Елка, Дед Мороз, Снегурочка и салат Оливье…
.
Сегодня в некоторых регионах мира опять начались дискуссии о том, как появились эти новогодние символы. И почему именно они? Рекордсмен по количеству выдумок – Дед Мороз, о котором писали, что он – продукт советского агитпропа, что советская власть специально его придумала, чтобы вытеснить Святого Николая, что даже красный цвет его шубы является намеком на красный флаг СССР. Конечно, советская власть использовала Деда Мороза в своих интересах, но появился он еще в середине XIX века. Только не как новогодний персонаж, а как рождественский.
Предыстория Деда Мороза
Когда дети начали интересоваться, кто оставляет им под елкой подарки в день рождения Иисуса Христа, ответ родителей о Дедушке Морозе появился не сразу. Из тогдашней периодики известны попытки приписать их ангелу, бабушке Зиме, гномам, а также ряду сказочных персонажей. Но наиболее правдоподобным оказался вариант с Морозом – неким добрым дедушкой в шубе с мешком подарков за спиной.
Его преимущество заключалось в том, что он имел предысторию – был известен малышам из любимой зимней сказки «Мороз Иванович», напечатанной Владимиром Одоевским в 1840 году в сборнике «Сказки дедушки Иринея».
Уже в конце XIX века словосочетание «Дед Мороз» было общеупотребительным. Рождественского дедушку-дарителя изображали на многочисленных открытках, страницах декабрьских журналов, в книгах. Красная шуба, кстати, появилась именно тогда.
А за несколько лет до Первой мировой войны Дед Мороз перестал быть виртуальным героем – начал «лично» ходить по квартирам и поздравлять детей.
Большевики – ярые противники религии – запретили в 1927 году также и рождественского Деда Мороза. В декабре 1935-го дедушку вернули, но в новом качестве новогоднего персонажа. Ему сохранили функцию дарителя, зато лишили его нежелательной привязки к рождению Иисуса Христа.
«Золотой век» Деда Мороза наступил после Второй мировой — он вышел за пределы «детской» аудитории. С тех пор в его мешке нашлось место для подарков не только детям, но и взрослым.
Спутница Деда Мороза
Снегурочка, неотъемлемая спутница и коллега Деда Мороза, появилась как новогодний персонаж в январе 1937-го.
Дело в том, что «реабилитированный» дедушка должен был теперь не просто ходить по домам и поздравлять малышей, а участвовать в массовых мероприятиях — вести новогодние представления в Домах культуры, поздравлять малышей в детских садах и школах. Для работы с большой аудиторией понадобился парный конферанс. Решили дать дедушке напарницу.
Но в каком качестве? Кто это должен быть? Выбор не был слишком сложным. Ведь существовала известная пьеса Александра Островского «Снегурочка», написанная в 1873 году. В ней Снегурочка — дочь Деда Мороза и Весны Красны. Кроме того, по мотивам пьесы написал оперу Николай Римский-Корсаков. Она тоже называлась «Снегурочка» и пользовалась огромным успехом у зрителей. Эту фигуру, следовательно, публика уже знала, как родственницу Деда Мороза.
Правда, в 1937 году пришлось скорректировать родословную: дедушке логичнее появляться не с дочкой, как в пьесе и опере, а с внучкой. И объявили Снегурочку внучкой.
Встал вопрос: какого возраста она должна быть? На открытках ее сначала изображали маленькой девочкой. Но девочка младшего школьного возраста не может вести вместе с Дедом Морозом большие новогодние концерты. Поэтому позже Снегурочке добавили годков.
Красота лесной красавицы
Елка не сразу стала новогодней. Первое ее амплуа – рождественское дерево. Обычай ставить на Рождество елку для детей пришел к нам из Германии в середине XIX века. Поэтому хвойную красавицу сначала называли «немецкой елочкой». Ее украшали свечами и яблоками. Впоследствии елочные украшения стали более изысканными. Появились гирлянды, мишура из фольги.
Знаменитый эстрадный артист, певец, поэт и композитор Александр Вертинский, чье детство прошло в Киеве, вспоминал, как украшали рождественскую красавицу у них дома в конце XIX века:
«Сначала вешали на елку крымские румяные яблочки, потом апельсины и мандарины на красных гарусных нитях, затем золотые и серебряные орехи, потом хлопушки, потом конфеты и пряники — все последовательно, затем игрушки, а в конце – свечи. Елка стояла нарядная, огромная, до потолка, и была похожа на какую-то царицу, одетую в жемчуг и парчу, гордую и прекрасную».
В начале ХХ века появились даже коллективные рождественские елки – преимущественно в сельских воскресных школах. Приглашали малышей, дарили подарки. Например, гравюра 1902 года изображает селянок, которые ведут своих детей в школу на елку.
В конце 1920-х власти запретили рождественскую елку одновременно с запретом Рождества, но люди тайком все равно праздновали рождение Иисуса Христа. Горожане давали вознаграждение дворнику за молчание, завешивали окна, чтобы прохожие не заметили с улицы, и ставили елку. Поняв, что запрет бесполезен, советская власть в 1935-м елку вернула, но теперь уже как новогоднюю.
После Второй мировой войны абсолютно все новогодние праздники в СССР – дома, в школах, Домах культуры, а также в новогодних телепрограммах – проходили с участием украшенной елки.
Салат Оливье – не советское изобретение
Его создал в 1860-е годы повар Люсьен Оливье, владелец московского ресторана «Эрмитаж».
В новогоднюю ночь в «Эрмитаже» всегда был аншлаг. Ведь Рождество – праздник семейный (тогда христиане всех конфессий праздновали его 25 декабря), а вот в новогоднюю ночь люди искали развлечений и приключений. Кто-то спешил на каток, кто-то ехал в театр на бал-маскарад, а кто-то пировал в ресторане.
«Эрмитаж» посещала денежная публика. Там новогодней «фишкой» стал салат повара Оливье по эксклюзивному рецепту. Оттуда-то и пошла легендарная слава уникального салата. Ни один повар не мог повторить такую вкуснятину – Оливье держал определенные нюансы рецепта в секрете.
По воспоминаниям гурманов, главной составляющей тогдашнего салата были обжаренные кусочки мяса рябчиков и куропаток. По краям Оливье выкладывал отварные раковые шейки, ломтики телячьего языка и паюсную икру. Центр композиции украшала искусно собранная горка из кусочков картофеля, яиц и корнишонов. Это пестрое многообразие он обильно поливал соусом собственного изготовления.
В СССР о салате забыли – мол, пролетариат не нуждается в буржуазных изысках. Но в 1930-е годы о нем вспомнили. Он вернулся в меню ресторанов, только с измененным названием «Салат из дичи». Фамилия автора, который не имел рабоче-крестьянского происхождения, скромно умалчивалась.
Впервые рецепт салата Оливье появился в майском номере журнала «Наша пища» за 1894 год. Данный рецепт можно считать вполне достоверным, так как по утверждению автора он «не раз наслаждался этой закуской» ещё при жизни самого Люсьена Оливье.
Массовую популярность салат Оливье обрел после Второй мировой войны, чему в немалой степени способствовали издание и переиздание «Книги о вкусной и здоровой пище». Там салат называли то «Мясной», то «Зимний». Но люди все равно говорили: Оливье.
С начала 1950-х салат Оливье готовили не только в ресторанах, но и дома. Правда, по упрощенной рецептуре – например, вместо экзотических рябчиков клали кусочки курицы. Салат идеально подходил к новогоднему столу из-за ингредиентов, которые легко было купить зимой.
Впоследствии хозяйки самостоятельно корректировали рецептуру. Например, курицу, которая подорожала, или дефицитную телятину, которая исчезла с прилавков, заменили на колбасу «Докторская». Иногда вместо других ингредиентов использовали яблоки, морковь и тому подобное.
В таком виде салат дожил до нашего времени. Правда, с оригинальным изобретением господина Оливье он имеет мало общего. Но название сохранил. Сегодняшний салат «Оливье» – это больше, чем просто салат, какое бы название ему не придумывали. Удивительно, но сегодня он олицетворяет собой новогоднее настроение и объединяет вокруг себя целые семьи. Готовьте с удовольствием, а главное – с душой, ведь это, пожалуй, и есть тот самый секретный ингредиент Люсьена Оливье.