще хуже – фактическим сохранением принципов работы органов прокуратуры, заложенных еще беглым олигархом Владимиром Плахотнюком. Главный из этих принципов хорошо известен – прокуратура должна выполнять политические заказы власти, что мы и наблюдали весь минувший год.

Время от времени для публики проводились на телекамеры обыски или задержания какого-нибудь деятеля, которому чаще всего инкриминировалось незаконное обогащение, но юридический эффект всей этой имитации бурной правоохранительной деятельности до сих пор равен нулю. Ничьи преступления так и не были доказаны в судебном порядке и, соответственно, никто не понес заслуженного наказания.

И все это происходило на фоне бесконечных разговоров президентки Санду и других лидеров PAS о некой иллюзорной реформе юстиции. Впрочем, об этой реформе точно также говорилось и при Плахотнюке, молдавской властью даже осваивались немалые суммы, выделяемые Западом под «реформу юстиции». Хотя воз и ныне там, и нет ни малейшей надежды, что он сдвинется с места.

Антисоциальность PAS

По прошествии года, невозможно назвать ни одну социальную группу, представители которой могли бы, положа руку на сердце, сказать: эта власть сделала для нас что-то такое, что в итоге пусть не улучшило наше положение, все-таки прошло мало времени, но хотя бы породило оптимизм. Бизнесмены, бюджетники, пенсионеры, аграрии, индивидуальные предприниматели, работники так называемого креативного сектора (начиная от IT-сферы и кончая творческими профессиями) – никто не готов привести хотя бы один весомый аргумент в пользу PAS. Её власть оказалась тотально антисоциальной.

Только откровенно антисоциальный режим мог додуматься до того, чтобы обвинить собственное население в том, что оно якобы слишком много ест. Попрекать куском хлеба вообще аморально, тем более, когда попрекают те, от кого зависят попрекаемые. И да, попрекают или упрекают всегда тех, кем бывают недовольны. Дескать, развелось вас тут, нахлебников, на нашу голову. Из-за условного «куска хлеба», а точнее из-за того, что власть не желает тратить на попрекаемых «лишние» средства, режим Майи Санду дает понять, что недоволен народом Республики Молдова. Выходит, наш народ этой власти только мешает? А что же он, в какой мере властью доволен народ?

Сегодня, по прошествии года, ею довольны только наиболее фанатичные адепты так называемой европейской интеграции – устойчивого мифа, укоренившегося в сознании части наших сограждан. Фанатичные – потому, что продолжают слепо верить в мантру о том, что да, сейчас плохо, но так и должно быть ради евроинтеграции. Поэтому надо потерпеть, зато когда-нибудь потом, когда для Республики Молдова наступит светлое европейское завтра, всем станет хорошо. Среди молдавского электората процент таких людей – а они есть практически во всех группах населения – всё еще достаточно высок, они и составляют социальную базу PAS. Хотя для лидеров правящей партии все эти люди всего лишь «полезные идиоты», роль которых сводится к «правильному голосованию» на выборах.

Логика власти PAS

Политические комментаторы все чаще разводят руками, пытаясь отыскать логику в тех или иных действиях PAS. Режим Майи Санду даже сравнивают с властью инопланетян. Всё чаще применительно к правительству Натальи Гаврилицэ звучит слово «некомпетентность». Эксперты, в том числе из обоймы сторонников PAS, ищут ответ на вопрос, какую конкретную пользу политика правящей партии может принести жителям Молдовы, и не находят его. И не найдут, потому что ищут ответ, исходя из наших внутренних проблем и интересов нашего населения. В то время как власть PAS заточена на другое – на так называемую глобалистскую политическую повестку. И в данном аспекте Республика Молдова – не исключение, обслуживанием этой повестки сегодня заняты власти абсолютного большинства европейских стран, как и отдельных стран в других частях планеты.

Еще каких-то полтора десятка лет тому назад невозможно было представить себе, например, правительство Германии, которое проводило бы политику не в интересах немецкого бюргера или промышленника, а вразрез с этими интересами. Сегодня такая политика стала реальностью. Смысл ее сводится к простому выводу: неважно, что будет с нами, главное сделать хуже Путину.

Отсюда и отказ европейцев покупать российскую нефть, и бесконечные пакеты антироссийских санкций, и наращивание поставок вооружения Киеву для продолжения войны с Россией, и многое-многое другое. И хотя уже очевидно, что от всего этого российскому президенту Владимиру Путину хуже никак не становится, даже наоборот, его позиции внутри российского общества лишь укрепляются, да и в мире, на других континентах многие страны явно не торопятся присоединяться к западным санкциям, правящая европейская элита отказываться от них не намерена. Даже по тем позициям, где эти санкции наносят явный вред экономике Европы и ее населению.

Разумеется, глобалистская повестка не сводится лишь к борьбе коллективного Запада с Россией, ее содержание гораздо шире. Она начала воплощаться в жизнь задолго до 24 февраля нынешнего года и даже до включения в 2014 году Российской Федерацией в свой состав Крымского полуострова. К этой повестке относятся и так называемое глобальное потепление с требованиями повсеместного уменьшения выбросов углекислого газа и вкладыванием колоссальных инвестиций в «зеленую энергетику», и пропаганда ЛГТБ+, и навязывание гендерной идеологии, и беженцы, и свобода иммиграции из бедных стран в богатые.

В соответствии с глобалистской повесткой, собственные малоимущие граждане не должны иметь преимуществ перед беженцами в получении социальных благ. Мы наблюдаем это в том числе на примере с украинскими беженцами в Молдове – при всем нашем сочувствии к ним. Налогоплательщики из состава среднего класса в странах Западной Европы обязаны раскошеливаться на значительные субсидии мигрантам. Религия должна быть смещена на обочину социальной жизни, верующие – загнаны в своеобразные «религиозные гетто», а стремление сохранить традиционную культуру и местные обычаи, исторически сложившиеся у той или иной нации, должны приравниваться к насилию над личностью, дискриминации, расизму или даже фашизму.

Всё это не имеет ничего общего с демократией, с которой еще недавно у нас ассоциировался Запад и в первую очередь – Европейский союз. Наоборот, глобалистская повестка постепенно приобретает характер тоталитарной идеологии. Вот с точки зрения соответствия этой повестке и следует оценивать действия власти PAS. И тогда все становится на свои места – и ратификация Стамбульской конвенции, и участие депутатов мажоритарной фракции в гей-параде, и готовность режима жертвовать всем подряд ради «европейской интеграции» (которая тоже – часть глобалистской повестки). И политика правящей партии выглядит вполне логичной.

Кто платит, тот заказывает музыку

Хотя режим Майи Санду сохраняет относительную свободу действий в некоторых сферах внутренней политики (например, в преследовании политических оппонентов), называть сегодня Республику Молдова независимым и суверенным государством может либо круглый дурак, либо циничный и лживый политикан. Глобализм и суверенитет не просто несовместимые понятия – это антагонисты.

Опять-таки, рост и усиление нашей вполне колониальной зависимости от Запада – зависимости финансовой, идеологической, гео- и просто политической, информационной – началось задолго до избрания Майи Санду на должность главы государства. Тенденцию не смог (по большому счету и не пытался) переломить даже считавшийся «пророссийским» (то есть, как бы антизападным) президент Игорь Додон. Другое дело, что с установлением единоличной власти PAS эта зависимость приобрела законченные формы.

С началом Российской Федерацией специальной военной операции в  Украине, переросшей в необъявленную войну между Россией и Западом, между ними вновь установилось некое подобие железного занавеса. И на этот раз территория бывшей Советской Молдавии оказалась по другую его сторону – на Западе, отрезанной от России.

Как и во всей Европе, у нашего населения не должно быть доступа к телевизионным каналам, транслирующим «неправильную» точку зрения, потому что это нарушает «информационную безопасность». Поэтому молдавская власть послушно запретила вещание российских телепрограмм. Никакой альтернативы, все должны думать так, как велят США и ЕС. И хотя в эпоху интернета такой запрет выглядит, по меньшей мере, глупым, это никого не смущает.

В глобалистской повестке вообще многое не поддается объяснению и  с точки зрения здравого смысла выглядит абсурдным. Взять, например, пресловутый «третий энергопакет» ЕС – в соответствии с ним члены Европейского союза не могут приобретать энергоресурсы из одного источника, непременно должны быть альтернативные поставщики, притом никого не интересует аспект экономической выгоды. От присущей капитализму прагматики не осталось и следа.

И хотя Республика Молдова недавно стала всего лишь кандидатом в члены ЕС (уже умолчим, при каких обстоятельствах) и не обязана слепо следовать директивам из Брюсселя, режим Санду именно это и делает. И следует не только европейским директивам, но и тем, которые в виде «рекомендаций» поступают от МВФ или Мирового банка. Например, там пришли к выводу, что в Молдове слишком много государственных университетов – в PAS тут же взяли под козырек.

И никакие протесты, никакие увещевания, никакие обращения к власти со стороны различных VIP-персон с аргументами в пользу сохранения того или иного вуза или бывших академических институтов не помогли. Даже собственному министру сельского хозяйства, который посмел выступить против ликвидации Аграрного университета, дали пинок под зад. Единственным исключением стал Тараклийский университет, его решили не пускать под нож – так и это произошло благодаря внешнему фактору, в решение вопроса вмешался болгарский президент Румен Радев.

Сколько может продлиться нынешнее положение дел?

Ответа на этот вопрос сегодня не может дать никто. Не являюсь сторонником конспирологических теорий о «мировом правительстве», не берусь судить о роли в современном мире таких влиятельных неформальных клубов как Римский и Бильдербергский, рассуждать на тему Давосского форума, Джорджа Сороса и пр.

Поэтому могу лишь констатировать то, что видно невооруженным глазом: влияние глобалистов в самих США – метрополии современной западной империи и на европейском континенте все еще велико. Чтобы убедиться в их могуществе, достаточно привести в пример недопущение ими избрания в 2020 году на второй срок президента Дональда Трампа, который попытался противопоставить глобалистам политику американизма.

В Республике Молдова их полностью устраивает Майя Санду и ее режим. Особо уповать на будущие выборы я бы не стал, намеченный властью PAS переход к электронному голосованию может сделать эту власть практически неуязвимой с помощью фальсификаций, которые, в отличие от обычного голосования, невозможно будет даже зафиксировать.

Строго говоря, политика в нашей стране умерла, на смену ей пришла и всё заполнила собой геополитика. Этим, кстати, объясняется и беспомощность молдавской оппозиции. Которую технично ликвидировал, как политический феномен, еще бывший американский посол Дерек Хоган.

С другой стороны, мы имеем углубляющийся на Западе социально-экономический кризис, растущее недовольство населения европейских стран, где постепенно ширится волна протестов. Уже пошли первые отставки глав правительств. Есть попытки протестов и у нас, но я бы не слишком уповал на возрождение протестного движения в Молдове. Наша зависимость от внешнего мира настолько велика, что любое принципиальное изменение внутренней политической ситуации может быть вызвано только внешними факторами.

В ноябре нынешнего года в США должны пройти промежуточные выборы в Конгресс и Сенат, Демократическая партия, считающаяся оплотом глобалистов, имеет все шансы уступить большинство в обеих палатах республиканцам, что может привести к серьезным пертурбациям в американской политике.

Пока ясно одно: впереди нас ждет тяжелая зима, которую хотелось бы пережить хотя бы без перебоев в поставках Молдове газа и электроэнергии. Но надеяться мы можем только на Всевышнего, потому что на власть PAS надежды никакой.

Риски

При нынешнем режиме их для нашего населения много, но в заключение назову лишь один, самый опасный – риск войны. Сегодня мы наблюдаем эскалацию военных действий в соседней Украине. С востока этой страны театр военных действий постепенно смещается на юг. При условии приближения российских войск к Одесской области, война пойдет уже в непосредственной близости от Молдовы. И тогда на смену желтому коду придет красный, означающий критический уровень опасности.

Разговоры об укреплении обороноспособности Национальной армии я не склонен воспринимать всерьез. Все, что остается в нашей ситуации маленькой и беззащитной страны – это молиться Богу: Господи, пронеси!

 

Виктор Жосу,

политолог, экс депутат Парламента РМ,

специально для kommersantinfo.com

 

 

 

Метки: