Поиск..

Лента новостей Регион

Виктор Жосу: «Конца войне в Украине пока не видно».

.

Интервью с молдавским государственным и политически деятелем, экс депутатом Парламента РМ Виктором Жосу.

— Виктор Иванович, чем обусловлен резкий рост напряженности в Приднестровском регионе Молдовы? Какие процессы происходят в этом регионе, и кто стоит за этим?

— С момента начала Российской Федерацией так называемой специальной военной операции в Украине было ясно, что рано или поздно напряженность затронет и Приднестровский регион. И причина понятна — присутствие здесь контингента российских войск. Как в составе миротворческих сил в зоне бывшего военного конфликта на Днестре в 1992 году, так и военнослужащих России, задействованных в охране складов большого количества боеприпасов близ села Колбасна, которые хранятся здесь со времен Второй мировой войны.

Практически все эти военнослужащие являются местными уроженцами, принявшими российское гражданство, но в данном случае, то есть после 24 февраля, для Вооруженных сил Украины они являются представителями войск противника, еще одним раздражающим фактором и потенциальным объектом для столкновений. Неизвестно, планируют ли сегодня ВСУ такого рода столкновения, но даже независимо от планов украинских военных, есть и другие силы, которым выгодно, чтобы на левобережье Днестра сохранялся очаг напряженности. В этом могут быть заинтересованы, например, украинские спецслужбы или даже не столько они, сколько их западные кураторы, а также различного рода украинские националистические военизированные формирования и прочая.

При том бесконтрольном потоке беженцев, который начал проникать и в Приднестровье, и на территорию остальной Молдовы с началом военных действий, нельзя исключить и проникновение отдельных элементов с диверсионными целями. Не исключаю также, что определенный интерес может быть и у отдельных сил внутри самой непризнанной ПМР, которые таким образом пытаются привлечь внимание российского военного командования к Приднестровью. Но все это, подчеркну, из области предположений.
С другой стороны, очевидно невыгоден рост напряженности в Приднестровском регионе как нынешним молдавским властям, так и «властям ПМР». И тем, и другим не нужна война на своей территории. Другой вопрос, что по мере расширения театра военных действий в Украине в сторону запада, и от первых, и от вторых все менее будет зависеть эволюция событий. В складывающейся ситуации нам остается надеяться только на Бога.

— Допускаете ли, что Россия может прорубить сухопутный путь к Приднестровью через территорию Украины?

— Сегодня такой сценарий уже не кажется чем-то невероятным. Да, пока основные военные действия разворачиваются на Донбассе, Россия называет это первой фазой спецоперации, задача которой — полное очищение территории «ЛДНР» от украинских войск и вообще от какого-то ни было украинского влияния. Но представителями российского генералитета на днях была уже озвучена задача следующей фазы спецоперации: она заключается в установлении контроля Российской Федерации над всей территорией черноморского побережья Украины, скажем так, от Дона до Дуная.
Если данная задача будет решена, это и будет означать наличие для России сухопутного пути к Приднестровью.

— То есть, пресловутую руку Запада в попытке разжечь огонь новой войны в Приднестровье вы не видите?

— Более-менее определенно могу сказать только о «молдавской руке». Вооруженные силы Республики Молдова к участию в реальных боевых действиях не готовы. И я имею в виду даже не сам военный аспект, поскольку не являюсь экспертом в данных вопросах, а моральный, состояние так называемого боевого духа. У молдавских военных, насколько я могу судить, он находится на чрезвычайно низком уровне, воевать молдаване не хотят.
Конечно, в случае нападения любого противника на территорию Республики Молдова какие-то действия по защите этой территории наша Национальная армия предпримет. Но сегодня подобный сценарий рассматривается всеми в Кишиневе как абсолютно нежелательный. Причем независимо от того, кто и что может думать по этому поводу в Киеве, Бухаресте, Лондоне или Вашингтоне. Тем более, что пример того, как развертывается война в Украине после 24 февраля, со всей очевидностью доказывает: страны НАТО готовы оказывать любой стороне, которая рискнет повоевать с Россией, какую угодно помощь в финансах, военной технике, вооружениях, но только не помощь в виде участия в такой войне собственных воинских контингентов.

— Есть ли шансы у Молдовы вступить в НАТО, и в какой перспективе это возможно?

— Шансов на это у Республики Молдова не было и до 24 февраля 2022 года, а уж после начала названной спецоперации их не может быть и подавно. Это очень хорошо понимают в Кишиневе все, включая нашу нынешнюю прозападную власть. Не случайно и президент Майя Санду, и наш министр иностранных дел Нику Попеску, и другие официальные лица все чаще озвучивают тезис о военно-политическом нейтралитете Молдовы, который закреплен в ее Конституции.
Разумеется, сегодня озвучки такого рода адресованы в первую очередь руководству России, и мессидж вполне понятен: молдаване в стороне от ваших разборок с братьями-украинцами, поэтому убедительно просим нас не трогать.
Понятно и другое, что такая позиция официального Кишинева раздражает официальный Киев, откуда уже неоднократно делались более-менее прозрачные намеки, что от Молдовы Украина ждет большего. Но на большее, чем выражение солидарности с Зеленским и вербальное осуждение российской спецоперации, режим Майи Санду не может позволить себе пойти.

— Каков ваш прогноз по Украине? Виден ли конец этой войны, и чем она может завершиться?

— Прогнозировать эволюцию любой войны вряд ли стоит. Этим не занимаются даже генералы в генштабах, максимум, на что они решаются, это составлять планы военных операций. В которые затем война вносит свои коррективы, иногда существенные, опрокидывая первоначальные планы. Единственное, что могу сегодня сказать, это что конца войне в Украине пока не видно!

 

Источник

 

Метки: