Авигдор Либерман: «Война в Украине повлияет на экономику многих стран»
.

Авигдор Либерман, выходец из Молдовы, проявил себя на высоких должностях в Израиле, как успешный организатор и новатор в построении межгосударственных отношений. Сегодня он — министр финансов этой страны и анализирует последствия военного противостояния России и Украины с данной позиции.
— Авигдор , как, на Ваш взгляд , отразятся на экономике последние события вокруг Украины?
— Должен сразу сказать: ожидается всплеск цен в первую очередь на продовольствие. Мировые цены на пшеницу уже выросли на 26 процентов.
— Сумеет ли правительство Израиля сдержать подорожание?
— Этот вопрос сегодня широко обсуждается во всех государственных структурах! Мы ищем рациональные решения, позволяющие свести к минимуму затраты наших граждан.
Мой совет: руководству Израиля в эти дни следует «сохранять низкий профиль» в отношении военного вторжения России в Украину. Мы должны уповать на скорое окончание войны и переход конфликта на дипломатические рельсы.
Наша главная задача, прежде всего, позаботиться о находящихся в Украине израильтянах и многочисленной еврейской общине этой страны. Самое умное, что можно сделать в такой ситуации, это, повторяю, «сохранять низкий профиль».
— Какова позиция Правительства Государства Израиль в этом региональном конфликте?
— Наша позиция ясна — мы выступаем за сохранение территориальной целостности Украины и скорейшее прекращение военных действий. Ещё раз подчёркиваю — выход из конфликта можно найти лишь дипломатическим путем, а не на поле боя.
Возвращаясь к началу беседы, хочу заверить наших сограждан, что дефицита пшеницы не возникнет, но платить за нее нам придется гораздо дороже.
Поясню: на долю Украины приходится около 50 процентов поставок пшеницы в Израиль. Любые конфликты с участием украинской стороны оказывают прямое влияние на весь мировой рынок зерновых.
Так, в 2014 году, после российской аннексии Крыма, пшеница подорожала на 30%. За две недели, предшествовавшие вторжению вооруженных сил РФ в Украину, мировые цены на пшеницу повысились на 20%, а в день вторжения, 24 февраля, еще на 6%. В Израиле уже возникли опасения относительно прекращения импортных поставок и дефицита пшеницы на внутреннем рынке.
— Значит, впереди — повышение цен на продукты, а заодно и на бензин?
— Необходимо понимать, какие проблемы стоят перед руководством страны. Мы следим за ситуацией на мировых рынках и видим, что нынешний кризис не может остаться без последствий для экономики — не только израильской, но и глобальной.
Война в Украине может создать для Израиля ещё несколько проблем. Израильские компании высоких технологий широко пользуются услугами аутсорсинга, и примерно половина этих услуг приходится на долю Украины. Речь идет о работниках очень высокой квалификации. Еще одним следствием вторжения может стать дефицит рабочих-строителей. В соответствии с двусторонним соглашением, на стройках Израиля работают около 1000 украинцев.
В целом этот кризис может повлиять на весь Ближневосточный регион, да и на весь мир. Это не точечный конфликт, и его влияние будет ощущаться далеко от границ Украины.
Наш известный экономист Шломо Маоз дал прогноз о дальнейшем повышении цен на нефть в свете российско-украинского конфликта. По мнению Маоза, цена 1 барреля нефти может надолго задержаться на уровне 100-110 долларов, что приведет к росту себестоимости электроэнергии, транспортных услуг, промышленного производства и, в конечном счете, подстегнет инфляционные процессы.
Маоз считает, что израильский рынок ощутит повышение мировых цен очень скоро, и это может свести на нет меры правительства по борьбе с подорожанием. Хочу напомнить, что минфин намерен 10 марта этого года представить вторую часть программы борьбы с повышением цен в стране. Ожидается, что в нее войдут следующие меры:
Демонополизация рынка. Государство обяжет крупные компании, прежде всего, производителей и импортеров продуктов, продать дочерние предприятия. Деятельность компаний будет жестко регламентирована.
Усиление конкуренции в сфере импорта. Поскольку ситуация, в которой определенный товар ввозит лишь один импортер, оборачивается повышением цен, государство примет меры для того, чтобы большинство категорий и видов товаров ввозили как минимум два импортера.
Пересмотр Закона о стимулировании инвестиций. Действие закона, предоставляющего инвесторам значительные экономические льготы, планируется распространить на малые и средние бизнесы. Условием для получения льгот станет обеспечение рабочих мест.
Государственный контроль за ценами. Рассматривается возможность временного включения ряда продуктов и потребительских товаров в категорию контролируемых. Цена, единая для всех торговых точек, будет устанавливаться государством, за соблюдением ограничений должны будут следить инспекторы минэкономики.
Очевидно, открытие израильского рынка для импортных овощей и фруктов будет отложено до 1 января 2023 года, чтобы дать фермерам возможность подготовиться к реформе.