Поиск..

Новости Регион

«Обновление» не желает обновляться

.

29 ноября 2020 года в восточных районах страны должны состояться «большие» выборы – депутатов в местный Верховный Совет (33 депутата вместо прежних 43), в городские и районные советы (всего 187 депутатов), сельские и поселковые (640 депутатов). Кроме того, будут избраны мэры всех сел и поселков (76 человек). Таким образом, теоретически должна обновиться вся «вертикаль власти» приднестровского региона Молдовы.

— Нелишне напомнить, пожалуй, что все кандидаты предварительно прошли тщательный отбор в органах МГБ и МВД региона на предмет позитивного или, как минимум, лояльного отношения к политике, которую через посредство В. Красносельского осуществляет здесь  холдинг «Шериф».

Не существует в Приднестровье и особой политической борьбы, так как кандидаты в законодательный орган представляют либо РПП «Обновление», во главе с Г. Антюфеевой (большинство кандидатов),  либо районные и сельские филиалы общественной организации «Участники боевых действий по защите Приднестровья», либо почему-то «Общество по защите прав пациентов» и, на худой конец, «самовыдвиженцы».

Все они однозначно отвергают любые варианты «интеграции» с остальной частью Молдовы, считая подобные действия «изменой Приднестровью». Естественно, что ни о какой реальной конкуренции между ними нет даже речи. Это тем более очевидно, если напомнить, что практически вся политическая жизнь и экономика региона контролируется «Обновлением». Подлинно оппозиционных кандидатов на выборах нет – местный ЦИК их просто не регистрирует, причем без всяких объяснений. Все это означает, что никакой демократией в Приднестровье не пахнет, а права и свободы гарантированы лишь на бумаге.

Незаконные власти региона даже обратились к руководству Молдовы с просьбой не мешать проведению выборов, напомнив, что Тирасполь не мешал волеизъявлению левобережных избирателей на выборах Президента РМ. Следует заметить, что последнее было явной формальностью – уже много лет, по крайней мере, с воронинских времен, центральные власти Молдовы не вмешиваются в выборы в приднестровском регионе, хотя, разумеется, все возможности у них для этого есть.

Однако кандидаты в органы власти Приднестровья не могут предложить своим избирателям действительно «прорывные» программы, которые обеспечили бы выход из затянувшегося социально-экономического спада, усугубленного последствиями карантина и других ограничений (они на левобережье были в целом гораздо более жесткими и продолжительными, чем на правом берегу). Почти по всем основным направлениям промышленного и сельскохозяйственного производства – либо застой, либо существенный, до 30-40%, спад даже в сравнении с показателями прошлого, далеко не лучшего года. А борьба с пандемией коронавируса потерпела вполне очевидный и закономерный крах, сразу после «открытия» региона 15 июня для «внешнего» мира там начало расти число заболевших, и теперь здесь ежедневно устанавливают по 200 и больше больных. Местная система здравоохранения, где нехватка медоборудования, препаратов, коек и врачей, отсутствие специализированных лабораторий ощущается еще острее, чем в остальной части Молдовы, под давлением всех данных факторов постепенно рассыпается от перегрузок.

От «внешнеполитических» обещаний местных кандидатов тоже веет тупиковостью и бесперспективностью. Все они, по сути, будто написаны под копирку: подчеркивается дальнейшее «единение с Россией» (хотя РФ никогда не обещала ни включить Приднестровье в свой состав, ни хотя бы официально признать, как Ю.Осетию) и продолжение последовательной ориентации на российские политические, экономические, социальные и другие стандарты. Но при всем том, что политическую систему России трудно назвать образцом демократии, по сравнению с левобережными порядками, в РФ – фантастический оазис свободы слова и выражения мнений.

Длительное и  бессмысленное существование никем не признанного региона, который давным-давно утратил первоначальный импульс к развитию, вызывает растущую безнадежность среди его жителей. Совсем не случаен тот факт, что большинство кандидатов от правящей (!) партии «Обновление» предпочли зарегистрироваться как якобы «независимые» и даже «самовыдвиженцы» – настолько раздражает местных избирателей одно лишь название этого политформирования.

Для молдавских политиков приднестровская тема неинтересна и неприятна. Многие из них давно хотели бы от нее избавиться, так как по глупости полагают, будто левобережные избиратели навсегда удержат Молдову в орбите влияния РФ. Однако, как показали недавние президентские выборы, даже голоса левобережных избирателей не оказали никакого воздействия на итоги выборов – «пророссийский» И. Додон потерпел тяжелое поражение. Это лишний раз показывает, что «приднестровская угроза», как минимум, сильно преувеличена. Для остальных молдавских политиков Левобережье – просто удобная «оффшорная» зона и место, где можно безнаказанно осуществлять различные махинации. И те, и другие боятся реальной реинтеграции Молдовы и восстановления ее территориальной целостности. Что исключительно выгодно тираспольской пропаганде, постоянно подчеркивающей слабость, трусость и непоследовательность политических деятелей РМ. Сами же жители региона и местные функционеры видят в Молдове чисто практическую составляющую – с помощью молдавских паспортов, которыми владеет уже большинство жителей региона, можно беспрепятственно посещать Европу.

Все это говорит о том, что если, по крайней мере, в ближайшие 5-10 лет, в Молдове не появятся государственники, способные переступить через догматическую боязнь левобережных избирателей и не начнут реальное вовлечение региона во внутриполитическую жизнь страны, приднестровское урегулирование останется на той же «мертвой точке», что и сегодня.

И именно постепенное втягивание этого региона абсолютно необходимо, если мы действительно хотим видеть нашу страну единой. Поэтому, молдавским политикам недалекого будущего еще предстоит разработать комплекс конкретных мер по решению этой важнейшей задачи.

Руслан ШЕВЧЕНКО, 

доктор истории, 

политический аналитик

Специально для kommersantinfo.com

Метки: