Поиск..

Регион

Оазу Нантой: «Расколотость» останется в прошлом, когда мы научимся уважать и любить себя».

.

Набравшись 23 февраля мужества, 24-го правительство Кику отчитается в парламенте республики о проделанной за 100 дней работе. Однако, несмотря на результаты этой процедуры, какими они ни окажутся, самую правдивую и реалистичную оценку деятельности кабмина могут дать только граждане Молдовы. Наша платформа предоставляет возможность высказаться каждому желающему. Наиболее активная часть общества – политологи и эксперты – уже делятся своим мнением о социально-экономической и политической данности в республике, а также — о возможном развитии событий. Сегодня гость kommersantinfo — депутат Парламента РМ Оазу Нантой.

— Господин Нантой, концептуальные политические битвы остались в прошлом году, но некоторые партии пытаются нарушить установившуюся стабильность. Как лично Вы оцениваете эти действия и, в общем, сегодняшний общественно-политический климат?

— Если откровенно, Ольга, я отношусь к нему, к этому климату, как к больному тяжелой и изнурительной болезнью, название которой не произносят вслух в приличном обществе. Ведь это наша общая вина, что по итогам «проевропейской» фанфаронады мы скатились в позорное состояние «захваченного» государства. Напоминаю всем, что Плахотнюк никого не расстреливал, в большинстве случаев сами депутаты, судьи, прокуроры, журналисты и прочие прогибались и выстраивались в очередь за подачками из наворованного, образовав тем самым пирамиду холуйства и алчности.

Горстка людей, именуемая Блоком «АКУМ», и где-то четверть избирателей, по итогам парламентских выборов, не позволили «биному» Плахотнюк — Додон закатать в бетон последние проявления человеческого достоинства. Равно как и не позволили Додону обмануть Путина заявлением, что «он хотел, но не смог». Ведь очевидно, что Дмитрий Козак появился в Кишиневе 3-го июня 2019 года с единственной целью — убедиться во вменяемости Блока «АКУМ», необходимой для устранения Плахотнюка. Ибо, как можно предположить, Кремль понял, что нет веры Додону, который по заданию того же Плахотнюка плел в Кремле страшилки про «кровожадных унионистов» и «пронатовцев» из Блока «АКУМ».

Поводов для радости у меня, гражданина РМ, нет: в ночь с 7-го на 8-е июня Владимир Путин продемонстрировал Владимиру Плахотнюку, что он более «убедительно» контролирует «всенародно избранного», не без помощи того же Плахотнюка, Игоря Додона. Возглавляемое Майей Санду правительство прекрасно сознавало, что ему отведена роль камикадзе. Ведь уже 8-го июля появился Указ Додона о назначении Кику советником президента. С той самой минуты и пошли слухи о том, что Ион Кику подготовил себе костюм будущего премьера.

Боязнь, банальный страх перед посылами Майи Санду заставили Плахотнюка, профессионального «борца с путинскими танками», сделать Игоря Додона Президентом Республики Молдова 13 ноября 2016 года.

Испуг, банальная паника перед возможностями Майи Санду, заставили Игоря Додона объединиться с подельщиками Плахотнюка из ДПМ и отправить в отставку возглавляемое ею правительство 12-го ноября 2019 года.

Я не намерен ни восхвалять, ни идеализировать как саму г-жу Санду, так и возглавляемый ею кабинет министров. Однако они сумели спасти страну от финансового коллапса, именно под имя Майи Санду были выделены серьезные денежные средства, позволившие государству перепрыгнуть через финансовую дыру, спровоцированную предвыборным популизмом Плахотнюка и его карманной ДПМ.

Общество начало освобождаться от атмосферы липкого страха, были проведены конкурентные местные выборы. (Отнесемся с юмором к заявленной партийной принадлежности многих примаров, в ситуации, когда любая партийная печать избавляет от необходимости собирать подписи для регистрации). Тем не менее, пять месяцев работы правительства Санду стали светлым моментом, граждане Молдовы симпатизировали этой хрупкой женщине, видя, как она пытается разгрести «авгиевы конюшни» и вернуть обществу надежду.

Игорь Додон, как и ранее в истории, нарушил все договорённости, а общество, как и ранее, промолчало. Тем не менее, я остаюсь на стороне «конструктивных» оптимистов, в том смысле, что сам пытаюсь что-то изменить, без упования на Трампа, Путина или Бэсеску. Остаюсь оптимистом, ибо Додону, в завершение его президентской каденции, нечем отчитаться перед народом. Даже «тридцать тысяч сирийцев», кто еще помнит этот вброс, куда-то испарились.

Кроме того, президентские выборы 2020 года прояснят следующие гипотезы:  блок «АКУМ» был использован международными партнерами для устранения Плахотнюка в июне 2019 года и последующего воцарения Додона или мы, граждане Молдовы, с помощью партнеров и Додона избавились от Плахотнюка, вслед которому, по итогам президентских выборов, может отправиться и Додон. Лично я не стану лениться для реализации второго варианта.

Так что, «общественно-политический климат в нашей стране» такой, какой мы сами заслуживаем. Пациент вроде вышел из комы, а все остальное зависит только от нас.

Будут ли в этом году инициированы досрочные парламентские выборы и, если да, какую задачу они решат?

— Если говорить о периоде до президентских выборов, ответ зависит, в первую очередь, от результатов брожения в ДПМ и её фракции. Пока что нет видимых оснований считать, что в парламенте появится новое ситуационное большинство, которое «свалит» правительство Иона Кику, заблокирует создание нового и, тем самым, спровоцирует досрочные выборы. Они невыгодны и Додону, превратившему кабмин Кику в свой предвыборный штаб. Считаю более вероятным сценарий, когда новый президент инициирует досрочную избирательную кампанию, поскольку выбранный 24-го февраля 2019 года парламент уже не отражает настроения в обществе.

В последние полгода реакцией на внутреннюю ситуацию в Молдове стало появление новых политических формирований. Возможно, они в состоянии коренным образом изменить общественно-политическое сознание граждан республики?

— Я думаю, что подобное изменение зависит не от каких-то «новых политформирований», а от результатов предстоящих президентских выборов. Они станут либо катализатором деградации, сопровождаемой окончательным исходом тех, кто мог бы составить основу общества, либо трудным, длительным, но живительным процессом возвращения доверия в жизнеспособность РМ как государства, надежды на то, что в Молдове можно жить по-человечески.

Господин Нантой, поскольку наше общество делает ставку на представителей политических движений, а не автономных кандидатов, какая партия, поВашему, в ближайшее время наберет максимальную  силу?

— ПСРМ гордится результатами опросов и формально имеет признаки и структуры реальной партии. Однако отсутствие внутренней демократии превратило ее в карманную структуру – наследницу ПКРМ.

ДПМ, на мой взгляд, фраппирована наследием Плахотнюка, и нет оснований рассчитывать на ее «ракетный» взлет.

Я лично сожалею о разладе в уже бывшем Блоке «АКУМ», впечатление, что Платформа «ДА» неадекватно реагирует на поражение Андрея Нэстасе в муниципальных выборах и не только. В то же время, я остаюсь осторожным оптимистом на предмет консолидации всех, кто тяготеет к нормальной жизни, вокруг партии «ПАС» и Майи Санду, в перспективе президентских выборов. Чего-чего, а внутренней демократии, с частенько нелицеприятными дискуссиями, этой партии не занимать. Мне самому довелось общаться с людьми из Гагаузии и Приднестровья, которые уже не выдерживают политического вранья и приходят в «ПАС». Считаю, это дает ей, а заодно и всем нам, шанс на нормализацию жизни, обретение достоинства, уважения к себе и Молдове.

— И избавит её от синдрома расколотого государства?

— Пресловутая «расколотость» – следствие того, что мы, граждане своей страны, не уважаем себя, не хотим думать собственной головой, и позволяем местечковым политиканам запугивать нас и стравливать ради их прихода к власти.

Уже тридцать лет (!) длится циничный спектакль с «названием языка», «борьбой с унионистами» и гомосексуалистами, с «путинскими танками» и «танками НАТО». А страны-то нет, народ разбегается как с тонущего корабля. И череда страшных преступлений на почве алкоголизма, о которых регулярно сообщает интернет, говорит о том, что мы уже пожинаем плоды действительности, когда выросло поколение детей, брошенных родителями ради заработка.

Морозной зимой 2015-2016 гг. на митинги против коррумпированной власти подтягивались люди со всех регионов, и кричали «Жос!» на всех языках.

«Расколотость» останется в прошлом, когда мы переступим через фальшивое разделение на «правых» и «левых», научимся уважать и любить себя, начнём избирать во власть людей, которые нас уважают. Как Вы понимаете, имён нынешних руководителей в этом списке нет.

— Господин Нантой, это была Ваша позиция, и я благодарю Вас за откровенные ответы.

 

Интервью вела

Ольга Березовская

Специально для kommersantinfo.com

 

 

 

Метки:
Следующая статья

Смотри также: