PlayStation прострелила себе колено…
.
…решив создать собственный лаунчер игр для PC. Ни для кого не секрет, что уже давно нет никаких эксклюзивных игр для консолей нового поколения, как это было в 2010-х годах. Все рано или поздно переиздают свои шедевры для компьютера, чтобы расширить целевую аудиторию и продать как можно больше копий, и SONY — не исключение из правил. Вопрос в том, как можно было на этом потерять целое состояние и своих покупателей? Об этом сегодня расскажу вам по порядку. Май начался очень жарко!
Читаю последние новости индустрии гейминга, и все чаще возникает мысль, что успешным компаниям и их директорам очень «скучно» живется. Получив мировую славу кропотливым трудом десятилетий, они готовы отказаться от неё за считаные минуты. Сначала Ubisoft поймал шизу и начал удалять купленные людьми игры, потом Microsoft закрыл минимум пять успешных студий разработчиков просто «потому что», и, наконец, SONY добавила вишенку на торте, убрав свои игры в Steam из 177 стран. Да-да, вы не ослышались — это полный трэш.
Начнем издалека, а точнее, с восьмого февраля этого года, когда Arrowhead Game Studios выпустила вторую часть легендарной серии Helldivers на PC и PS5. И да, она действительно легендарна, одна из немногих игр в своем жанре, которая захватывает лором, мультиплеером и безграничной борьбой за демократию. Защищать свою базу от огромных волн инопланетных жуков и роботов бок о бок с верными друзьями — это, наверное, мечта каждого. Но дали нам помечтать не больше трех месяцев.
На выходе игры, как и с многими многопользовательскими проектами, сервера студии не выдержали напора игроков. Люди ждали почти десять лет продолжения любимой франшизы и толпами начали заходить в онлайн, что сильно ударило по общей производительности. Из-за этого начались долгие онлайн-очереди в подборе серверов, сильные фризы геймплея, высокий пинг, неправильное отображение оружия и других элементов.
Несмотря на обещания Arrowhead, первые фиксы пришлось ждать почти несколько недель, что отвернуло сообщество от игры. Пока игру заново приводили в порядок, многие пользователи PC заметили на экране главного меню загрузки предложение от PlayStation опционально подключиться с помощью своего аккаунта PlayStation Network (PSN). Сделано это было с целью помочь перенаправить поток игроков с значительно меньших серверов SONY для PC на сервера PS, чтобы улучшить производительность и скорость подключений. Благо, по окончанию полировки эту опцию убрали.
После увиденного игроки задумались, почему была предложена данная опция. Во многих сообществах на Reddit и X (бывший Twitter) фанаты выдвигали версии, что изначально игра разрабатывалась чисто для PS, и на исходном коде её переделали на компьютер, но особо значения этому не придавали. Разгадка не заставила себя долго ждать, но об этом немного позже.
День икс наступил второго мая, когда через Steam издатель объявил о том, что подключение к PSN станет обязательным. В анонсе было сказано, что опция вновь вернется в игру шестого мая для регистрации всех игроков, а с тридцатого мая и вовсе станет обязательной для того, чтобы войти в саму игру. В PlayStation даже не подозревали, какую они получат волну ненависти от людей со всего мира. Теперь игровое сообщество начало борьбу за демократию не только в космических глубинах, но и в реальной жизни.
В тот же день игроки массово начали писать плохие отзывы для обеих частей Helldivers в Steam. Статус рейтингов упал с Very Positive до Mostly Negative, как по щелчку Таноса. Одни пользователи жаловались, что они не хотят создавать еще один аккаунт PS для компьютера, другие же вовсе не имели поддержки PS в своем регионе, что означало потерю аккаунта и всех наработанных достижений. Проблема стала глобальной, так как магазин Steam поддерживает более 200 стран, а PlayStation всего 70. Директор Arrowhead Йохан Пилстедт публично принес свои извинения фанатам, ссылаясь на то, что он не знал о дальнейших планах SONY и постарается найти с ними консенсус.
В день запланированной регистрации, шестого мая, PlayStation официально написала в своем аккаунте X, что сообщество Helldivers оказалось сильным противником и что компания осознала свои ошибки. Теперь ранее опубликованное заявление и обновление аннулируются, и люди могут спокойно продолжать истребление космических угроз. Но все оказалось не так просто…
Когда все расслабились, SONY нанесла удар исподтишка, удалив Helldivers 2 из Steam во всех регионах, не поддерживающихся PSN. Это стало самым переломным моментом игровой истории на сегодняшний день. Получается, что люди, хотевшие купить игру, никогда её не купят, а пиратить её нет смысла, так как отсутствует мультиплеер. А те, кто уже успел купить игру, просто получат рефанд потраченных средств и могут смело гулять. Одиннадцатого мая, из разговора одного из пользователей Steam с технической поддержкой Valve стало ясно, что игру удалил не сам магазин, а издатель. Скриншот прикреплен ниже.
И ладно бы всё случилось только с Helldivers 2, хотя это совершенно не нормально, и я это не поддерживаю. Но теперь проблема перекочевала и в новые игры от PlayStation, а именно Ghost of Tsushima, который вышел в эту среду на PC. Я ждал переиздания этой игры семь лет, с момента релиза на PS4. Даже не смотрел сюжет и прохождения онлайн, чтобы окунуться в самую красочную и правдоподобную игру в японском сеттинге. И все ради того, чтобы увидеть сообщение “Данный продукт не поддерживается в вашем регионе”. Просто гениальное решение. Несмотря на то, что аккаунт PSN требуется только для мультиплеера Tsushima, игра все равно недоступна в магазине, так как требуется связка аккаунтов в доступных регионах. Задержка выхода God of War: Ragnarok уже была подтверждена, и никто не знает, когда игры вновь будут доступны.
Анализируя все это, можно сделать два вывода: 1) PlayStation потеряла миллионы с продаж Helldivers 2 и Ghost of Tsushima: Director’s Cut, а также миллионную аудиторию; 2) PlayStation создают свой собственный магазин и лаунчер для PC, используя дочернюю компанию PlayStation PC LLC. Это может показаться не так, но то же самое случилось в свое время, когда Ubisoft удалил все свои игры из Steam и создал Uplay (ныне Ubisoft Connect), а потом и Rockstar последовал тому же примеру с Rockstar Games Launcher. Они, конечно, одумались и вернули игры в Steam и Epic Store, но запускаются они только через лаунчеры самих студий. Вот увидите, так и будет. А уверенность в этом от того, что PlayStation давно осознала, какое количество денег она получает от переизданий эксклюзивов на PC, но делиться с онлайн-магазинами она не хочет из-за разделения большого процента основной прибыли.
Жду вашей поддержки и комментариев на своей странице в Instagram!
Материал подготовил
Леонид Лев Березовский-Западинский,
специально для kommersantinfo.com
Вы можете поддержать этот проект по ссылке.