Поиск..

Лента новостей Перспектива

Тогрул ИСМАИЛ: «Турция стремится к объединению тюркского мира».

.

Последние события в Турции привлекают к себе внимание массовыми протестами в Анкаре и Стамбуле. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган назвал их недемократическими и нелегитимными. Некоторые наблюдатели уже заговорили о попытке оранжевой революции в стране. Удастся ли нынешним властям Турции стабилизировать ситуацию? Что сейчас там происходит, рассказал турецкий политолог, профессор Тогрул Исмаил (Анкара).

– Массовые протесты охватили крупнейшие города Турции. Ваши комментарии?

– Только в Стамбуле, Анкаре, Измире. В протестах участвуют, в основном, сторонники Народной республиканской партии. 

– Арест стамбульского градоначальника послужил катализатором? 

– Люди выражают таким образом своё мнение, и это демократический подход. Но надо дождаться окончания судебного разбирательства. Оппозиционные силы утверждают, что все обвинения вымышленные, а судебные инстанции считают иначе. Политические же правящие круги заявляют, что всё обоснованно и доказуемо. Такая вот ситуация. Поэтому надо следить за процессом судебного разбирательства. Почему тема стала такой сверхчувствительной? Да потому что глава муниципалитета является представителем оппозиции. В целом Турция живёт в своём обычном ритме. 

Арест Экрема Имамоглу является устранением политического оппонента действующего Президента Турции. Насколько справедлива данная версия?

– Есть такая точка зрения. Но на данном этапе для Эрдогана никакой угрозы нет, ведь выборы должны пройти в 2028 году. До этого времени многое может измениться. Кроме того, всё происходящее играет на пользу Имамоглу в политическом контексте. Существует и другое мнение, согласно которому он участвовал в сомнительных сделках в личных интересах. Так, однозначно сказать что-либо сложно. Я же как политолог беру на рассмотрение всю палитру мнений. 

– Глава Турецкой Республики назвал митинги “уличным террором” …

– Он тоже выражает своё мнение о происходящем. Видите ли, в митингах участвуют не только представители Республиканской народной партии, но и прочие ультралевые группировки, которые стремятся канализировать протест в нужное для них русло. Напомню, политический ландшафт Турции очень разнообразен. 

– Выходит, уличный протест объединил довольно широкий спектр политических сил – противников Эрдогана?

– Не всех. Там есть различные политические организации, но это вовсе не означает, что на президентских выборах они выступят консолидированно. Просто каждый сейчас пытается получить максимальные выгоды для себя. Здесь следует сказать, что и у Эрдогана тоже достаточно своих сторонников, которые имеют свою позицию. Также не совсем понятно, зачем номинировать Имамоглу кандидатом на пост главы государства, если до выборов ещё далеко. Да и насколько это демократично, когда Республиканская народная партия выдвигает только одного кандидата безальтернативно?

Разумеется, оппозиция сейчас переводит всё в политическую плоскость, желая подать арест Имамоглу как политическое гонение. Палитра мнений о происходящих событиях очень богата. 

– В любом случае, арест Имамоглу удалось перевести в политическое измерение и выжать из этого политические дивиденды…

– Может и так, но это не означает, что оппозиция получила всё. Если завтра начнут всплывать факты, то оппозиция может и потерять свой потенциал. Поэтому необходимо дождаться судебного разбирательства, и картина станет более ясной.

– Вы же прекрасно понимаете, что тут вопрос политтехнологический.

– Нет, в Турции уличные митинги не окажут значительного влияния на итоги. Видите ли, в нашей стране уличные протесты – элемент демократии. Эрдоган, несмотря на все протесты, почему-то всегда выигрывает на выборах. Например, помните землетрясение, экономические проблемы? Тогда все утверждали, что оппозиция одержит победу. Но Эрдоган выиграл на выборах – и всё. То есть, я не склонен считать, что на текущем этапе уличные митинги окажут влияние на итоги выборов. 

– В любом случае, массовые выступления граждан являются тревожным сигналом для власти.

– Нет. На постсоветском пространстве протестная активность считается явлением трагическим, особенно в Кыргызстане. В Турции же это нормально. Безусловно, столь масштабные протесты правящая партия примет, как фактор, во внимание. Отмечу, президентские выборы в Турции должны состояться в 2028 году. Но досрочные выборы на руку действующему главе государства. Тогда он по закону сможет выдвинуть свою кандидатуру. Если же его срок завершится, то он по Конституции не имеет права больше баллотироваться. А так у него будет возможность ещё раз поучаствовать в политическом состязании. 

– Присутствует ли внешний фактор в этих протестах?

– Нет. Это сугубо внутренняя проблема. Внешние силы используют это только для пропаганды. Кстати, внешний фактор всегда играет в пользу руководства страны. Чем больше давление извне, тем легче консолидировать общество. 

– Какие интересы Турция преследует в Центральной Азии?

– Турция подходит к вопросам системно. Существуют различные соглашения. В основном, в турецкой внешней политике преобладает экономическая составляющая. Турция стремится к объединению тюркского мира под эгидой ОТГ, созданию среднего пути от Дальнего Востока до Европы, что принесёт экономические выгоды всем участникам. Здесь нужна будет координация со странами Центральной Азии в различных форматах. 

– То есть, Турция желает стать метрополией по отношению к ЦА?

– Турция хочет действовать совместно. Конечно, роль локомотива возлагается на Турцию как на сильную военно-техническую страну. Ранее в адрес Турции звучали обвинения, дескать, выступает как «старший брат». Ныне же Турция отходит от таких подходов в сторону более сбалансированных.

Беседовал Эрик Исраилов,

для kommersantinfo.com

Поделиться этим материалом:
Метки:

Смотри также:

КАЛЕЙДОСКОП НОВОСТЕЙ: