Ловушка для лидеров
.
Несмотря на холодный ветер, начало рабочей недели в столице выдалось жарким: с утра на площади перед зданием правительства собрались на протест ветераны приднестровского конфликта. Манифестанты выдвинули сразу несколько требований: отставка кабинета министров, досрочные парламентские выборы, улучшение условий жизни комбатантов. Как дальше будут развиваться события, покажет время, но некоторые эксперты уже сегодня готовы поделиться с нашими читателями своим мнением о ситуации.
Руслан Шевченко — политический аналитик, доктор истории
Действующий министр иностранных дел А. Чокой сделал свое заявление, касающееся приднестровского конфликта и роли России в нём, в контексте очередной попытки президента Додона предложить Тирасполю особый статус в составе Молдовы, и это высказывание было явно скоординировано с главой государства. Как и следовало ожидать, предложение Додона было немедленно отвергнуто тираспольским лидером, который не желает договариваться ни о чем, кроме признания независимости для региона, а это, в свою очередь, абсолютно неприемлемо для любого молдавского руководства, независимо от того, каких политических взглядов оно придерживается. Последствия же двух этих высказываний оказались принципиально разными.
Если президент Додон сумел выжать из выходки Тирасполя очевидную пользу для себя внутри страны и на международной арене, так как действительно предложил компромиссную формулу разрешения приднестровского вопроса, разделяемую также Западом, то А. Чокой повел себя провокационно, ответив на требование ветеранов конфликта извиниться, что извиняться он не собирается. Странная риторика дипломата (тем более, такого опытного) говорит о том, что либо Чокой решил выслужиться перед президентом (Додон тут же взял его под защиту и сообщил, что не будет увольнять), либо он на самом деле не понимал, какую реакцию его заявление могло вызвать в обществе. А оно подожгло бикфордов шнур протестов.
Убедившись в том, что А. Чокой не собирается извиняться, ветераны провели пресс-конференцию, а 8 февраля — предупредительную акцию протеста, с требованием немедленной отставки Чокоя. Недовольство его поведением было высказано и частью представителей ДПМ — фактических союзников правящей ныне ПСРМ. Это серьезно обеспокоило И. Додона, так как нынешняя коалиция оказалась под угрозой развала, а сам он – перед реальной перспективой утраты власти. Поэтому, президент попытался оправдывать министра, да и сам Чокой, столкнувшись с ширившимся недовольством политических сил против его заявления, вынужден был все же извиниться. Но было уже поздно.
Назначенную на 25 февраля 2020 года акцию протеста участников войны перенесли на очередную годовщину ее начала – 2 марта. Участники митинга (по разным данным, от нескольких сотен до тысячи человек) уже стали требовать отставки президента И. Додона, правительства и персонально премьера И. Кику и министра иностранных дел А.Чокоя, а также — ряда социальных гарантий для ветеранов войны. Но реакция властей на протесты оказалась во многом неадекватной ситуации. Президент Додон вместо того, чтобы сразу согласиться удовлетворить требования протестующих — в конце концов, они требуют не что-то противозаконное, а вполне заслуженные льготы для тех, кто защищал территориальную целостность Молдовы — занялся поиском тех, кто стоял за организацией митинга и нашел их в Плахотнюке и его людях, во главе с А. Канду. Премьер И. Кику также выразил недовольство протестами и, хотя, под давлением комбатантов согласился на переговоры, пытался настаивать на том, чтобы проводить их без участия прессы. Министр иностранных дел А.Чокой, встреченный журналистами на Мемориале, всячески старался обойти неудобную тему, а советник премьера по вопросам ветеранов, генерал-майор полиции в отставке А. Гамурарь прямо на трибуне отреагировал на выкрики протестующих нецензурными жестами. Недавние лидеры антиправительственных протестов, в период правления В. Плахотнюка, а ныне — выступающие с многочисленными обвинениями в адрес президента М.Санду и А.Нэстасе отделались только требованием фракции ПДС объявить новый вотум недоверия А.Чокою. ДПМ вообще не высказалась по этому поводу.
Такое поведение вполне предсказуемо. ДПМ не хочет развала фактической коалиции с ПСРМ, который произошел бы, в случае поддержки ею отставки А.Чокоя, так как крах коалиции означает досрочные выборы и значительное сокращение фракции ДПМ в новом парламенте. Не лучше и положение М.Санду с А.Нэстасе. Как я отметил, одно из главных требований протестующих — отставка президента И.Додона. Но именно с этим президентом М.Санду и А.Нэстасе дважды, в июне и сентябре 2019 года, заключали коалиционные соглашения и несут непосредственную ответственность за укрепление позиций И. Додона и его приход к реальной власти в середине ноября 2019 года. Вдобавок, значительная часть протестовавших – унионисты, многие из которых считают Санду и, особенно, Нэстасе предателями дела объединения с Румынией. Если бы они вздумали после всего этого появиться перед протестующими с требованиями отставки Додона, то все могло окончиться оскорблениями и массовым освистанием. Понимая это, Санду и Нэстасе не рискнули появиться в рядах протестующих. Не выступили на митинге и представители их партий.
Сейчас руководители страны, во главе с И. Додоном, стоят перед выбором: удовлетворить хотя бы часть социальных требований ветеранов, а затем, вероятно, под предлогом «кадровых перестановок», заменить опозорившегося А.Чокоя на другую фигуру, из числа кадровых дипломатов, или не идти на уступки. Но такое решение вызовет лишь дальнейшее обострение политической обстановки в стране, что крайне невыгодно президенту И. Додону, так как происходит всего за 8 месяцев до президентских выборов, на которых у него есть хорошие шансы добиться переизбрания. Зная его характер, можно предположить, что ради ухода протестующих из центра столицы, он и премьер И. Кику согласятся удовлетворить часть «социальных» требований ветеранов, хотя это ляжет серьезной нагрузкой на трещащий по швам бюджет. Не исключено в этом контексте, что позднее Додон пойдет и на замену А.Чокоя, обставив её как можно более благовидно.
Остальные политические партии поставлены этим протестом в еще более сложное, чем ПСРМ, положение. ПДС и Платформа ДА поддерживать протесты (если они продолжатся) открыто еще какое-то время не смогут, так как слишком скомпрометированы в глазах многих. ДПМ в тупике, так как не знает, на что решиться: в ее рядах немало противников И. Додона, но ссориться с ним по уже известным причинам неохота. На стороне протестующих только «Pro Moldova» А. Канду, но они решили раньше времени не проявлять своих симпатий.
Таким образом, все будет зависеть только от самих ветеранов. Если они согласятся на предложения правительства, то, скорее всего, уже завтра никакого митинга не будет. Если решат продолжить протесты (неважно, под каким предлогом), и у них появятся новые требования, то ситуация, без сомнения, будет накаляться. Митинг проходит в самом центре столицы, в городе много активных противников ПСРМ, готовых, при необходимости, и на более решительные действия, нежели «просто» стояние на месте и призывы к отставке нынешней власти. Эта ситуация чревата, в случае продолжения протестов, и постепенной дискредитацией ПДС и Платформы ДА перед своим электоратом, так как они не смогут объяснить избирателям, почему, выступая против И. Додона, не поддерживают протестующих. В еще худшем положении окажется ДПМ, так как ее невнятная позиция вызовет массовое недовольство не только среди ее избирателей.
Вне зависимости от того, по какому сценарию будут развиваться события в ближайшие дни, можно однозначно сказать, что сезон политической борьбы в Молдове открыт. И то, как воспользуются ими политические партии, во многом покажет их планы, в ходе предстоящей кампании по выборам Президента РМ.
Стелла Жантуан — экс депутат Парламента РМ, политический аналитик
Ситуативная коалиция ПСРМ — АКУМ получила широкую поддержку в обществе и у стратегических партнеров Молдовы, в лице ЕС, США и РФ только потому, что это было единственно правильное политическое решение, обеспечившее демонтаж режима Плахотнюка, со всеми вытекающими последствиями.
Отставка правительства Майи Санду, спустя 4 месяца от создания коалиции, и назначение миноритарного правительства Иона Кику, при поддержке ДПМ, была не только фатальной ошибкой Игоря Додона, но и ловушкой для ПСРМ и ее неформального лидера. Такие политические шаги делаются не только из внешнеполитического расчета, в данном случае — в надежде на поддержку России, но, прежде всего, исходя из ситуации внутри страны.
Полное исключение фактора продолжающегося влияния беглого олигарха Плахотнюка на ДПМ, сохраняющую все, наработанные им, политические инструменты — совершенно неадекватный сценарий победы на президентских выборах. Выход из ДПМ группы депутатов, относящихся к ближайшему кругу Плахотнюка, во главе с Адрианом Канду, и начавшиеся сегодня протесты, с призывом отставки правительства Кику, а также протесты перед Посольством РФ — прямое подтверждение этому. Не следует исключать, что в ДПМ осталась «спящая группа», которая может объявить о своём выходе из партии, как только ДПМ и ПСРМ объявят о создании официальной коалиции.
В Парламенте действует и другая математическая формула: совсем необязательно выдёргивать 15 человек, чтоб сформировать проевропейскую коалицию с АКУМ и покинувшими ДПМ депутатами. На сегодня миноритарное правительство Кику поддерживают 58 парламентариев. Достаточно оттянуть 8 из них, как парламент и правительство станут не функциональными. И все это будет происходить на фоне антиправительственных и антидодоновских протестов, которые, судя по потенциалу вышедших из ДПМ «оппозиционеров», могут охватить всю страну. Нам ещё предстоит увидеть на этой сцене «патриотическую» группу Канду, претендующую на главную роль.
Недовольство граждан отсутствием реальных прорывов кабинета министров Кику, объявившего себя не только технократическим, но и социально ориентированным, ширится. Во многих бюджетных организациях страны зарплата не выдаётся с 1 января, индексация пенсий мизерная и очень далека от обещанной, цены с космической скоростью растут. Денег на социальные выплаты в стране нет, а российский кредит в 200 млн. долларов относится только к бесконечному процессу «Друмурь буне».
Негласная коалиция ДПМ-ПСРМ и их миноритарное правительство находятся сейчас в международной политической и финансовой изоляции. Российская Федерация — сильный геополитический игрок в регионе, но не является ведущим. Поддерживать такую коалицию при растущих антиправительственных протестах, в которых будут участвовать парламентские и непарламентские партии, не в интересах России. Сценариев, как это уже происходило в молдавской политике, может быть несколько. Один из них — досрочные парламентские выборы перед президентскими, с тем расчетом, что новый состав проголосует за выборы президента в парламенте, так как решение КС от 4 марта 2016 года носит неконституционный характер, и это изменение не было проголосовано тогдашним законодательным органом страны. Таким образом, шансы Игоря Додона на второй президентский срок стремятся к нулю.